Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обеспечение педагогического развития медицинских работников.
В системе профессионального медицинского образования выделяют следующие принципы педагогики: – Принцип диалогизации. Роль преподавателя заключается в актуализации и стимуляции стремлений обучающихся к общему и профессиональному развитию, в создании условий для их самосовершенствования; – Принцип проблематизации. В медицинском учебном заведении содержание обучения представлено как поиск путей и способов решения проблем, а процесс обучения – как фокусирование проблем и обретение навыков их решения. – Принцип персонализации. Предусматривает преодоление недостатков традиционного ролевого педагогического взаимодействия. Результатом является актуализация личностного опыта, учитываются действия и поступки, которые приобретают индивидуальный характер; – Принцип индивидуализации. Предполагает ориентированность обучения не только на «среднего» студента, но и на «сильного» и «слабого» с учетом их возможностей; – Принцип деонтологической направленности подготовки специалиста. Отражает этическую составляющую профессиональной деятельности медицинского работника. Методика преподавания в профессиональной медицинской школе имеет свои особенности: 1. Процесс изучения клинических учебных предметов состоит из теоретических знаний и практических навыков, включающих самостоятельную курацию больных, ассистирование на манипуляциях и операциях и т. п. 2. Привлечение студентов к работе с больными при изучении тех или иных нозологий ведет к формированию у студентов клинического мышления. Одной из оптимальных форм его выработки является проблемный характер лекций. 3. Практические и лабораторные занятия направлены на формирование экспертного мышления. 4. Самостоятельная работа во внеучебное время включает чтение специальной литературы, отработку учебных заданий. Формы контроля: контрольные вопросы к очередному занятию, тематический тестовый контроль, оформление отчетных документов по выполненным частным учебным заданиям, зачетным экспертизам. 5. Учебно-материальная база включает тематические классы, учебные лаборатории, современную аппаратуру, инструментальное и лабораторное оснащение, учебные стенды и пособия, адаптированные к целям и задачам подготовки обучаемых. Каждое учебное занятие должно обеспечиваться адаптированным к теме занятия учебно-методическим комплексом.
Организация самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа – вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямого контакта с преподавателем обучающимися выполняются учебные задания. К таким заданиям относятся контрольные и курсовые работы, рефераты, эссе и т.д. Можно выделить два вида самостоятельной работы обучающихся: на занятиях в учебных заведениях и выполнение письменных заданий. Организация самостоятельной работы обучающихся осуществляется по трем направлениям: · определение цели, программы, плана задания или работы; · со стороны преподавателя оказывается помощь в технике изучения материала, подборе литературы для ознакомления и написания курсовой работы, реферата и дипломной работы; · контроль усвоения знаний, приобретения навыков по дисциплине, оценка выполненной контрольной и курсовой работы. Виды самостоятельной работы: – по дидактической цели: познавательная, практическая, обобщающая; – по типам решаемых задач: исследовательская, творческая, познавательная; – по уровням проблемности: репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская; – по месту выполнения: аудиторная, внеаудиторная; – по методам научного познания: теоретическая, экспериментальная; – по характеру коммуникативного взаимодействия: фронтальная, групповая, индивидуальная. В плане проведения самостоятельной работы указываются: тема, цель занятия, тезисы вводной (установочной) части, излагаются узловые вопросы, по которым проводится самостоятельная работа, определяются порядок и организация мест занятия, объем учебной литературы, порядок подведения итогов. В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний. Формирование навыков и умений самостоятельной работы студента может протекать как на сознательной, так и на интуитивной основе. Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Особенности научных исследований в сфере педагогики. Под научным исследованием вообще понимается какая-либо деятельность в сфере науки. Основные признаки исследовательской педагогической деятельности следующим образом. 1. Характер цели – познавательный. 2. Выделение специальной области исследования. 3. Применения специальных средств познания. 4. Однозначность терминологии. Таким образом, мы видим, что главной целью педагогического научного исследования становятся следующие факторы. 1. Выявление новых знаний о педагогических процессах и явлениях обучения и воспитания. 2. Выявление их отличительных особенностей (структура, действие, история развития). 3. Выявление системы и принципов, т. е. объективных закономерных связей между педагогическими процессами и явлениями. Результатом научного исследования является знание. Высшая форма, в которой существует научное знание, – это теория. Теория, в свою очередь, является высшим уровнем систематизации понятий науки, в которой отражается и закрепляется знание. Выделяются следующие этапы научного исследования. 1. Эмпирический. 2. Этап построения гипотезы. 3. Теоретический. 4. Прогностический. Логика педагогического исследования состоит в определении следующих этапов, взаимосвязанных между собой и плавно и логически переходящих друг в друга. 1. Первый этап – определение цели, в котором можно проследить определенную логическую цепочку: цель должна предвидеть конечный результат, а знание итогов результата дает возможность выбрать средства – в науке это методы и процедуры научного познания. 2. Следующий этап – определение задач, практическое описание педагогического действия, явления и процесса, выявленное самостоятельными обязательными практическими методами, формирование теоретического обоснования предмета и явления изучения, применяя имеющиеся научные теоретические познания других наук, создание конкретного представления об объекте, создание нормативной модели, создание проекта будущей педагогической деятельности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 178. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |