Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные этапы развития педагогики и образования в России.




Воспитание и образование России представляют сложное, исторически развивающееся явление. Историю образования в России принято отсчитывать от даты принятия христианства. Однако предпосылки для его появления сложились на Руси гораздо раньше, в предшествовавшие века.

С VII в. на основе греческого алфавита начинает складываться славянская письменность, получившая название протокириллицы. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создают славянскую письменность и переводят на славянский язык священные и богослужебные книги. Образование в это время складывается в определенную систему, которая включает в себя начальные школы («ученье грамоте»); школы, дающие более высокий уровень образования – «ученье книжное» и высшие школы, «училища».

В XI в. сложилось определенное, достаточно сложное и устойчивое содержание образования, предназначенное для каждой ступени школы. Основу содержания образования древнерусской школы составлял церковно-славянский язык, близкий древнерусскому, поскольку православную веру Русь приняла на церковно-славянском языке; тексты религиозной, художественной и другой литературы. Основы содержания образования, выработанные в начале XI в., просуществовали в российской школе едва ли не до XVIII в.

XIV век – драматичное, но вместе с тем и уникально благоприятное время в истории России, потому что с XIV в. начинается духовный подъем Руси. С XIV начинают появляться первые русские поучения о семье, ставшие основой для создания в XVI веке «Домостроя». Со второй половины XIV в. происходит культурный подъем Руси.

В XVI в. потребности в развитии образования значительно возрастают. В этот период быстрыми темпами развивается первоначальное обучение, которое дают монастырские и церковные школы.

Существенные перемены в образование внес XVII век. В этот период существенно возросли потребности страны в образовании и образованных людях. XVII в. стал временем устойчивого роста и распространения грамотности в России, временем создания школ, дающих более высокое общее и профессиональное образование.

Точкой отсчета современного российского образования и педагогического сознания стал ХVIII век и реформаторская деятельность Петра I. С XVIII в. в России начинает формироваться научное теоретическое педагогическое направление педагогического сознания.

Середина ХIХ в. – время коренных реформ всех сфер жизни России, в том числе и образования. Развитие педагогического сознания в этот период характеризуется становлением классической и реформаторской педагогики.

С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Ее основными направлениями стали ориентация на развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на много уровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.

 

 

Основные ценности современного образования, их краткая характеристика.

Образование — это целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся конституцией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три “слоя” ценностей:

это ценности образования как ценности государственной;

как ценности общественной;

как ценности личностной.

Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования. По-видимому, существует тесная связь между признанием личностном ориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их. Увидеть тесную связь образования и приоритетных ценностей общества можно на примере “культуры полезности” и “культуры достоинства“, понятий, введенных известным психологом А.Г.Асмоловым. Культура полезности, или культура, ориентированная на полезность как базовую ценность общества, имеет “единственную цель… – воспроизводство самой себя без каких-либо изменений… образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций”. По его мнению, оппозицией такой культуре, такому устройству общества представляет новый тип культуры, ориентированной на достоинство. “В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет”. Очевидно, что культура достоинства требует новой парадигмы образования – образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности. Это требует коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы, изменения ценностей образования как социального и культурного явления. Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как “аксиологическая революция”. Социально-экономические реформы, бурный темп жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что еще недавно казалось немыслимым. “Старые” ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются “новыми”, чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями.

Педагогическая программа.

Программа педагога - это нормативный документ, созданный на основе примерной или авторской программы по учебному предмету, с учетом типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и т.д.

Главное назначение рабочей программы педагога – обеспечение гарантий получения учащимися образования в соответствии с ГОС.

Программа может быть:Типовой,Модифицированной (адаптированной, скорректированной),Экспериментальной, Авторской.

Модифицированная (адаптированная) программа– это программа, в основу которой положена программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки учащихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности и индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений учащихся, например: отчетные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. К экспериментальной деятельности педагога ведет неудовлетворенность практической ситуацией. Экспериментальная программа – это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии.

Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Эта программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору.

Программа может быть:Биолого-экологической направленности, социально-педагогической направленности, естественнонаучной направленности, художественно-эстетической направленности, культурологической направленности, спортивно-технической направленности, научно-технической направленности и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...