Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и виды актов правоприменения. Пробелы в праве и их устранение в процессе правоприменения (аналогия закона и аналогия права).




Правоприменительный акт - это властное решение компетентного органа или должностного лица по конкретному делу, принятое во исполнении нормы права и указывающее конкретные права и обязанности субъектов, отношения между которыми подвергаются регулированию. Это одна из разновидностей правовых актов.

 Правоприменительные акты отличаются от нормативных актов и актов толкования права по следующим признакам: 1) Этоиндивидуальные, а не общезначимые предписания. Т.е. они: а) относятся к конкретному случаю (носят разовый характер, однократного действия); б) касаются конкретных субъектов отношений (персонифицированы). 2) Издаются на основании норм права, служат формой их реализации. 3) Это властное решение, исполнение которого обязательно. В случае уклонение от его реализации, исполнение его может быть произведено принудительно. 4) Издается компетентным на то органом (должностным лицом). 5) Обычно принимается в установленной процессуальными нормами форме: - имеет свое наименование (указ, приказ, решение, определение, приговор); - строго определенное содержание.

Все акты правоприменения должны отвечать требованиям: 1) Обоснованности. В акте должны быть: а) указаны фактические обстоятельства, на основании которых вынесено решение; б) приведены доказательства наличия этих фактов; в) решение должно быть основано на использовании приемов логики. 2) Законности. Оно означает, что акт должен быть вынесен: а) компетентным лицом; б) с соблюдением процессуальных норм; в) на основании правильно подобранной нормы права; г) должен соответствовать требованию диспозиции или санкции этой нормы. 3) Целесообразности.

Требования кписьменным актам. Они должны содержать следующие реквизиты: 1) Вводная часть, где указывается: а) название акта (указ, приказ, постановление, решение); б) название органа издавшего акт, лица действующего от этого органа; в) время и места издания акта; г) перечисление сторон правоотношения к которым он относится. 2) Описательная часть, где излагаются обстоятельства, к которым применяется норма права. 3) Мотивировочная часть с указаниями, почему (какие есть доказательства) применяется эта норма (юридической квалификацией). 4) Резолютивная часть, где формулируется принятое решение. Содержится подпись лица, принявшего решение, иногда, обязательна печать органа от имени которого оно принято.

Акты правоприменения делятся на виды по различным основаниям.

 1) По субъектам их издавшим, на акты: а) законодательных органов власти (постановления Государственной Думы); б) органов управления (приказы министров, постановления правительства); в) органов суда (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам, определения); г) центральных органов; д) региональных органов (субъектов федерации); е) органов самоуправления; ж) негосударственных властных органов (приказ управляющего частного предприятия об увольнении его сотрудника).

 2) По способам их оформления: а) письменные акты-документы; б) устныераспоряжения (приказы); в) конклюдентные — в виде жестов.

3) По функциям: а) регулятивные — основанные на регулятивных нормах, издаваемые в связи с правомерным поведением; б) охранительные — реализующие правоохранительные нормы, издаваемые в связи с правонарушением.

4) По значимости в правоприменительном процессе: а) основные акты: приговор суда, решение по гражданскому делу; б) дополнительные акты: постановление о признании человека подозреваемым, обвиняемым, постановление о передаче уголовного дела в суд.

Пробел в праве — это неурегулированность какого-то важного общественного отношения конкретной нормой позитивного права. Необходимость правового регулирования определяется субъектами права. По их мнению, это отношение должно быть в сфере правового регулирования (носит правовой характер).

Пробел в законодательстве – это отсутствие необходимой для регулирования общественных отношений нормы в статьях законодательства (системе нормативно-правовых актов: как законов, так и подзаконных актов). В этом случае норма может содержаться в судебном прецеденте или обычае.

Причины пробелов в позитивном праве:1) Появление новых общественных отношений, которые не предусматривались правотворцами.2) Упущения лиц, занятых правотворчеством.Иногда, правящие группы намеренно (умышленно) не урегулируют какие-то общественные отношения, чтобы обеспечить произвол своих действий.

Способы устранения пробелов в праве.Пробелы в праве должны устраняться преимущественно в процессе правотворческой деятельности, специальными субъектами. Но в некоторых случаях законодатель дает право правоприменителю устранять пробелы в праве в конкретных ситуациях. Это расширяет возможности защиты законных прав граждан и организаций, прямо не закрепленных в законе. Суд не имеет право отказать человеку в помощи, защите его интересов, сославшись на отсутствие урегулированности отношения конкретной нормой права.

Выделяют следующие способы устранения пробелов в праве.

1) Аналогия закона. Это применение к общественным отношениям, требующим правового регулирования, но не предусмотренным конкретной нормой права,правовых норм, регулирующих сходные отношения.

2) Аналогия права — это применение, в случае пробела в праве, общих начал (принципов) и смысла права (законодательства)соответствующей отрасли права или правового института или требований добросовестности, разумности и справедливости.

При устранении пробелов в праве в ходе правоприменения не создается судебного или административного прецедента. Устраняется пробел только в конкретном случае. Решение не имеет общего значения. Другой властный субъект может устранить подобный пробел по-своему.

Аналогия права применяется в случаях, когда нельзя применить аналогию закона.

Аналогия права и закона не могут применяться в уголовном праве и административном праве, в части привлечения к административной ответственности.

БИЛЕТ № 11 (21+ новый вопрос про межд.,22)

Взаимодействие международного и национального права.

(21. Правовая система РФ: понятие, элементы. Основные направления ее развития в последние годы.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...