Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы права (понятие, классификация).




Понятие принципов права -основополагающие идеи (начала), реализующиеся в содержании и форме позитивного права (главные, руководящие идеи, требования, основные свойства, особенности права, его дух). Можно сказать, что это первонормы, которые конкретизируются во всех нормах позитивного права.В принципах права проявляется его сущность, значение (роль) для общества. Принципы права помогают правильно понять конкретные нормы права, правильно их реализовать.Принципы позитивного права отражают реальное состояние правовой жизни. Принципы естественного права отражают правовые идеалы.

Принципы могут: а) прямо закрепляться в правовых нормах (чаще в Конституции, преамбулах или первых статьях законов, в нормах-принципах); б) либо вытекать из смысла какой-то совокупности норм. В последнем случае они выявляются путем анализа норм права и обобщения их смысла.

Виды принципов права:1) По степени их распространенности среди отраслей права выделяют:а) общие принципы, свойственные всему праву страны в целом;б) отраслевые принципы, присущие только одной отрасли права;в) межотраслевые принципы, присущие двум и более отраслям права, но не всему праву в целом.

2) По степени распространения принципов на другие общественные явления: а) социально-политические принципы права присущи не только праву, но и государству, общественной жизни в целом. б) специально-юридические принципы характерны, в основном, только для права. Предметом исследования теории государства и права являются только общие принципы права. Другие принципы изучаются отраслевыми науками.

3) По тому, в каком праве они реализуются: а) принципы естественного права как правовые идеалы, исходящие из потребностей общественного развития (объективное естественное право) или созданные умом человека (субъективное естественное право); б) принципы позитивного права на которых построено реально действующее или формально провозглашенное право.

4) В различных правовых системах мира на протяжении человеческой истории встречаются прямо противоположные принципы права.

Выделяют следующие полярно противоположные общие принципы права: Принцип свободы субъектов правареализуется через свободу распоряжения своим имуществом, свободу предпринимательства, свободу выбора места жительства, профессии, форм трудовой деятельности, свободу выбора своего представителя в органы власти, свободу пользоваться достижениями культуры, в защищенности от произвола государства и других лиц. Принцип несвободы - также присущ любому праву в той или иной степени, так как оно ограничивает поведение людей определенными рамками. Наибольшее проявление имеет в условиях авторитарных и тоталитарных режимов. Заключается в широких ограничениях свободы распоряжаться имеющимися материальными благами, участвовать в политической жизни страны, иметь и распространять какие-либо взгляды.

Принцип справедливости -отражает соответствие права господствующим в обществе моральным нормам. Справедливость носит очень субъективный характер. Ее понимание не совпадает у разных членов общества, групп людей и классов. Чаще под справедливостью в правепонимают: а) закрепление равенства; б) обеспечение беспристрастности суда; в) установление распределения общественных благ в соответствии с заслугами перед людьми; г) установление наказаний в соответствии с вредом, причиненным обществу; д) закрепление в праве компромисса интересов разных групп общества (рабочих и буржуа), компромисса между личностью и обществом, гражданином и государством. Принцип несправедливости - заключается в несоответствии права нормам господствующей в обществе морали. Несправедливость может заключаться в результатах правового воздействия на общественные отношения.

Принцип демократизма (народовластия) - заключается в закреплении в праве экономического, политического и идеологического господства большинства общества. Принцип господства меньшинства (недемократизма) над большинством - заключается в том, что право закрепляет экономическое, политическое и духовное господство какой-то элиты (класса) над всем остальным населением.

Принцип равенства -имеет два проявления:1) Равенство юридических прав (объема прав) независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это называется формальным равенством. Оно часто приводит к фактическому неравенству неравных людей. 2) Неравенство прав разных слоев общества, нацеленное на обеспечение большего фактического равенства. Объективно слабые, беззащитные слои общества получают преимущества в праве (привилегии) по сравнению с членами общества, имеющими власть или деньги. Принцип неравенства -заключается в следующем:1) Неравенство объема прав. В праве закрепляются привилегии. 2) Равенство объема прав объективно неравных между собой людей: рабочих и буржуазии, богатого и бедного, управляющего и управляемого. Это приводит к фактическому неравенствулюдей, эксплуатации и угнетению одних другими.

Принцип гуманизма (человеколюбия) -полнозакреплен в новой Конституции РФ. Противоположность - Принцип жестокости -высокой эксплуатация народа отдельными классами, приводящей к обнищанию народа;в отказе от защиты прав граждан;применения жестоких мер наказания за правонарушения;

Принцип целесообразности (объективности) - заключается в том, что право закрепляет наиболее выгодные для прогресса общества на данном этапе общественные отношения, соответствующие объективным законам развития общества, выражающие объективные потребности общественного развития. Это достигается с помощью научного обоснования принятия тех или иных норм.Принципсубъективизма(волюнтаризма) - заключается в том, что в праве закреплена субъективная воля группы людей, выражающая их эгоистические интересы или фанатически утопические представления о должном, противоречащие объективным законам общественного развития.

Принцип законности - заключается в том, что позитивное право:1) регулирует все важнейшие общественные отношения, исключает произвол;2) устанавливает строгий порядок реализации норм права;3) устанавливает меры ответственности за нарушение норм права;4) формулируется в законах. Подзаконные акты не противоречат законам. Действует принцип верховенств законов над подзаконными актами.Принцип произвола в праве - заключается в том, что право закрепляет: широкие возможности для произвола одних лиц (господствующих классов) против других; не предусматривает мер защиты одних лиц против произвола других.

Принцип взаимной ответственности государства и личности. Принцип безответственности государства (его органов, чиновников) перед личностью -Наиболее полно реализуется при абсолютных монархиях, деспотиях, диктатурах.

Общие специально-юридические принципы права: Принцип единства и непротиворечивости норм права. Принцип противоречивости норм права. Принцип реальности и гарантированности норм права. Принцип декларативности права. Принцип неразрывной связи прав и обязанностей. Принцип ответственности за вину. Принцип объективного вменения. Принцип правосудия. Принцип неправосудия. Иные общие принципы позитивного права:1) Договоры должны соблюдаться. 2) Ни кто не может передать другому больше прав, чем имеет сам. 3) Принцип полной ответственности.4) Ни кто не может быть судьей в собственном деле. 5) Нельзя дважды привлекать к ответственности за одно и то же правонарушение. 6) Закон обратной силы не имеет.

Стадии правоприменения.

Правоприменительный процесс разделяют на стадии:1) Установление фактических обстоятельств дела.2) Подбор и анализ норм права, подлежащих применению.3) Принятие решения по делу, его оформление и доведение до заинтересованных лиц.4) Контроль за исполнением принятого решения.

1)Установление правоприменительным органом фактических обстоятельств рассматриваемого дела, к которому применяется норма права, выявление фактических оснований для разрешения дела. сбор и анализ фактов о совершенном преступлении: правонарушителе, времени, месте, способе, совершения правонарушения, его вредных последствиях, вине правонарушителя.

Правоприменитель, как правило, не может сам наблюдать фактические обстоятельства, имевшие место в прошлом. Он собирает доказательства об имевшихся фактах. Доказательства это: (а) данные (сведения) о (б) фактах действительности, (в) полученные и закрепленные в установленном законом порядке, (г) необходимые для установления истины и правильного разрешения дела. Доказательства — это инструменты для познания фактов действительности. Факты действительности, не подкрепленные доказательствами, не могут быть использованы при решении дела.

Конституции РФ гласит: “При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.”

Виды доказательствпо форме носителя информации: показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, заключение эксперта, протоколы следственных и судебных действий, вещественные доказательства, иные документы (письменные доказательства: документы, письма делового или личного характера, объяснения сторон и третьих лиц).

Работа с доказательствами разбивается на стадии:Первая стадия сборадоказательств.

Иногда законодатель строго регламентирует порядок реализации первой стадии правоприменения — регламентирует способы сбора доказательств.

В уголовном процессе способы сбора доказательств называют следственными действиями: осмотр места происшествия, обыск, следственный эксперимент, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, освидетельствование, допрос. Процесс сбора доказательств и их оценки здесь разбивается на стадии: дознание, предварительное следствие, судебные слушания.

Вторая стадия оценкидоказательств: собранные доказательства в процессе осуществления правоприменения должны быть оценены с точки зрения: 1) Относимости к делу (отбрасываются не относящиеся к данному делу). 2) Допустимости для того, чтобы построить на них решение. Доказательства, собранные с нарушением процессуального закона, для разрешения дела не допускаются. 3) Достоверности. 4) Достаточности для решения дела (полноты сбора доказательств).

Требования к правоприменителю при выявлении фактических обстоятельств дела:1) Полнота сбора доказательств о фактах действительности.2) Всесторонность, глубокое исследование доказательств.3) Выяснения истинных обстоятельств дела.4) Законность при сборе доказательств и правильность их процессуального оформления.

Вторая стадия правоприменения.На второй стадии правоприменения производится выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению к рассматриваемому случаю, устанавливается юридическое основание для принятия решения по делу.

В жизни, первая и вторая стадии, часто, совпадают по времени.

На второй стадии правоприменитель осуществляетюридическую квалификацию обстоятельств дела. Это — оценка обстоятельств дела, (доказательств) с точки зрения соответствия их условиям действия правовой нормы, которые изложены в гипотезе этой нормы. Провести юридическую квалификацию — значит показать, что исходя из собранных доказательств, в данном случае необходимо применять именно выбранную норму права.

Действия, из которых складывается работа на второй стадии правоприменения:

1) Отыскание нужной нормы в массе нормативного материала; определение отрасли, института, которые регулируют данную область общественных отношений; поиск нужного нормативного акта; уяснение полного содержания нормы права, которая может быть изложена в разных статьях.

2)Проверка, действует ли выбранная норма в настоящее время, на данном пространстве и на какой круг лиц, не отменена ли, не противоречит ли законам и конституции.

3) Проверка правильности текста нормы. В сборниках законодательства возможны ошибки, описки. Сверка делается с официальными изданиями нормативных актов, помещаемых в специальных сборниках или газетах.

 4) Толкование нормы права, т.е. уяснение ее смысла.

Субъекты, осуществляющие юридическую квалификацию:1) Органы дознания.2) Органы предварительного следствия.3) Органы суда (в приговоре суда).4) Административные органы по административным делам.

Третья стадия правоприменения -стадия принятия решенияпо рассматриваемому делу, издание правоприменительного акта (оформление решения) и доведение его до заинтересованных лиц.На этой стадии реализуется в поведение правоприменителя диспозиция или санкция нормы права.

Она представляет собой: 1) Умственную деятельность, при которой из двух посылок (фактических обстоятельств и нормы права) делается заключение. 2) Оформление решения на бумаге в акте правоприменения. 3) Доведение решения до заинтересованных лиц. Закон часто устанавливает в каком порядке это делается (оглашается, выдается копия решения).

Четвертая стадия правоприменения — проверка исполнения принятого решения (контроль) и, в случае необходимости, принудительное его исполнение.

БИЛЕТ № 10(19, 20)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...