Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гласное обследование помещений, зданий, сооружений участков местности и транспортных средств.




При рассмотрении данной формы ОРМ существенное значение имеет предписание п. 1 ст. 15 Закона об ОРД о праве сотрудников оперативных подразделений изымать в ходе осмотра документы, предметы и материалы, представляющие оперативный интерес.

Указанная норма была поправлена Федеральным законом о внесении изменений по поводу исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности (Федеральный закон от 26.12.2008 № 293-Φ3). Иначе говоря, внесение поправок обусловлено определенными ограничениями вмешательства в предпринимательскую деятельность и тем более исключением ситуаций приостановления их функционирования. Существенно поднят уровень обоснованности и гласности ОРМ, более подробно урегулирован порядок их проведения.

Именно в отношении данного ОРМ принят специальный ведомственный нормативный акт, разъясняющий организацию и порядок проведения мероприятия, а именно приказ МВД России от 30.03.2010 № 249 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств".

Гласное обследование проводится на основании соответствующего распоряжения руководителя. Ведомственным нормативным актом установлен перечень должностных лиц различных уровней системы ОВД, уполномоченных издавать соответствующие распоряжения.

Гласное обследование проводится, как правило, с участием представителей соответствующих предприятий, организаций, учреждений. К этому виду осмотра могут быть приглашены необходимые специалисты организаций и учреждений как системы органов внутренних дел, так и других организаций, имеющих специальные познания в различных сферах социально-экономической и другой деятельности.

Ввиду особой значимости данного гласного оперативно- розыскного мероприятия рассмотрим порядок его проведения более подробно. Сотрудник оперативно-розыскного подразделения, располагая сведениями о нарушениях, влекущих уголовную ответственность, но не имея достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, обращается к непосредственному руководителю с рапортом, мотивируя в нем необходимость в соответствии с Закона об ОРД проведения обследования. Руководитель анализирует материалы и, соглашаясь с обоснованными доводами сотрудника, издает распоряжение о проведении соответствующего ОРМ.

Перед началом обследования сотрудник предъявляет распоряжение представителю юридического лица или физическому лицу для ознакомления (вручает ему под роспись копию).

При проведении обследования сотрудник с участием специалистов на основании закона (п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД) вправе изымать документы (либо их копии), предметы, материалы, соблюдая при этом требования законодательства об обращении с документами, содержащими государственную охраняемую федеральным законом тайну, а также информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.

Для подтверждения факта содержания хода проведения и результатов изъятия документов (копий) привлекаются нс менее двух совершеннолетних и дееспособных граждан, не заинтересованных в исходе изъятия, не состоящих с лицами, участвующими в изъятии, в родстве или свойстве, а также не подчиненных и не подконтрольных данным лицам.

Изъятие материальных объектов производится с обязательным составлением протокола в двух экземплярах в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства (ст. 166 УПК РФ). Один из них передается лицу (юридическому или физическому), у которого производится изъятие. В протоколе указываются место, дата и время изъятия, должностное лицо, изъявшее объекты и составившее протокол, порядок изъятия и заявления, если они поступили в процессе изъятия. Содержание его должно соответствовать действиям по процедуре изъятия.

Протокол представляется для ознакомления всем участвующим в мероприятии лицам для его подписи. Если при изъятии материальных объектов применялись технические средства, то в протокол заносятся сведения об их применении.

При изъятии документов с них изготавливаются копии, которые заверяются сотрудником оперативного органа, о чем делается отметка в протоколе. В случае невозможности изготовить и передать копии в момент изъятия документа они передаются не позднее пяти дней после изъятия, о чем также делается отметка в протоколе.

Если и по истечении пяти дней копии документов не были переданы физическому или юридическому лицу, то они в течение трех календарных дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

В случае отказа от получения, а также при невозможности вручить протокол по иным обстоятельствам отметка в протоколе делается в присутствии приглашенных граждан с заверением этого факта, и второй экземпляр направляется по почте не позднее следующего дня.

Кроме документов изъятию могут подлежать предметы и материалы, имеющие отношение к основанию, указанному в распоряжении руководителя о проведении обследования.

При изъятии информации, находящейся на электронных носителях, сотрудник принимает меры к недопущению уничтожения информации и предоставляет возможность изготовить копии изымаемой информации.

В результате осуществления обследования указанных объектов могут быть сформированы такие доказательства, как показания свидетелей, вещественные доказательства и иные документы.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений – это ОРМ, заключающееся в перлюстрации почтовой корреспонденции[9] в целях получения информации, необходимой для предупреждения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений и розыска особо опасных преступников.

Объектами контроля являются письма, телеграммы, посылки, бандероли и другая корреспонденция. Данные мероприятия, ограничивающие конституционное право на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускаются только на основании судебных решений при наличии обоснованного постановления оперативно-розыскного органа и осуществляются специальными подразделениями, исполняющими ОРД.

Порядок проведения контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и оформление результатов регламентируется отдельными межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами или соглашениями между органами, реализующими ОРД. Указанные мероприятия выполняются в тесном взаимодействии с предприятиями связи, которые обязаны оказывать содействие соответствующим оперативно-розыскным органам в соответствии с действующим законодательством: Законом о связи, постановлениями Правительства РФ "Об утверждении правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность" и "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи".

Надо сказать, что в случае обнаружения в почтовых отправлениях запрещенных к пересылке предметов или веществ (оружия, наркотиков, взрывчатых, радиоактивных веществ и др.) учреждения почтовой связи вне зависимости от проведения ОРМ обязаны задержать отправление и незамедлительно поставить в известность оперативно-розыскные органы. Действующие законодательные акты допускают ограничение права на тайну сообщений в отношении лиц, чья жизнь связана с определенными режимными условиями, – цензуру корреспонденции лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, хотя, на наш взгляд, она и не составляет данного ОРМ. Статьи 90, 91 УИК РФ предусматривают возможность ограничения переписки между лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы и не являющимися родственниками, цензуру получаемой и отправляемой осужденными корреспонденции.

Следует особо отметить, что не подлежат контролю почтовые отправления задержанных или заключенных под стражу лиц, арестованных и осужденных, если они адресованы в органы прокуратуры, суды или в органы, обладающие правом контроля за деятельностью мест содержания под стражей и уголовно-исполнительных учреждений, иные правоохранительные органы, а также уполномоченному по правам человека.

Пленум Верховного Суда РФ обращает внимание суда на то, что результаты ОРМ, связанные с ограничением конституционных нрав граждан на тайну переписки и телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, могут быть использованы в качестве доказательств по делам лишь, когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством на основании постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".

По результатам контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, как правило, составляется справка (меморандум), к которой прилагаются материальные носители информации, полученные в ходе ОРМ.

10. Прослушивание телефонных переговоров – ОРМ, заключающееся в негласном контроле, записи и обработке телефонных переговоров лиц, подготавливающих либо совершающих преступления или имеющих отношение к этим лицам, либо поддерживающих связь с разыскиваемыми. Это ОРМ ведет к ограничению конституционных прав человека и гражданина на тайну телефонных переговоров.

В части 2 ст. 23 Конституции РФ сказано: "Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров(выделено мной. – Автор), почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения".

Закон об ОРД, воспринимая указанное конституционное положение в ч. 2 ст. 8, формулирует предписание относительно телефонных переговоров следующим образом: "Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений передаваемых по сетям электрической и почтовой связи... допускается на основании судебного решения..." Далее говорится о наличии при этом информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, о лицах, к нему причастных, и о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, экономической или экологической безопасности.

Очевидно, что прослушивание телефонных переговоров – это слуховой контроль с помощью технических средств по линиям телефонной связи[10].

Максимальный срок прослушивания по закону – шесть месяцев со дня вынесения постановления. Срок не прерывается. При необходимости его продления судья принимает об этом решение на основании вновь представленных материалов (процедура предусматривает первоначальный порядок получения разрешения).

Результаты ОРМ оформляются рапортом сотрудника специального оперативно-розыскного подразделения с приложением носителей аудиозаписи. Заметим, что полученные в результате прослушивания сведения могут представляться инициатору за определенное время (сутки), а в необходимых случаях немедленно. I Грослушивание осуществляется с помощью специальных технических негласных средств службами МВД России, ФСБ России и органами по контролю за оборотом наркотических средств с телефонных каналов связи (проводные линии, радиотелефонные, каналы сотовой, космической связи и т.д.).

Вместе с тем после некоторых изменений и дополнений, внесенных в Закон об ОРД, в ст. 8 включена часть четвертая, которая имеет следующее предписание: "Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях..."

Указанная часть нормы имеет серьезное позитивное новшество. В частности, в нее помимо термина "телефонные" введено новое понятие "и иные" переговоры. Заметим, что это введено при наличии термина "иные сообщения". Законодательного пояснения нововведению не дано, но из смысла нормативной формулировки вытекает, что это переговоры лиц, требующие контроля и фиксации, ведутся без использования телефонной связи. С неизбежностью возникает правовой вопрос: а нужно ли для перехвата "иных переговоров" разрешение суда, так как в соответствии с Законом об ОРД оно требуется лишь для ОРМ "прослушивание телефонных переговоров" (п. 10 ст. 6), связанных с контролем "телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи..." (ч. 2 ст. 8).

За разъяснением термина но "сетям электрической связи" обратимся к Закону о связи. Согласно ст. 2 этого Закона под электросвязью понимается "всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам", а под сетями электросвязи – "технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное звуковое и иные виды радио- и проводного вещания".

Недостаточная ясность подобного рода нормативноправовых формулировок может породить (уже породила) серьезные затруднения в правоприменительной практике, привести к реальной угрозе нарушения законности. Примером тому может быть решение Европейского Суда по правам человека, которое было принято на основе анализа применения ОРМ – "оперативный эксперимент". По мнению Европейского Суда, с которым, по сути, согласна и Генеральная прокуратура РФ, перехват переговоров с использованием радиопередающего устройства идентичен прослушиванию телефонных переговоров.

Законодательством разрешено (ч. 3 ст. 8 Закона об ОРД) в случаях, не терпящих отлагательств (быстрота изменения ситуации, исключающая возможность своевременно получить судебное решение и реально угрожающая государственной, военной, экономической или экологической безопасности, а также совершению тяжких преступлений), начать прослушивание без судебного решения лишь па основании постановления органа, но с обязательным уведомлением об этом суда в течение 24 часов, а в течение 48 часов с момента прослушивания орган обязан получить судебное разрешение либо прекратить ОРМ.

Реализация этого положения в правовом понимании должна выглядеть следующим образом. Если в течение 48 часов (после предварительного уведомления) суд вынес положительное решение, то и весь период, включая начальный момент прослушивания, считается законным, и все прослушанные сведения, относимые к делу, следует считать допустимыми в правовом отношении. Если же суд не дал разрешения на проведение ОРМ, а оно было начато, то действия органа были необоснованны и требуют тщательного анализа с точки зрения их законности, а все полученные сведения не могут использоваться в доказывании, следовательно, будут недопустимыми. Законодатель предусмотрел ситуации, в соответствии с которыми разрешение суда может не понадобиться вообще: в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание телефонных переговоров, ведущееся с их телефонов, па основании только постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа, но с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов (ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД).

Следует также отметить, что данное ОРМ по своей сути и технологии проведения практически не отличается от такого следственного действия, как контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела (ст. 186 УПК РФ)[11]. Различия заключены в правовом статусе полученных результатов. Следственное действие выполняется по ходатайству следователя (постановлению и полученному им судебному решению). Следователь, так же как и оперативный работник, вправе в любое время истребовать от органа, осуществляющего контроль и запись переговоров, фонограмму для прослушивания.

По результатам проведенного ОРМ составляются оперативно-служебные документы, к которым прилагаются результаты прослушивания телефонных переговоров (аудиозаписи).

В соответствии с ч. 5 ст. 8 в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные переговоры которого прослушиваются в соответствии с Законом об ОРД, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественного доказательства. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно- процессуальным законодательством.

11. Снятие информации с технических каналов связи – это ОРМ, осуществляемое путем негласного контроля и фиксации информации, передаваемой по техническим каналам связи либо содержащейся в информационнотелекоммуникационных сетях в целях решения оперативно-розыскных задач. Это мероприятие, весьма близкое по своему характеру и содержанию к прослушиванию телефонных переговоров. Законодательного толкования понятия "технические каналы связи" ни в одном нормативном правовом акте нет, поэтому это собирательное понятие включает в себя совокупность электронных или иного вида устройств, предназначенных для сбора, обработки, хранения и распространения информации, циркулирующей но различным сетям связи. Ими могут быть компьютерные, телексные, факсимильные сети, а также телекоммуникационные информационные системы[12].

Основанием для принятия решения о проведении данного ОРМ является наличие в распоряжении оперативнорозыскных органов сведений о подготавливаемом, совершенном или совершаемом преступлении, по которому производство предварительного следствия обязательно, и лицах, причастных к этому, а также о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности государства.

Мероприятие проводится только с разрешения судьи по мотивированному постановлению органа, осуществляющего ОРД.

В исключительных случаях при возникновении неотложных обстоятельств данное ОРМ может быть начато по решению руководителей оперативных подразделений на основании постановления органа, но при условии получения судебного решения не позднее 48 часов с момента его начала.

Организация и порядок проведения ОРМ регламентируется ведомственными нормативными актами. Результаты оформляются служебными документами с приложением к ним соответствующих физических носителей информации и могут быть использованы для решения задач ОРД и, возможно, следствия при выполнении соответствующих процессуальных требований.

12. Оперативное внедрение – ОРМ, заключающееся в легендированном вводе, выводе и нахождении в криминальной среде или на объектах сотрудников оперативнорозыскных подразделений или лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, для решения определенных законом задач ОРД.

Сущность организационно-тактических приемов внедрения заключается в установлении доверительных отношений между негласными сотрудниками и лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, совершаемых, как правило, замаскированными способами. Объектами оперативного внедрения могут быть самые разнообразные объединения преступников. Это, прежде всего, характеризуемые уголовным правом такие формы соучастия, как: группы лиц с предварительным сговором о совместных действиях, о распределении ролей, о способах и средствах совершения преступлений; организованные группы, отличающиеся своей устойчивостью, сплоченностью, стабильностью состава (ст. 35 УК РФ), банда как разновидность организованной группы (ст. 209 УК РФ), преступное сообщество (преступная организация), созданное для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, отличающееся самой высокой степенью сплоченности, организованности, взаимодействия между соучастниками, конспиративностью деятельности всей организации, четко отлаженным управлением преступной деятельностью (ст. 210 УК РФ), незаконные вооруженные формирования (ст. 208 УК РФ). При этом следует иметь в виду, что деятельность таких формирований протекает нс только в обстановке совершения общеуголовных преступлений (кражи, грабежи, разбойные нападения), но и в условиях подготовки и совершения экономических и налоговых преступлений. В последнем случае это качественно новая характеристика состояния преступности, встроенной в социальную систему и оказывающей существенное влияние на такие ее составляющие элементы, как экономика и политика. Эти преступные сообщества отличаются наличием в обороте огромных денежных средств, разработанной системой защитных мер, коррупционными связями, включая соучастие правоохранительных органов.

Указанные формы соучастия позволяют судить о том, что сведения о таких формированиях, об их внутригрупповых специфических отношениях, о сложной системе преступной деятельности можно добыть, лишь внедрившись в их среду, высвечивая ее криминальный механизм изнутри, или установив оперативные контакты и развивая доверительные отношения с хорошо осведомленными соучастниками. Тот и другой способы требуют сложной оперативной работы (операции) по созданию благоприятных условий для ввода и определения позиции конфиденциального источника информации с одновременным прогнозом возможности безопасного вывода его из криминогенной среды без негативных последствий.

Следует иметь в виду, что законом разрешено органам, осуществляющим ОРД, создавать легализованные предприятия, организации и учреждения, которые были бы привлекательными для определенной категории преступников, вызывали бы у них определенный интерес.

Мероприятие нуждается в тщательном планировании и обосновании проведения с обязательным оформлением письменного постановления, требующего письменного разрешения руководителя оперативно-розыскного органа (ч. 5 ст. 8 Закона об ОРД).

Законодатель в целях конспирации предусмотрел возможность использования документов прикрытия, зашифровывающих личность негласного сотрудника (внедряемого), а также ведомственную принадлежность предприятий, помещений, используемых транспортных средств (п. 4 ст. 15 Закона об ОРД).

По результатам данного ОРМ могут быть сформированы различные виды документов: показания свидетелей, потерпевшего, вещественные и иные доказательства.

13. Контролируемая поставка – оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в негласном контроле за перемещением материальных объектов (предметов, орудий и средств преступления и т.д.), в том числе тех, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен.

Определяя сущность поставки, следует обращать внимание на универсальность объектов, нуждающихся в негласном контроле, исходя, прежде всего, из наличия признаков подготовки или совершения криминального деяния, а не только из формально-юридических свойств запрещения или ограничения свободного их оборота. Многие авторы, рассматривая данное ОРМ, неоправданно ограничивают сто только последним обстоятельством.

Контролируемая поставка проводится на основании постановления, утвержденного руководителем, уполномоченным на осуществление ОРД.

Имея в виду действия ОРМ в пространстве, контролируемые поставки подразделяются на внутренние, внешние (осуществляемые в порядке, установленном международными соглашениями и договорами) и транзитные (осуществляемые через территорию РФ). Например, контроль за перемещением наркотических средств по общепризнанному наркотрафику "Афганистан – Россия".

Правовое регулирование анализируемого ОРМ осуществляется Законом об ОРД, Законом о наркотических средствах и психотропных веществах, таможенным законодательством, Положением о НЦБ Интерпола, отдельными межведомственными соглашениями и нормативными правовыми актами МВД России.

Внутренняя контролируемая поставка требует к себе пристального внимания, особенно в части разработки ее организационных основ и тактики проведения, так как в развивающихся рыночных отношениях с учетом пространственного перемещения товаров по России – это один из наиболее сложных методов документирования преступной деятельности проверяемых. О серьезности проблемы говорят многочисленные примеры не только хищений части ценных грузов, но и пропажи всей партии, контейнеров, вагонов и т.п. Поставка предполагает отслеживание маршрутов прохождения материальных ценностей, в том числе экспортно-импортных, на железнодорожном, воздушном, речном, автомобильном транспорте с целью обнаружения обстоятельств их хищения на различных этапах его перемещения (негласный контроль при погрузке, следовании в пути, при получении) с установлением лиц, к ним причастных.

Данное ОРМ приобретает особую актуальность в современный период для оперативного контроля денежных и материальных средств при реализации различных проектов.

К процессу наблюдения, помимо сотрудников, могут быть привлечены иные лица и специалисты для оказания помощи и содействия. Исходя из целесообразности, могут быть использованы технические средства контроля.

Контроль за перемещением предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, драгоценные металлы, природные драгоценные камни, наркотические средства и психотропные вещества и др.), помимо наличия законных оснований, предусматривает и обязательное вынесение постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа.

В процессе осуществления контроля за поставками материальных объектов, представляющих оперативный интерес, на них могут быть нанесены специальные пометки для облегчения наблюдения за их движением, обнаружением мест укрытия, выявления лиц, к которым они перешли.

Имеется определенная специфика по установлению контроля за незаконным оборотом наркотиков. Так, на основе положений Венской Конвенции ООП "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ", в соответствии с которыми ее сторонники должны принимать в рамках своих возможностей необходимые меры по надлежащему использованию контролируемых поставок на международном уровне, отечественный законодатель, руководствуясь международной нормой, в ст. 49 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах ввел положение, согласно которому перемещение в пределах России, ввоз и вывоз или транзит через ее территорию наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования для их производства допускается с ведома и под контролем органов, осуществляющих ОРД.

Контрольная поставка является одним из эффективных методов оперативных подразделений таможенных органов в отношении не только незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ, но и других предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления, добытых преступным путем, либо предметов, которые являются контрабандой. При этом следует иметь в виду, что при реализации положений указанных норм в каждом конкретном случае контролируемая поставка осуществляется в целях пресечения международного незаконного оборота контролируемых объектов на основе ратифицированных международных договоров и при координации деятельности с соответствующими правоохранительными органами заинтересованных иностранных государств.

Результаты контролируемой поставки оформляются рапортом сотрудника, ответственного за проведение ОРМ, и если на каком-то этапе подключались приглашенные граждане и мероприятие получило гласный характер, то и соответствующим протоколом. К ним могут прилагаться различные документы, выявленные и составленные в ходе документирования, а также предметы, вещества и физические носители информации при использовании научно- технических средств, имеющие значение для решения оперативно-розыскных и следственных задач. По результатам ОРД могут быть осуществлены такие процессуальные действия, как допросы лиц, попавших в орбиту данного ОРМ: осмотры, изъятия предметов и документов, экспертизы.

14. Оперативный эксперимент – это ОРМ, осуществляемое путем создания негласно контролируемой и управляемой ситуации с целью выявления и задержания лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление.

В правовом, организационном и тактическом понимании – это система сложного экспериментального[13]мероприятия, содержащая в своей структуре взаимосвязанные элементы, решения, совокупность действий, применяемые средства. С учетом его неординарности законодателем предусмотрены основания и условия его проведения. Это наличие сведений о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении средней тяжести, тяжком или особо тяжком в целях предупреждения, пресечения и раскрытия подобного деяния. Гарантией обеспечения законности является особый порядок проведения ОРМ – наличие обоснованного письменного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Решения о проведении вырабатываются и принимаются на основе действующих законодательных и подзаконных правовых актов. Правовой основой для его осуществления является указание Закона на его место в перечне других ОРМ – п. 14 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД, предписания о соблюдении прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД (ст. 5), указания закона об основаниях для проведения ОРМ (ст. 7) и условиях проведения ОРМ, в частности, ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД. К организации его подготовки и проведения относятся и положения п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД, предоставляющие соответствующим органам право проводить оперативный эксперимент гласно и негласно, производить при необходимости в строго установленных Законом случаях изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона об ОРД к содействию в его проведении могут привлекаться отдельные лица с их согласия и с сохранением по их желанию конфиденциальности оказания помощи органам.

Эксперимент, как правило, проводится негласно, и основным объектом его воздействия является проверяемое лицо – носитель информации, действия которого связаны с подготовкой или совершением тяжкого и особо тяжкого преступления, и чье поведение необходимо контролировать в период проведения ОРМ.

Поскольку эксперимент проводится путем создания негласно контролируемой и управляемой ситуации во внешней окружающей среде, то негласность ситуации выражается лишь в отношении к лицам, представляющим оперативный интерес, можно даже сказать, к испытуемым. Ситуация – это, прежде всего, складывающиеся обстоятельства и объекты преступных посягательств, в которых подозреваемое лицо должно оказаться перед добровольным осознанным выбором его поведения: совершать или не совершать преступные действия либо отказаться от завершения уже начатого противоправного деяния.

Особо акцентируем внимание на том, что при проведении оперативного эксперимента подозреваемое лицо находится перед добровольным выбором, свободным волеизъявлением своего поведения и характера действий.

В данном ОРМ важно то, что ситуация создается, т.е. принимается во внимание наличие объективно существующих условий и проводятся меры по возникновению новых, которые в совокупности благоприятствовали бы выявлению, проверке и закреплению обстоятельств, свидетельствующих о подготовке, совершении либо уже совершенных преступлениях. Для этого моделируется ситуация с учетом механизма типичных, ранее совершаемых либо предполагаемых к совершению конкретных преступлений. Ряд оперативных действий, чаще всего в форме оперативной комбинации, направлен на реализацию заранее спланированной ситуации, контролирующей поведение проверяемого, который своими действиями и раскрывает преступные намерения.

Процесс создания негласно контролируемой ситуации может сопровождаться влиянием на проверяемых, побуждающим их к действиям, раскрывающим их причастность в той или иной форме к подготовке или совершению преступлений, к обнаружению их преступных связей, к раскрытию способов криминальных действий: заключение преступных сделок, подыскивание соучастников, покупателей предметов, веществ, запрещенных в свободном обороте (наркотиков, оружия, антиквариата).

Методы воздействия могут быть самыми различными. Это и имитирующие действия, заставляющие проверяемых ускорять сбыт похищенного, предоставление подставных покупателей, оказание иных контролируемых услуг и т.д.

В сфере борьбы с наркобизнесом в соответствии со ст. 36 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах при проведении оперативного эксперимента для имитации преступной деятельности органам, осуществляющим ОРД, разрешается использование наркотических средств и психотропных веществ без лицензии.

Следует отметить, что оперативный эксперимент проводится не только в отношении уже выявленных проверяемых и разрабатываемых. На базе имеющейся информации о событии ряда преступлений – типичные способы, место, время и другие обстоятельства совершения преступлений – моделируется ситуация в расчете на то, что неизвестные пока преступники будут действовать в сходной, но уже контролируемой ситуации: выставляются различного рода ловушки, приманки для угонщиков автомобилей, карманных воров, мошенников, содержателей притонов и т.п. В сети "Интернет" могут создаваться сайты с предложением оказания различных услуг, например скупки контрафактной продукции и т.д.

Иначе говоря, создаются ситуации, рассчитанные на круг лиц, как правило, профессионально занимающихся преступной деятельностью, специально подыскивающих объект для своих посягательств.

Интересно отметить, что анализируемое ОРМ – оперативный эксперимент имеет место и в Законе Латвии об оперативной деятельности, где ему посвящена отдельная статья (ст. 15). В этой норме указано, что он служит созданию определенных условий (ситуаций) для выявления интересующих лиц и дел либо определению в этих условиях действий тех лиц, по отношению к которым осуществляется оперативная разработка, или перемещение предметов и выяснение мотивации действий этих лиц.

В инструкции Генерального атторнея США, регламентирующего секретную операцию, подобное ОРМ является элементом такой операции с допущением "приглашения к совершению противозаконных требований", "созданию возможностей для противозаконных действий"[14].

Эксперимент, проводимый в указанных ситуациях, к тому же с совершением проверяемым отдельных противоправных действий, но некоторым внешним признакам имеет определенное приближение к провокации.

Вместе с тем во всех случаях при моделировании контролируемой ситуации действия сотрудников оперативно- розыскных органов не должны носить характера провокации, т.е. не оказывать активного давления на проверяемых, не подталкивать, не вызывать решимости, не оказывать им содействия в совершении общественно опасных действий.

Созданные оперативные ситуации никого конкретно не должны провоцировать па совершение преступлений, ни в коем случае не препятствовать свободному волеизъявлению и выбору поведения. Суть этого выражается в том, что эксперимент не должен предусматривать действий сотрудника оперативно-розыскного органа по фальсификации получаемой им в ходе ОРД доказательственной информации, искусственному созданию улик. Именно здесь, на наш взгляд, и кроется опасность провокации.

Под провокацией в данном случае необходимо понимать подстрекательство к совершению преступления другого лица путем уговора, подкупа, угрозы или иным способом. Подстрекателем может быть любое лицо, в том числе и должностное лицо правоохранительных органов. Закон об ОРД устанавливает прямой запрет должностным лицам, осуществляющим ОРД, подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация), фальсифицировать результаты ОРД (ч. 8 и 9 ст. 5).

Таким образом, характерными признаками оперативного эксперимента являются:

– наличие сведений о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении средней тяжести, тяжком или особо тяжком и возможной причастности к нему лица (лиц);

– возможность воспроизведения действий, обстановки противоправного события;

– осуществление необходимых оперативно-розыскных действий по созданию и использованию искусственных благоприятных обстоятельств, которые должны восприниматься объектом оперативного интереса и его окружением как естественные;

– контроль за созданной ситуацией эксперимента и управление ей в целях раскрытия механизма подготовки или совершения преступления;

– возможность пресечения, поимки с поличным объекта эксперимента.

Для принятия решения об эксперименте необходимо наличие сведений для выдвижения обоснованных предположений (версий) в отношении действий лица и связанных с ним иных обстоятельств противоправного события, а по взяточничеству – и наличие инициативы со стороны субъектов преступления, зафиксированной любым из способов, указанных в п. 1–3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ. Сюда относится информация, полученная из конфиденциальных источников, представленная сотрудником оперативного аппарата в форме рапорта об обнаружении признаков преступления. В такой ситуации ОРМ, исключив подстрекательство и побуждение лиц к неправомерным действиям (включая и действия негласного сотрудника), берет под контроль начавшуюся реализацию преступного умысла, фиксирует происходящие события и факты. Проведение оперативного эксперимента в подобных ситуациях не является провокацией, ибо нс инициирует преступное поведение.

Что же касается требований или вымогательства взятки со стороны подозреваемого, то, несмотря на инициативу представления информации потенциальным взяткодателем, необходимо соблюсти чистоту эксперимента, т.е. исключить активное провоцирующее вмешательство – воздействие на вымогателя, тем самым предоставив ему возможность свободы выбора действий. И если дальнейших действий с его стороны не поступит, то очевиден добровольный отказ от доведения преступления до конца, и отпадает необходимость в продолжении оперативного эксперимента. При этом следует иметь в виду, что при активном вымогательстве данный факт можно зафиксировать с помощью технических средств до момента передачи взятки.

Например, как вариант по делам о коррупции при наличии соответствующей информации необходимо иметь официальное заявление от гражданина, чьи проблемы предполагают решить должностные лица только за определенное вознаграждение. Заявитель описывает характер их взаимоотношений и предупреждается об ответственности за ложный донос (ст. 306 УК РФ). Здесь же он выражает добровольное согласие в участии при проведении ОРМ в соответствии с положениями Закона об ОРД с последующим выступлением в качестве свидетеля в уголовном процессе. Ему письменно разъяснено и положение ст. 204 УК РФ (примечание о том, что лицо, добровольно сообщившее о вымогательстве взятки, освобождается от уголовной ответственности).

Руководитель, найдя сведения достаточно обоснованными, дает разрешение па проведение оперативного эксперимента с вынесением письменного постановления. Проводится тщательная подготовка, в частности, оговаривается сценарий будущего разговора, лучше с технической фиксацией, с вымогателем на предмет исключения провокации со стороны заявителя, составляется оперативно-служебный документ по описанию (копированию, пометке и т.п.) предмета взятки. Надлежащим образом готовятся технические средства фиксации (документирования) встречи, передачи ценностей, контролирования их поведения и разговоров (видео- и аудиозаписи).

При проведении оперативного эксперимента возможно и получение судебного разрешения, если предполагается ограничение конституционных прав подозреваемого, например, с необходимостью прослушивании их телефонных переговоров. Последняя ситуация может возникнуть в силу того, что это комплексное ОРМ, которое может включать в себя и другие ОРМ, требующие разрешения суда.

Такие ситуации требуют особого правового внимания. По данному вопросу значительный интерес вызывает решение Большой палаты Европейского Суда по правам человека, которое констатирует нарушение властями РФ положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, выразившееся в проведении без разрешения суда негласного ОРМ "оперативный эксперимент" с использованием скрытого радиопередатчика (постановление по тому делу вступило в законную силу). Приведем суть дела с разъяснениями Генеральной прокуратуры РФ[15].

В отношении Быкова в 2000 г. возбуждено уголовное дело по подозрению в организации убийства С.

В целях его изобличения и в связи с согласием В., которому была отведена роль исполнителя, оказывать содействие в раскрытии преступления, сотрудники оперативного подразделения инсценировали убийство, после чего привлекли В. к участию в оперативном эксперименте.

Суть эксперимента заключалась в том, что В. снабженный радиопередающим устройством, по указанию оперативного работника прибыл в гостевой дом Быкова и сообщил ему об исполнении заказа – убийстве С. Состоявшийся разговор между ними был записан с помощью специальных технических средств, а в дальнейшем эта запись использована в суде в качестве одного из доказательств вины Быкова в совершении преступления.

Судебное разрешение на проведение записи переговоров получено нс было, так как ОРМ проводились без проникновения в жилище и нарушения его неприкосновенности, а в соответствии с Законом об ОРД оно требуется в случаях проведения ОРМ, связанных с контролем переговоров и сообщений, передаваемым только но сетям электрической и почтовой связи.

Однако, по мнению Европейского Суда, принцип обеспечения адекватной защиты лицу от произвольного вмешательства в равной степени применим к использованию радиопередающего устройства, которое с учетом природы и степени вмешательства фактически идентично прослушиванию телефонных переговоров.

Основываясь на этих выводах, Европейский Суд пришел к заключению, что в отсутствии особых и подробных правил использования такой техники слежения перехвата разговора как части "оперативного эксперимента" не сопровождалось действием соответствующих гарантий, препятствующих различным возможным злоупотреблениям, соответственно, ее использование было произвольным и не соответствовало требованиям законности.

Поскольку, как и Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), решение Европейского Суда по правам человека в той части, в какой ими, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, дается толкование содержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, является составной частью российской правовой системы, а потому должно учитываться правоприменительными органами при применении соответствующих норм права. Для большей понятности аргументов Европейского Суда, мы к его решению еще вернемся при рассмотрении правовых оснований и условий проведения ОРМ.

Генеральная прокуратура РФ своим информационным письмом обращает внимание на недопущение в дальнейшем выявленных Европейским Судом нарушений Конвенции в практической деятельности.

Акцентируя внимание на нормативно-правовой чистоте оперативного эксперимента, на свободе волеизъявления потенциального взяткодателя, на недопустимости провокации и искусственного создания доказательств, хотелось бы посредством отдельных жизненных обстоятельств уточнить практическую сущность данного ОРМ. Это тем более необходимо, что некоторые теоретики ОРД и практики усматривают в оперативном эксперименте основное средство борьбы с коррупцией и взяточничеством. Совершенно не отрицая эффективность применения данного ОРМ, тем не менее вызывает беспокойство участившиеся так называемые безналичные эксперименты, т.е. проводимые без наличия необходимых оснований в отношении конкретных лиц. Это можно продемонстрировать на фактах, связанных с нарушением правил дорожного движения как со стороны водителей, так и небезупречным поведением должностных лиц ГИБДД "при решении вопроса на месте".

Очевидно, в ответ на бесконечные сетования водителей на поборы на дорогах, иначе другого основания не придумаешь, специально технически оборудуется машина (прежде всего аудио- и видеозаписью), которая и служит ловушкой, рассчитанной на любого встречного водителя – правонарушителя, а значит, потенциального взяткодателя.

Надо сказать, что по такой же примерно схеме руководителями вышестоящих органов ГИБДД проводится и акция по разоблачению вымогателей – инспекторов из своей среды.

Оперативные работники, надеясь на быстрый успех "сделать раскрытие преступления", совместно со специалистами ГИБДД моделируют оперативную ситуацию в наиболее пораженных ДТП точках и проводят оперативный эксперимент. Ждать результатов долго не приходится. В возникшей ситуации с нарушением Правил дорожного движения инспектор приглашает нарушителя в спецмашину и предлагает составить протокол. У последнего практически мгновенно возникает "преступный" умысел на дачу взятки. Да и у кого из российских водителей он не возникнет, ибо, к сожалению, это укоренившийся стереотип мышления, сформированный нашей социальной действительностью и, чего греха таить, теми же инспекторами.

Изучение этого вопроса показывает, что к категории таких "взяткодателей" относятся практически все, кто водит автомобиль, особенно иномарку. В их числе не только и не столько злостные правонарушители, а по большей части законопослушные граждане, менее всего искушенные в общении с инспекторами и остро чувствующие свою вину. Заметим, что в моральном аспекте их поведение совершенно не оправдано.

С момента передачи определенной суммы, которую инспектор, как правило, не берет в руки, чтобы не оставить отпечатков пальцев, а указывает, куда положить, практически начинается уголовное преследование. Замаскированная группа задержания и нередко граждане, приглашенные в качестве понятых, ждут своего сигнала, затем опрос, составление служебных документов, прокуратура, возбуждение уголовного дела.

В другой ситуации подобная участь настигает уже инспектора ГИБДД, когда руководители службы, не известные инспектору, специально нарушив Правила дорожного движения, предлагают ему отступные (демонстрируя типичное поведение водителя-правонарушителя). И если деньги взяты, то для инспектора наступают негативные последствия, но не уголовно-правового, как в первом случае, а служебного характера, потому как обстановка заранее смоделирована его же руководителями и не образует, на наш взгляд, состава преступления. Полагаем, что в том и другом случае это могло бы быть мощной профилактической, предупредительной работой, но в обеих ситуациях вообще нет оперативного эксперимента, как он определен в оперативно-розыскном законодательстве. Во-первых, по субъекту проведения. В Законе прямо указано: "Должностные лица органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов..." (ч. 5 ст. 6 Закона об ОРД). Хотя в первой ситуации в ходе "проверки на дорогах" возможных взяточников участие оперативного работника может выразиться в качестве неизвестного лица в машине инспектора ГИБДД. Во-вторых, ввиду остроты данного ОРМ и избежания необоснованности его проведения, недопущения провокации Закон установил, что оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Юридически очевидно, что эксперимент допускается только на основании письменного разрешения руководителя, выраженного в форме специального постановления, подготовленного инициатором мероприятия – оперативным работником.

Практикой выработана не только форма, но и требования к содержанию указанного в законе документа. О признаках эксперимента и предъявляемых к нему требованиях выше было сказано. Поэтому в постановлении в их числе обязательно наличие сведений о реальных признаках готовящегося преступления либо покушения на него, предварительное следствие по которым обязательно; обоснование необходимости проведения именно данного ОРМ в целях проверки оперативно-розыскной версии о конкретных фактах или лицах, а также о времени и месте, где планируется провести оперативный эксперимент по воссозданию обстановки, близкой к реальной, об оперативно-розыскных действиях, которые предлагается осуществить.

В указанных ситуациях ничего этого нет. Следовательно, у руководителя нет оснований для принятия законного решения. Если он все-таки разрешит проводить такие действия, то выдает "безналичное" постановление – ведь на момент вынесения постановления нет в наличии никаких конкретных сведений криминального характера и, тем более, подозреваемого лица, вся надежда на тот случай, если кто-нибудь "поймается", а постановление "задним" числом можно поправить уже по факту эксперимента. Но в любом случае это явное несоответствие предписаниям закона.

Допустим, что в ситуации по поимке "водителя-взяткодателя" нет элементов провокации, но и в этом случае, на наш взгляд, мероприятие служит искусственному созданию доказательств преступления, о котором до момента контакта с инспектором гражданин даже не помышлял. Здесь, скорее всего, есть факт проверки граждан на законопослушность и не более того. Трудно согласиться, что такой оперативный эксперимент служит эффективному решению задач по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, а также по выявлению и установлению лиц, их подготавливающих или совершивших, на что прямо указывает закон (п. 6 ст. 8 Закона об ОРД).

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом сотрудника оперативно-розыскного органа, а в случае гласного проведения ОРМ по выявлению преступлений и лиц, к ним причастных, – протоколом. По своему содержанию протокол, по возможности, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протоколов следственных действий. В частности, в нем указываются участники эксперимента, включая граждан и специалистов приглашенных, для оказания помощи и содействия, отражаются, какие именно проводились мероприятия, с использованием каких документов, предметов, наносились ли на них специальные метки, какие сведения получены. Если применялись научно-технические средства (аудио-, видео-, фотосъемка и др.), еще раз подчеркнем, что они существенно повышают перспективу положительного разрешения результатов, следует отметить технические характеристики этих средств и условия их применения. К протоколу могут быть приобщены физические носители информации, полученные в результате использования технических средств. Полученные в ходе эксперимента результаты должны способствовать проверке или уточнению сведений о причастности конкретного лица к противоправному деянию, содействовать подготовке или осуществлению следственных или судебных действий.

 

Билет 48.Оперативно-розыскные учёты.

Добывание сведений (информации), касающихся преступного деяния, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий возможно лишь по судебному решению и при наличии соответствующей информации (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД). В этих целях используются различные средства, позволяющие повысить эффективность мер по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений.

Под термином «средство» понимается «орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности».

В ОРД в качестве специальных средств используются оперативный учет, оперативная техника, служебные собаки и иные средства1В литературе в группе «средства ОРД» выделяют средства финансового, материально-технического и силового обеспечения, которые подразделяются в зависимости от решаемых задач ОРД (см.: Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2008. С. 296., которые в соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД не должны угрожать жизни и наносить ущерб здоровью людей, а также причинять вред окружающей среде.

Важнейшим средством, используемым в целях борьбы с преступностью, является учет, который позволяет осуществлять сбор, хранение и систематизацию оперативной информации и выполняет задачу информационного обеспечения ОРД, повышающего эффективность данного вида деятельности.

Главное назначение учетов — приведение всех видов информации в целостную систему, позволяющую обеспечить возможность неоднократного обращения к ней пользователей в целях предупреждения, раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников, установления личности по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные.

Оперативные учеты — это регламентируемая нормативными актами система сбора, регистрации, сосредоточения и хранения данных о лицах, событиях и предметах по их признакам, предназначенная для информационного обеспечения ОРД.

Значение оперативных учетов заключается в том, что концентрируемая в них информация способствует:

своевременной организации наблюдения за лицами, представляющими оперативный интерес;

выявлению лиц, замышляющих, подготавливающих или уже совершивших преступления, и проведению в отношении этих лиц соответствующих ОРМ в целях предупреждения и раскрытия преступлений;

наиболее эффективному розыску скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших;

обнаружению похищенных вещей и предметов;

координации мероприятий по выявлению лиц, представляющих интерес для ОВД;

подбору конфиденциальных сотрудников для оперативных подразделений.

Основными требованиями, предъявляемыми к оперативным учетам, являются:

централизация, т.е. сосредоточение сведений, необходимых для решения задач борьбы с преступностью, в централизованных структурах — Главном информационном центре (ГИАЦ МВД России), Информационном центре (ИЦ МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ);

полнота — предоставление исчерпывающих сведений в регистрационной документации, в том числе в унифицированной форме, пригодной для последующей автоматизированной обработки:

своевременность, состоящая в постановке на учет в сроки, указанные в подзаконных нормативных актах (приказах, инструкциях, наставлениях);

целевой характер, заключающийся в использовании учетов для решения задач оперативно-розыскной деятельности;

правомерность постановки на учет, т.е. осуществление сбора, регистрации и хранения только объектов, закрепленных в подзаконных нормативных правовых актах;

конспиративность, обусловленная тем, что большая часть сведений, содержащихся в информационном массиве, является секретной.

Централизованные учеты функционируют в интересах МВД России, органов прокуратуры, ФНЕ России, ФМС России, Государственной фельдъегерской службы России, а также государств участников СНГ.

На федеральном и региональном уровнях существует единая информационная система, позволяющая интегрировать по всей стране от 10 до 14 различных криминалистических и розыскных учетов, доступ к которым имеется во всех ОВД.

Учеты ОВД формируются на прочной правовой основе, которую составляют следующие законодательные акты: Конституция РФ (ст. 23, 24); Закон о полиции (п. 32, 33 ч. 1 ст. 13); Закон об ОРД (ч. 8 ст. 5, ч. 1 ст. 10); Федеральный закон «О персональных данных»; Закон РФ «О государственной тайне»; Федеральный закон от 25 июня 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и др.

Конституция РФ (ст. 24) запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Однако в соответствии с п. 7 определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0 преступное деяние не относится к частной жизни лица и соответственно указанные сведения, необходимые для обеспечения оперативно-розыскной функции, не могут рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан. Вместе с тем должностным лицам, осуществляющим ОРД, запрещено разглашать указанные сведения без согласия граждан (ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД).

Оперативно-розыскное законодательство (ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД) закрепляет возможность оперативно-розыскных органов для решения стоящих перед ними задач создавать и использовать информационные системы. Под информационной системой персональных данных понимается информационная система, которая представляет собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств (п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных»).

Полиция при осуществлении своей деятельности имеет право использовать информационные системы; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции, формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно- криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах (п. 33 Закона о полиции).

Существенное значение для правового регулирования данного вида деятельности имеют подзаконные нормативные акты МВД России и других ведомств, в которых детализируются положения федеральных законов.

А. Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и неизвестных больных. Учет названных объектов уголовной регистрации осуществляется тремя самостоятельными, но взаимодей­ствующими картотеками. Учетно-опознавательные документы в картотеках расположены в хронологическом порядке по времени исчезновения пропавших без вести либо обнаружения неопознанных трупов или же по дате поступления в медицинские учреждения неизвестных больных. Мужчины и женщины в этих картотеках учитываются раздельно.

1. Картотека лиц, пропавших без вести, аккумулирует сведения. о:исчезнувших без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых неизвестны, в том числе о несовершеннолетних, ушедших из дома и детских учреждений; покинувших дома инвалидов и престарелых без ведома администрации; душевнобольных, ушедших из дома или медицинских учреждений.

Опознавательная карточка на пропавших без вести лиц включает следующие данные: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, последнее место жительства; описание внешности; состояние зубного аппарата; характерные приметы голоса (речи); заболевания, группа крови; описание одежды и обуви на момент исчезновения, размеры головного убора и обуви. Сведения о других предметах, документах и ценностях, имевшихся у него; профессия, род занятий, время и обстоятельства исчезновения; дата подачи заявления (сообщения) об исчезновении; где и когда зарегистрировано заявление, номер розыскного дела.

На «карту без вести пропавшего» должны быть наклеены две его, желательно последние, фотографии (в фас и профиль) с указанием времени съемки. Данные о заявителях заносятся в карту. Картотека лиц, пропавших без вести, имеет 2 раздела: «мужчины» и «женщины», которые делятся на группы по времени исчезновения, а внутри группы на более мелкие подгруппы по возрасту и росту, согласно формуле учета.

 

 

Формула учета составляется из шести условных знаков. Первый знак — буквенный указывает на пол: М — мужской, Ж — женский. Далее следуют цифры, указывающие время исчезновения: первая — квартал; вторая и третья —позволяют определить год, а четвертая цифра—возраст, следующим образом: 1—до 15 лет, 2—от 16 до 20 лет; 3 — от 21 до 30 лет; 4 — от 31 до 40 лет; 5 — от 41 до 50 лет и цифра 6 — старше 50 лет. Последняя (пятая) цифра означает рост: 1 — рост мужчины до 170 см, а женщины до 160 см; 2 — рост мужчины и женщины выше указанных. Например, формула учета М 39142 означает, что в третьем квартале 1991 г. пропал мужчина в возрасте от 31 до 40лет ростом выше 170 см.

Порядок проверки. Опознавательные карты, поступающие в информационные центры для постановки на учет или с запросами о розыске без вести пропавших, проверяются по фамильной картотеке, картотеке неопознанных трупов и неизвестных больных. Это дает возможность установить, не находится ли проверяемое лицо в местах лишения свободы, в числе погибших или в медицинских учреждениях.

2. В картотеке неопознанных трупов сосредоточены данные о трупах лиц: ставших жертвами преступления, в том числе расчле­ненных и скелетированных; погибших в результате несчастных случаев.

Опознавательные карты на неопознанные трупы включают следующие данные: длина трупа и примерный возраст; описание лица и характеристика зубного аппарата; особые приметы (родимые пятна, татуировки, шрамы, анатомические отклонения и т.п.); дата и место обнаружения трупа; причина смерти и время ее наступления (по данным судебно-медицинского вскрытия). Состояние трупа, время и место захоронения, номер могилы; описание одежды и обуви;

наличие других вещей, предметов и документов; состояние здоровья при жизни (по судебно-медицинским данным); номер уголовного дела или материалы проверки.

Оборотная сторона карты отведена для размещения отпечатков пальцев рук. Дактилоскопирование необходимо проводить во всех случаях, даже принимая специальные меры восстановления папиллярных узоров.

В особой рамке опознавательной карты помещаются три фотог­рафии лица трупа, выполненные по правилам сигналетической съемки (фас, правый и левый профиль). Захоронение неопознанных трупов разрешается лишь после составления всех учетно-опознавательных документов.

Проверка происходит путем сопоставления данных опознаватель­ной карты на неопознанный труп с картотекой лиц, пропавших без вести, и, по возможности, с дактилоскопической картотекой. Данные картотеки неопознанных трупов координируются также с пофамильным учетом и дактилоскопической-картотекой лиц, нахо­дящихся в розыске. Если в ходе проверок устанавливается сходство личности трупа неизвестного с гражданином, пропавшим без вести, или труп будет идентифицирован по прежней дактилоскопической регистрации, то об этом немедленно сообщается инициатору розыска.

3. Картотека неизвестных больных содержит сведения о лицах, поступивших в лечебные заведения, в основном психоневрологичес­кого профиля, а также в дома престарелых, инвалидов, детские дома и интернаты, которые по состоянию здоровья или в силу своего возраста не могут сообщить сведения, необходимые для установления их личности. Опознавательная карта на неизвестного больного содержит те же сведения, что и карта на лицо, пропавшее без вести.

По данной картотеке проверяются пропавшие без вести и лица, находящиеся в розыске. Опознание осуществляется с помощью фотографий, которые должны быть наклеены на опознавательные карты всех трех учетов. Если лица, учитываемые по картотеке неизвестных больных, ранее подвергались дактилоскопической регистрации, то они могут быть легко идентифицированы по отпечаткам пальцев рук.

Б. Учет утраченного и выявленного огнестрельного нарезного оружия (гладкоствольное оружие регистрируется по картотеке похищенных, изъятых вещей). Данный вид учета осуществляется местными и централизованными службами МВД. На учет ставится похищенное, утерянное, изъятое, найденное и добровольно сданное боевое, учебное, спортивное и охотничье оружие (винтовки, ка­рабины, автоматы, пулеметы, пистолеты, револьверы и охотничьи ружья с нарезным стволом).

В регистрационной карте отражаются: вид оружия, номер, серия, год выпуска, завод-изготовитель, модель и калибр; особые приметы, позволяющие индивидуализировать оружие; инициатор розыска или орган, обнаруживший оружие; номер уголовного дела (материалы); отметка о направлении оружия на экспертизу.

Регистрационные (учетные) карточки составляются в двух экземплярах и высылаются в территориальный ИЦ и в ГИЦ МВД РФ. Постановка оружия на учет должна предшествовать его проверке по коллекциям пуль и гильз, изъятых с мест преступлений.

В. Учет похищенных и изъятых номерных вещей. Обнаружение этих объектов имеет огромное поисковое и доказательственное значение и повышает эффективность расследования. Учетные кар­точки заполняются в день, когда получены необходимые сведения, и в течение суток подлежат направлению в ИЦ местного уровня. В ГИЦ МВД номерные вещи ставятся на учет лишь в случае, когда они похищены за пределами федерации. Карточки на вещи, разыскиваемые в связи с убийством, хранятся до установления преступников; учет в отношении остальных вещей прекращается в случаях розыска или установления принадлежности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...