Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

См. текст пункта в предыдущей редакции 6 страница




11) принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

12) выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

На судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктами 1, 11 и 12 пункта 3 настоящей статьи.

В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с настоящим пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 настоящего Закона, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Правовые ресурсы

Некоммерческие интернет-версии

О компании и продуктах

Вакансии

Главная Документы Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

А это касается прокуроров:

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

 

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 22.12.2014 N 431-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";

(пп. "а" в ред. Федерального закона от 29.01.2010 N 1-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 17 вносятся изменения.

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексомРоссийской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

 

7. Под проведением ОРМ в интересах какой-либо партии следует понимать сбор сведений в целях ведения политической борьбы, проведения выборной кампании, оказания иного содействия общественным, религиозным объединениям и политическим партиям. Такого рода деятельность не отвечает целям и задачам ОРД, поэтому ее следует признать незаконной.   Незаконным в соответствии с чч.2 и 8 комментируемой статьи признается также негласное участие в работе органов власти и общественных формирований, если такое участие преследует цель оказания влияния на характер их деятельности.   Под негласным участием в работе следует понимать внедрение штатных негласных сотрудников в управленческие структуры органов власти и партий либо привлечение к конфиденциальному сотрудничеству их лидеров. Влияние на характер их деятельности может осуществляться путем лоббирования законопроектов, отвечающих интересам отдельных политических сил; внесения изменений в программы и регламенты деятельности; выдвижения на руководящие посты отдельных лиц; проведения акций, дискредитирующих либо поднимающих авторитет организации в общественном мнении, и т. п.   Действие данной нормы не распространяется на различного рода незаконные объединения.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 15 августа 2011 г. N 942

О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ, А ТАКЖЕ СТАЖЕРОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ВОЗЛОЖЕННЫХ НА ПОЛИЦИЮ

(в ред. Приказов МВД РФ от 20.08.2014 N 713, от 28.03.2016 N 137)

В целях реализации статьи 32 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <*> приказываю:

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

1.Утвердить прилагаемый Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

2.Признать утратившим силу Приказ МВД России от 27 июня 2005 г. N 505 <*>.

<*> Зарегистрирован в Минюсте России 29 июля 2005 г., регистрационный N 6845.

Министр
генерал армии
Р.НУРГАЛИЕВ

Приложение
к Приказу МВД России
от 15.08.2011 N 942

ПОРЯДОК
ПРИВЛЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ, А ТАКЖЕ СТАЖЕРОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ВОЗЛОЖЕННЫХ НА ПОЛИЦИЮ

(в ред. Приказа МВД РФ от 28.03.2016 N 137)

1.Настоящий Порядок определяет правила привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

2.Привлечение сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, осуществляется по решению руководителя подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа МВД России, образовательной, научной организации системы МВД России, а также иной организации и подразделения, созданной для выполнения обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, в состав которой входят подразделения полиции, имеющего право назначать на соответствующую должность. (в ред. Приказа МВД России от 20.08.2014 N 713)

3.Решение о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, принимается в отношении конкретного сотрудника или стажера и оформляется правовым актом (приказом, распоряжением) руководителя, принявшего решение.

4.В правовом акте о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, указываются основания привлечения сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, конкретные задачи, возлагаемые на них, сроки привлечения к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

5.Настоящий порядок не распространяется на сотрудников, временно замещающих должности в подразделениях полиции в соответствии с частью 12 статьи 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <*>.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

6.Сотрудники и стажеры, привлекаемые к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность полиции, и настоящим Порядком.

7.Сотрудники в рамках профессиональной служебной и физической подготовки изучают нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность полиции по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных посягательств, порядок применения в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами в этих целях мер принуждения, в том числе физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также формируют соответствующие умения и навыки. (в ред. Приказа МВД России от 20.08.2014 N 713)

8.Стажеры до привлечения к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, проходят индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника, в ходе которого изучают нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность полиции.

9.Перед выполнением обязанностей, возложенных на полицию, сотрудники проходят проверку знаний, умений и навыков в установленном порядке, а стажеры - проверку знания нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции.

Не прошедшие проверку сотрудники и стажеры к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, не допускаются.

10.При привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:

поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях;

привлекать стажера к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в случаях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав и свобод человека и гражданина;

Абзац 4. - Утратил силу. (в ред. Приказа МВД РФ от 28.03.2016 N 137)

Запрещается ношение и хранение стажерами огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением средств индивидуальной защиты.

 

 

Билет 23.Понятие контракта между субъектами ОРД.

Согласно ч. 2 ст. 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативные подразделения могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Контракт есть разновидность договора, волевого соглашения двух субъектов оперативно-розыскной деятельности об установлении субъективных прав и обязанностей оперативно-розыскных органов и человека, изъявившего желание сотрудничать с этим государственным органом. Это правовой акт, его заключение и вступление в силу влечет юридически значимые последствия для его участников. Отнесение контракта к договору достаточно определенно позволяет считать его разновидностью сделки и одновременно юридическим фактом, в результате которого между сторонами возникают специфические оперативно-розыскные правоотношения. Вместе с тем заключение контракта может вызвать к жизни и некоторые другие правоотношения (например, ими могут стать трудовые и гражданско-правовые отношения).

Итак, оперативно-розыскной контракт - это основанный на нормах оперативно-розыскного законодательства и выработанный в публичных интересах в итоге добровольного согласования воли двух субъектов оперативно-розыскной деятельности оперативного подразделения (в лице оперативника) и совершеннолетнего дееспособного человека договор (как правило, документально оформленный), устанавливающий взаимные права и обязанности в связи и по поводу необходимости реализации целей оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач. Контракт всегда влечет определенные юридически значимые последствия для обеих сторон. Оперативно-розыскной контракт следует отличать от административного и гражданско-правового договоров. Несмотря на присущие им многие общие черты, характерные для любого договора (в частности, наличия общеправовых принципов заключения соглашения, согласования воли сторон, правовых последствий), они не тождественны. Можно сказать, что оперативно-розыскной контракт является частным случаем как административного, так и гражданско-правового договора. С первым из них его роднит публичный характер (государство в лице оперативно-розыскного органа - обязательная сторона при заключении контракта).

Однако контракт заключают не в связи с реализацией административных отношений, а в связи с необходимостью обнаружения преступлений.

Сравнивая оперативно-розыскной контракт и гражданско-правовой договор, отметим, что общим для них выступает равенство сторон (в отличие от административного договора). Вместе с тем коренным отличием контракта в оперативно-розыскной деятельности от любого гражданско-правового договора является его публичный характер. Если при гражданской сделке стороны преследуют индивидуальный, частный интерес, то при заключении оперативно-розыскного контракта преследуется достижение общественно значимого результата - защита человека, собственности, общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Условия заключения оперативно-розыскного контракта. Для оказания помощи конфидентам на условиях контракта законодатель установил два условия, дополнительных к общим: достижение конфидентом совершеннолетия и его дееспособность.

Дееспособность - это способность физического лица своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенное правонарушение (например, совершение преступления в ходе оперативно-розыскных мероприятий, нарушение условий контракта). В соответствии со ст. 60 Конституции гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещено вступать в договорные отношения с полностью недееспособными лицами, в частности лицами, страдающими психическими расстройствами. Контракт заключается с человеком независимо от его гражданства. К сотрудничеству может привлекаться: гражданин РФ (в том числе лицо, имеющие двойное гражданство, т.е. одновременно состоящие в гражданстве другого государства); лицо без гражданства; иностранный гражданин или подданный иностранного государства. Конфиденциальные отношения с этими лицами устанавливаются независимо от постоянного или временного их нахождения на территории России.

С.П. Матвеев,

кандидат юридических наук, доцент

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ КОНТРАКТА В СФЕРЕ ОРД

На протяжении истории развития человеческого общества вопросы прав его членов всегда находились в центре внимания. Вместе с тем сменяющие одна другую исторические эпохи характеризовались различным подходом к правовому статусу человека как члена общества. «Каждая исторически данная система права включала и включает в себя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе» [1].

Современная трактовка вопроса о правах человека опирается на естественно-историческое понимание данного социального явления. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Конституционная обязанность государства защищать права человека и гражданина соответствует нормам Декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В теории права закрепленные в Декларации права и свободы условно классифицируются по четырем группам. К первой группе относятся такие неотъемлемые права и свободы, как право на жизнь, свободу, неприкосновенность, запрет пыток, жестокого обращения или наказания, равенство перед законом и другие. Вторую группу составляют так называемые гражданские права и свободы: на признание правосубъектности, на убежище, на гражданство, на вступление в брак и создание семьи, на владение имуществом, свобода передвижения и выбора места жительства. К числу политических прав и свобод относятся: свобода мысли, совести, религии, убеждений, мирных собраний и ассоциаций, право на участие в управлении своей страной. Экономические, социальные и культурные права составляют: право на труд, и свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, право на объединения в профсоюзы, право на отдых и досуг, право на определенный жизненный уровень и образование.

Организация политической власти, не признающая права человека, не защищающая их, не может быть признана государством в современном понимании этого термина. Таким образом, не только провозглашение, но и обеспечение реальной возможности прав и свобод человека и гражданина является первостепенной задачей демократического государства.

В правовой науке вопросам защиты законных прав и интересов человека и гражданина уделяется большое внимание. В частности, П.П. Глущенко и

В.Я. Кикоть сформулировали дефиницию социально-правовой защиты конституционных прав и свобод граждан — это установленный законом порядок правоотношений, обеспечивающий восстановление социальной справедливости и нарушенных социальных прав и свобод человека и гражданина [2]. Как видно из определения, институт социально-правовой защиты активизируется в случае нарушения, (либо предполагаемого нарушения) законных прав и интересов граждан. Причины нарушения законных прав и интересов граждан могут носить как субъективный характер, так и объективный. Например, к субъективным причинам может относиться незнание законодательства гражданином, неправомерное действие должностных лиц и другие. Причины же объективного характера связаны с дефектами законодательства: пробелами, недостаточно продуманной законодательной техникой, несогласованностью отдельных нормативных актов. В связи с этим всесторонний анализ действующего законодательства, выявление проблемных вопросов правоприменительной практики являются необходимым инструментом, направленным на защиту прав и интересов граждан.

Перечисленные выше права и свободы граждан должны быть обеспечены действующим законодательством, содержащим механизмы защиты прав и свобод. Так, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года (далее — ФЗ) с последующими изменениями и дополнениями определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий [3]. В статье 1 указанного закона определена его цель — защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Обращает на себя внимание тот факт, что защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина в формулировке цели обозначена на первом месте. Это означает, что во взаимоотношениях человека, общества и государства приоритет принадлежит правам и законным интересам человека. Это подтверждается и зафиксированными в статье 3 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» принципами: уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Совершенно очевидно, что по замыслу законодателя рассматриваемый закон должен в равной мере обеспечивать права и законные интересы всех участников оперативно-розыскного процесса. Например, к таковым относятся граждане, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Взаимодействию названных субъектов посвящена глава четвертая ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии со статьей 17 отдельные лица (конфиденты) могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативнорозыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Как видно из текста нормы, одной из правовых форм связи отдельных лиц с органами ОРД является договор, названный в тексте закона «контрактом». Такой относительно новый и специфичный договор в рамках легитимизации оперативнорозыскной деятельности сразу стал объектом научного анализа ученых- юристов. Например, А. Шумилов, характеризуя метод правового регулирования оперативно-розыскного права, полагает, что «отношения, вытекающие из заключения контрактов (договоров) между государственным органом, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, и лицом, привлекаемым к содействию в ее проведении, лишь испытывают влияние метода гражданского права» [4]. Такая точка зрения представляется интересной А. Демину [5]. В связи с этим возникает вопрос о том, какой именно метод гражданского права и какое влияние оказывает на отношения, вытекающие из заключения контракта?

Как справедливо отмечает А.Ю. Шумилов, отношения, образующие предмет правового регулирования оперативно-розыскного права, регулируются не только оперативно-розыскным правом, но и другими отраслями права [6]. Рассмотрим подробнее отношения, возникающие из заключения контракта отдельного лица с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Сторонами контракта выступают государственное учреждение (орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность), а также физическое лицо, отвечающее признакам, предусмотренным статьей 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Предметом контракта являются обязательства физического лица, возникающие в связи и по поводу необходимости реализации целей ОРД и решения ее задач. Контракт предусматривает взаимные обязательства сторон, в том числе по обеспечению безопасности, конфиденциальности отношений, оплате труда. Однако в силу того, что ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит

лишь общий порядок заключения и реализации контракта, это вызывает вопросы о правовой

природе рассматриваемого договора. В самом деле, рассматриваемый договор (контракт) характеризуется смешанными признаками, атрибутивно характерными для договоров, регулируемых различными отраслями права. Между тем, определение правовой природы договора имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, например в случае расторжения договора и споров сторон по этому поводу.

Прежде всего обращает на себя внимание принцип добровольности взаимодействия отдельных лиц с органами, осуществляющими оперативнорозыскные мероприятия. Как установлено статьей

17 рассматриваемого закона, факт содействия органам в подготовке и проведении ОРМ по желанию граждан должен быть конфиденциален. Однако зависимость факта конфиденциальности только от желания самого гражданина может создать конфликтную ситуацию, при которой гражданин, исходя из различных побуждений (например, чтобы выглядеть героем), будет требовать гласности своего взаимодействия с органами, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а последние, руководствуясь статьей 18 закона «Об оперативнорозыскной деятельности», посчитают такую информацию противоречащей интересам государства или безопасности самого гражданина. По нашему мнению, во избежание подобной ситуации целесообразно изменить редакцию статьи 17 закона «Об оперативно-розыскной деятельности», указав, что конфиденциальность содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сохраняется не только по желанию гражданина, но и при отсутствии такого желания, исходя из соображений конспирации и безопасности лиц, оказывающих содействие.

Как указывалось выше, взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно-

розыскную деятельность возможно на основе документа, называемого «контракт». Этот термин приобрел популярность в русском языке относительно недавно. Так, в Кодексе законов о труде, действовавшем до 1 февраля 2002 года, использовалось двойное обозначение договора — «трудовой договор (контракт)». Тем самым ставился знак равенства между этими понятиями, так как в переводе с латинского языка на русский, термин «контракт» означает «договор». Термин «контракт» появился в законодательстве еще в советское время, например, в Законе СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР», Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». По законодательству того периода договор — контракт мог заключаться только с определенными категориями работников, например директорами предприятий, на определенный срок. А так как в прежнем Кодексе законов о труде термин «трудовой










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...