Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

См. текст пункта в предыдущей редакции 11 страница




(см. текст в предыдущей редакции)

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 20.03.2001 N 26-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

(часть пятая введена Федеральным законом от 20.03.2001 N 26-ФЗ)

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

(в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4, 6 и 7 части второй статьи 7настоящего Федерального закона, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8 - 11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8 - 11, 15 части первой статьи 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

(в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Под условиями осуществления ОРМ понимают установленные в оперативно-розыскном законодательстве правила, обусловливающие подготовку и (или) проведение ОРМ (всех, груп­пы или части единичного ОРМ).

Основная совокупность правил-условий содержится в ст. 8 ФЗ об ОРД, которая так и называется — «Условия прове­дения оперативно-розыскных мероприятий». Однако некоторые из них содержатся в других статьях ФЗ об ОРД, а также в нормах иных законода­тельных актов в области ОРД. Так, в ст. 3 ФЗ о наркотиках изложено усло­вие нелицензионного использования наркотических средств при проведе­нии ряда ОРМ, а в Законе о статусе судей предусмотрено изъятие из общего правила судебного санкционирования ОРМ (в особо оговоренных ситуаци­ях требуется разрешение не одного судьи, а коллегии судей — ч. 7 ст. 16).

Виды условий осуществления ОРМ. В ФЗ об ОРД закреплены следую­щие два вида условий осуществления ОРМ:

1) общего свойства, т.е. обусловливающие осуществление всех без ис­ключения ОРМ всеми уполномоченными на то субъектами. Их можно на­зывать общими условиями;

2) содержащие исключения из общих правил их осуществления. Для простоты восприятия их можно называть специальными условиями.

Значение условий осуществления ОРМ многопланово. Так, они призваны:

• гарантировать соблюдение принципов ОРД;

• повысить эффективность ОРМ;

• сбалансировать интересы отдельного человека (права на частную жизнь и др.) с потребностями общества и государства, заинтересован­ного в эффективном воздействии на преступность.

Кроме того, они лежат в основе выделения соответствующих видов составов ОРМ. Так, для выделения ограничительного состава ОРМ применяют условия, которые в оп­ределенной мере ограничивают проведение конкретного ОРМ. Например, в обычном порядке проводится обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Однако обязательным условием обследования жилища являет­ся получение на это санкции судьи.

Виды общих и специальных условий осуществления единичного ОРМ. В ФЗ об ОРД предусмотрены четыре общих условия, определяющие допустимость осуществления ОРМ:

1) на всей территории России (но только на ней!), если иное не преду­смотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 8);

2) в отношении каждого, если иное не предусмотрено федеральным законом. Так, гражданство, национальность отдельных лиц и другие об­стоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 8, не являются препятствием для проведения в их отношении ОРМ;

3) для достижения всех целей и решения всех задач ОРД, если иное не предусмотрено ФЗ об ОРД (ст. 1 и 2);

4) посредством использования любых технических и иных средств, при условии ненанесения ущерба жизни и здоровью людей и непричинения вреда окружающей среде (ч. 3 ст. 6).

Кроме того, в ФЗ об ОРД предусмотрены три группы условий осуще­ствления ОРМ, которые содержат исключения из общих правил (их назы­вают специальными условиями):

1) ограничивающие осуществление определенной группы ОРМ;

2) предусматривающие экстренность осуществления отдельных ОРМ. Эти условия связаны с такими ситуациями в ОРД, которые требуют сроч­ного, безотлагательного принятия соответствующих мер воздействия;

3) определяющие осуществление ОРМ для обеспечения безопасности оперативно-розыскных органов.

Характеристика специальных условий осуществления единично­го ОРМ. Сначала проанализируем условия первой группы — ограничи­вающие осуществление ОРМ. Выделив эти условия, законодатель норма­тивно определил соответствующие категории ОРМ. Одновременно эти условия лежат в основе выделения ограничительного состава ОРМ. Из­вестны следующие предусмотренные ФЗ об ОРД условия.

Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права че­ловека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почто­вых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электриче­ской и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, до­пускается только (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД):

1) на основании судебного решения;

2) и при наличии информации о:

• признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного про­тивоправного деяния, по которому производство предварительного следст­вия обязательно;

• лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших проти­воправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

• событиях или действиях, создающих угрозу государственной, воен­ной, экономической или экологической безопасности России.

Это правило распространяется на следующую группу ОРМ:

• контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

• прослушивание телефонных переговоров;

• обследование жилища.

Отдельные ОРМ допустимо проводить только на основании утвержден­ного руководителем оперативно-розыскного органа постановления (ч.

7 ст. 8

ФЗ об ОРД). Это правило в обязательном порядке распространяется на сле­дующую группу ОРМ:

• оперативный эксперимент;

• оперативное внедрение;

• проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен;

• контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свобод­ная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен.

Некоторые из ОРМ допустимо проводить только по преступлениям средней тяжести, тяжким или особо тяжким преступлениям (ч. 4 и 8 ст. 8). Это правило распространяется на:

1) прослушивание телефонных и иных переговоров;

2) оперативный эксперимент.

Ряд ОРМ проводится только с использованием оперативно-технических сил и средств ФСБ России, МВД России и ФСКН России (ч. 4 ст. 6 ФЗ об ОРД). Это правило распространяется на следующую группу ОРМ:

• снятие информации с технических каналов связи;

• контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений с подключением к станционной аппаратуре;

• прослушивание телефонных переговоров с подключением к станци­онной аппаратуре.

Проведение в отношении судьи ОРМ (если в отношении судьи не воз­буждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией, феде­ральными конституционными законами и федеральными законами, допус­кается только на основании решения, принимаемого не единолично судьей, а судебной коллегией.

В отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, ок­ружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда решение прини­мается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ.

В отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответ­ственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федераль­ного значения, суда автономной области, суда автономного округа.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привле­чения его в качестве обвиняемого по уголовному делу ОРМ в отношении судьи производятся в порядке, установленном УПК и ФЗ об ОРД.

Характеристика условий второй группы — экстренного характера осуществления ОРМ. В ФЗ об ОРД предусмотрено три ситуации (случая) экстренного характера, в которых допускается осуществление отдельных ОРМ, влекущих ограничение конституционных прав граждан, с некоторым послаблением, с отступлениями от общих правил (эти условия лежат в ос­нове выделения льготного состава ОРМ).

Допускается проведение обследования жилища и других ОРМ, преду­смотренных ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД, без получения разрешения судьи. Это допустимо в случаях, во-первых, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления (первая ситуация экстренного характера); во-вторых, при наличии данных о собы­тиях и действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности России Овторая ситуация экстренного характера).

В этом случае ОРМ проводится на основании мотивированного по­становления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 ч после его прове­дения. В течение 48 ч с момента начала проведения ОРМ орган, его осу­ществляющий, обязан получить судебное решение о его проведении или его прекратить.

Третья ситуация экстренного характера предусмотрена для случая возникновения угрозы жизни, здоровью или собственности отдельных лиц. По заявлению лица или с его согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с его телефона. Это допустимо на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осущест­вляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 ч (ч. 6 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Характеристика условий третьей группы — осуществления ОРМ для обеспечения безопасности оперативно-розыскных органов. Для обеспе­чения безопасности органов, осуществляющих ОРД (п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД), разрешается без судебного решения и только при наличии письмен­ного согласия гражданина осуществлять такие ОРМ, как:

• обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

• контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

• прослушивание телефонных переговоров;

• снятие информации с технических каналов связи.

Эти условия лежат в основе выделения льготного состава ОРМ.

 

Билет 32

Условия,содержащие исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Под условиями проведения ОРМ понимаются установленные в ОРД правила, которыми следует руководствоваться, требования, из которых следует исходить при проведении ОРМ. В ст. 8 ФЗ Об ОРД условия рассматриваются и в качестве обстоятельств, обстановки, в которых происходит или от которых зависит порядок проведения ОРМ.

Статья 8 ФЗ Об ОРД провозглашает принцип равенства перед законом, в соответствии с которым не являются препятствием для проведения ОРМ гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц. Данное принципиальное положение носит характер общего правила, которым следует руководствоваться при отсутствии специальной нормы, делающей исключение из этого общего правила.

Рассматриваемый принцип предусматривает исключения из общего правила, что вытекает из формулы «если иное не предусмотрено федеральным законом». Соответственно этому для уяснения оснований (препятствий) для проведения ОРМ в отношении отдельных категорий лиц следует руководствоваться положениями иных законодательных актов и норм, предоставляющих соответствующий иммунитет. Так, неприкосновенностью обладают Президент РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, судьи (ст. 91, 98, 122 Конституции РФ). Гарантиями правового статуса обладают сотрудники Счетной палаты (ст. 29 ФЗ от 11 января 1995г. О счетной палате Российской Федерации ).

Статьей 42 ФЗ от 17 января 1992г. №2202-1 О прокуратуре Российской Федерации определены также отдельные элементы неприкосновенности прокуроров и следователей. В рамках обеспечения адвокатской тайны иммунитетом обладает и адвокат (ст. 8 ФЗ от 31 мая 2002г. №63-ФЗ Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации).

Гарантии неприкосновенности этих и других категорий лиц закреплены и в УПК РФ (гл. 52).

Закрепление в ст. 8 ФЗ об ОРД указания о гражданстве, национальности, поле, месте жительства, имущественном, должностном и социальном положении, принадлежности к общественным объединениям, отношении к религии и политических убеждениях в качестве условий, не исключающих проведение ОРМ, не может толковаться как предпосылка для проведения ОРМ по указанным признакам, а является проявлением принципа равенства граждан перед законом.

Абзац 2 ст. 8 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной деятельности предусматривает особые условия для проведения ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. Из числа мероприятий, предусмотренных в ст. 6 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной деятельности, к таковым прежде всего относятся: один из видов обследования - осмотр жилых помещений; наблюдение, проводимое в жилище; прослушивание телефонных переговоров; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; снятие информации с технических каналов связи. Осуществление этих мероприятий в соответствии со ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ допускается только на основании судебного решения.

Для реализации рассматриваемой нормы необходимо иметь четкое представление о содержании упоминаемых здесь конституционных прав личности. Обращает на себя внимание, что в тексте Закона Об ОРД конкретизировано конституционное понятие "иных сообщений", к числу которых отнесены лишь такие, которые передаются по сетям электрической и почтовой связи. Под сетью электросвязи в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ О связи следует понимать технологическую систему, включающую в себя средства и линии связи и предназначенную для передачи или приема знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам. В свою очередь, почтовая связь, как сказано в ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №176-ФЗ О почтовой связи, представляет собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств. Таким образом, ст. 8 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной деятельности сужает содержание конституционной нормы и распространяет ее действие лишь на передачу сообщений, осуществляемую только в порядке оказания услуг операторами связи на основе публично-правового договора. В то же время ч. 2 ст. 23 Конституции РФ закрепляет право на тайну любых видов коммуникаций между индивидами, включая частные способы передачи сообщений и отправлений: с помощью курьеров (гонцов, нарочных), почтовых голубей, с использованием индивидуальных (в том числе самодельных) средств связи и так далее. Учитывая прямое действие конституционных норм, следует признать обязательным получение судебного решения на проведение ОРМ, которые ограничивают рассматриваемое право в его широком понимании.

Конституционное право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений получило определенную детализацию в законодательстве о связи, которое ввело еще одно правовое понятие - "тайна связи". Согласно ст. 15 Федерального закона О почтовой связи это понятие включает в себя тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи. К тайне связи здесь отнесены не только содержание писем, почтовых отправлений, денежных переводов, телеграфных и иных сообщений, но также и информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи. Получение такой информации по смыслу данной статьи следует рассматривать как ограничение тайны связи, которое допускается только на основании судебного решения.

Несколько по-иному раскрывается содержание понятия тайны связи в Федеральном законе О связи. В ч.3 ст. 63 ФЗ О связи установлены виды ограничений тайны связи, допускаемых только на основании решения суда, к которым отнесены "осмотр почтовых отправлений... осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи". Под ознакомлением с информацией и документальной корреспонденцией в данном случае вполне определенно следует понимать изучение содержания писем, телеграмм, телефонных переговоров, компьютерных файлов и иных, в том числе электронных, отправлений. Нетрудно увидеть, что из содержания понятия тайны связи, ограничение которой возможно только при наличии судебного решения, здесь оказались исключены сведения о пользователях связи и оказанных им услугах. Таким образом, указанная правовая норма заметно сузила границы права на тайну связи, ограничение которого требует судебного решения, установленные Федеральным законом О почтовой связи.

В решении проблемы определения границ рассматриваемого конституционного права необходимо руководствоваться позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Определении от 2 октября 2003 г. N 345-О, разъяснил, что информацией, составляющей тайну телефонных переговоров, "считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи". Для доступа к этим сведениям, как следовало из этого разъяснения, необходимо получение судебного разрешения.

При определении пределов конституционного права на тайну телефонных переговоров достаточно проблемным представляется вопрос о субъектах такого права в ситуациях, связанных с хищением сотовых телефонов. Как известно, такие преступления приобретают все больший удельный вес в структуре современной российской преступности. В этих случаях следует, прежде всего, дать ответ на вопрос о том, ограничиваются или нет чьи-либо права при контроле переговоров по похищенному телефону? Если телефон выбыл из правомерного владения, то его владелец уже не сможет воспользоваться своим правом на тайну телефонных переговоров по этому аппарату, а поэтому его в этом уже нельзя ограничить. Отсюда возникает следующий вопрос: приобретает ли такое право человек, неправомерно завладевший мобильным телефоном? Ответ на него может быть только отрицательным. В соответствии с общеправовым принципом "jus ex injuria non uritur" право не может возникнуть из правонарушения, а поэтому у похитителя мобильного телефона права на тайну переговоров по этому аппарату быть не может. Таким образом, переговоры по похищенному телефонному аппарату находятся за границами права на тайну телефонных переговоров и не могут входить в объект конституционной защиты. В связи с этим контроль похищенного мобильного телефона, включая запись и прослушивание ведущихся по нему переговоров, не может ограничивать ничьих конституционных прав, а поэтому судебного решения для этого не требуется. Такой вывод представляется достаточно очевидным, однако он пока не имеет своего законодательного признания.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, немаловажное значение имеет правильное толкование понятия жилища.

Понятие жилища сформулировано в действующем уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. В примечании к ст. 139 УК РФ под жилищем понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Отсюда вытекает, что к жилищу относятся не только индивидуальные дома, квартиры, но и номера в гостиницах, санаториях, дачи, садовые домики, палатки для временных переселенцев, а также составные части жилья: балконы, лоджии, застекленные веранды, кладовые и так далее.

В то же время УПК РФ в п. 10 ст. 5 дает несколько отличное от уголовно-правового определение жилища, относя к нему кроме перечисленных выше также помещения и строения, фактически используемые для проживания.

Проникновение в жилище граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий с нарушением условий, предусмотренных Законом Об ОРД, может повлечь уголовную ответственность по ст. 139 УК РФ.

Применение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается не по всем категориям дел, а только по тем, где обязательно производство предварительного следствия. Перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие, определен ст. 150 УПК РФ.

Законодатель предусмотрел две группы условий, которые содержат исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Первая группа — это условия, которые ограничивают осуществление конкретных оперативнорозыскных мероприятий. Они изложены в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД: проведение оперативнорозыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища допускается на основании судебного решения и при наличии информации соответствующего характера.

Первая группа условий гарантирует законность при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на частную жизнь [9]. Непосредственно в ст. 8 указаны два обязательных условия: наличие судебного решения и наличие соответствующей информации.

Дополнительным условием для осуществления оперативно-розыскных мероприятий в ситуациях, которые создают угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, выступает обязательность наличия данных о событиях и действиях, создающих такую угрозу [10].

Второе из рассматриваемых комплексных условий изложено в ч. 6 ст. 8 ФЗ об ОРД: «В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утверждённого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов».

Это группа правил «экстренного характера», которые направлены на защиту конституционных прав граждан на жизнь, здоровье, собственность, а также на неприкосновенность частной жизни.

Третье из комплексных условий предусмотрено в ч. 10 ст. 8 ФЗ об ОРД. В ней изложены правила проведения оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих безопасность органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В этом случае оперативно-розыскные мероприятия проводятся в соответствии с Федеральным законом об ОРД и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, разрешается осуществлять действия, указанные в п.п. 8—11 ч. 1 ст. 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме (ч. 10 ст. 8).

Следует подчеркнуть, что в рассматриваемом случае не требуется получения разрешения судьи на проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Это обусловлено получением согласия лица на ограничение какого-либо его права. Однако эти оперативно-розыскные мероприятия допустимо проводить только в целях обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Следовательно, для осуществления оперативно-розыскных мероприятий в иных целях (например, для обеспечения безопасности некоторых защищаемых лиц согласно нормам Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства») требуется получение санкции судьи. Кроме того, в ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД изложено предписание о специальном условии осуществления так называемых острых оперативно-розыскных мероприятий [11].

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утверждённого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 7 ст. 8).

Эти оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться исключительно на основании постановления, утверждённого руководителем органа, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность. Согласования с судом или уведомления прокурора ФЗ об ОРД не требует. Перечни органов, руководители которых имеют право утверждать такого рода постановления, определяются актами соответствующего оперативного подразделения.

Таким образом, в ст. 8 ФЗ об ОРД «Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий» указано, что проведение оперативнорозыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина

(их законодатель определил), допускается на основании судебного решения и при наличии информации (которая также определена в законе), а в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов (порядок уведомления законодатель не определил). В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. На наш взгляд, здесь законодатель должен был указать, что с момента неполучения судебного решения о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан незамедлительно прекратить его проведение, что будет способствовать ограничению в действиях оперативников нарушений конституционного принципа законности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...