Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

См. текст пункта в предыдущей редакции 7 страница




договор» дублировался термином «контракт», то собственно трудовой договор стали заменять не только терминологически, но и по существу, устанавливая со всеми работниками срочные трудовые отношения. В новом Трудовом кодексе термин «контракт» вообще отсутствует. Очевидно, был учтен негативный опыт Кодекса законов о труде. Кроме того, данный факт свидетельствует о том, что контракт — это специфический вид договора о труде и его уместно применять при найме на работу определенных категорий работников.

Выше приводилось справедливое мнение о многообразии правового регулирования отношений при проведении ОРМ. Зададимся вопросом о применимости норм гражданского права в рассматриваемой сфере, а именно, о возможности отнесения контракта, предусмотренного статьей 17 ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности», к категории гражданско-правовых договоров. Ответ может быть только отрицательным, поскольку подобные гражданские договоры (например, договор подряда, об оказании услуги и другие) являются срочными, заключаются для достижения конкретного конечного результата, после чего их действие прекращается. Такие признаки скорее характерны для случаев разовой помощи органам ОРД, а не контрактных отношений.

Несмотря на то, что общие правила заключения контракта о содействии органам ОРД предусмотрены законом «Об оперативно-розыскной деятельности», представляется сомнительной возможность отнесения его к числу административных договоров. В теории административного права к административным относят, например, договоры, содержащие специальные обязательства, выходящие за рамки обычных гражданско-правовых договорных отношений, так называемые договоры о концессии публичной службы, контракты органов исполнительной власти (местной администрации) с предприятиями-поставщиками о предоставлении налоговых льгот, договоры между органами управления и подведомственными им образовательными учреждениями, договоры о поступлении гражданина на государственную службу (административнотрудовые договоры) [7]. В качестве признаков

договоров отмечается: участие в административном договоре органа государственного управления; организационно-управленческий характер административного договора; правовая база нормы административного права; наступление юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение административных договоров [8]. В научной литературе отсутствует единое определение административного договора, поэтому в качестве его дефиниции мы используем следующее: административный договор — это основанный на административно-

правовых нормах и выработанный в публичных интересах, в результате добровольного согласования воли двух (или более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, многосторонний акт устанавливающий, (прекра-

щающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников [9]. Как видно из приведенных примеров административных договоров, все они, как правило (кроме административно-трудового), имеют своим предметом совершение управленческих либо организационных действий, то есть не направлены на выполнение трудовых функций конкретными работниками. В противоположность им административно-

трудовой договор порождает отношения по использованию наемной рабочей силы для выполнения трудовой функции. В качестве примера такого договора может служить контракт о прохождении государственной гражданской службы. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее ФЗ) гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Легальное определение контракта содержится в статье 23 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: это — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Субъектами контракта выступают государственный орган, с одной стороны и граждане Российской Федерации, достигшие возраста

18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — с другой. Если обратиться к закону «Об оперативно-розыскной деятельности», то предусмотренный его нормами контракт не может быть идентифицирован как служебно-трудовой, заключаемый с гражданскими служащими, по ряду оснований. Прежде всего по субъектному составу. Требования, составляющие правосубъектность физического лица, нанимаемого на гражданскую службу, шире, так как к ним относится: достижение соответствующего возраста, владение государственным языком, гражданство, наличие соответствующей квали-

фикации. Кроме того, статья 16 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает ряд дополнительных ограничений для гражданина, связанных с гражданской службой. К числу таких ограничений относятся:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;

7) наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Кроме этого статья 17 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает целый ряд ограничений, связанных с гражданской службой (заниматься коммерческой деятельностью, приобретать ценные бумаги и другие).

Правосубъектность физических лиц по статье 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» связана только с возрастом и дееспособностью и, напротив, не зависит от их гражданства,

национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. И в этом есть своя логика, так как одной из главных целей контракта с конфидентом является получение от него информации, необходимой для раскрытия, предотвращения преступлений, и содействие проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, отнесение контракта, предусмотренного статьей 17 ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности», к категории административных договоров представляется сомнительным.

Рассмотрим соотношение терминов «трудовой договор» и «контракт» применительно к тексту ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Легальное определение трудового договора сформулировано в статье 56 Трудового кодекса РФ — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Как видно из определения, по внешним признакам трудовой договор подходит под форму закрепления правовых отношений между отдельным лицом и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В рассматриваемом договоре имеются две стороны, работодатель (орган, осуществляющий оперативнорозыскную деятельность) и работник (физическое лицо, изъявившее желание личным трудом сотрудничать с вышеуказанным органом), предмет договора — оказание содействия в проведении ОРМ, работодатель обязуется создать необходимые условия труда и оплатить труд, работник, в свою очередь, обязуется выполнять, трудовое поручение работодателя. Единственное несовпадение условий труда конфидента с определением трудового договора касается обязательства работника соблюдать правила трудового распорядка работодателя. Однако в соответствии со статьей 100 Трудового кодекса РФ режим рабочего времени может устанавливаться трудовым договором. Естественно, что условия труда конфидента по контракту (возможная опасность, риск, секретность) существенно отличаются от труда инспектора отдела кадров или продавца, работающих на основании трудового договора.

Но ведь трудовой договор, так же как и контракт, заключается, во-первых, добровольно, во-вторых, в нем могут быть оговорены сторонами особые условия труда.

По нашему мнению, правоотношения, возникающие между конфидентом и органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, наиболее близки к трудовым отношениям, возникающим на основе трудового договора.

Применение норм трудового законодательства к отношениям, предусмотренным статьей 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», наиболее целесообразно с точки зрения защиты трудовых прав человека и гражданина, поскольку уровень детализации трудовых отношений существенно выше, чем служебно-трудовых. Если в Трудовом кодексе вопросам, регулирующим поступление на работу, заключение трудового договора посвящены раздел III, «Трудовой договор», состоящий из пяти глав, а также специальная глава 2 «Трудовые отношения», в ФЗ ««О государственной гражданской службе Российской Федерации»«, соответственно, четыре главы (4 —7), то в ФЗ об «Об оперативнорозыскной деятельности» всего две статьи (17, 18). Очевидно, что статьи 17 и 18 ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности» имеют бланкетный характер, что как отмечалось выше, порождает ряд вопросов. Это, в частности, относится к вопросу о сроках контракта с конфидентом. Может ли быть этот контракт срочным или бессрочным? Неясны основания и порядок прекращения контракта.

Использование норм трудового законодательства применительнок отношениям, регулируемым статьей 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», позволило бы расширить круг лиц, с которыми возможно заключение контракта, так как статья 63 Трудового кодекса РФ допускает заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 18 лет.

 

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pravovoy-prirode-kontrakta-v-sfere-ord

 

 

Билет 24.Социальная и правовая защита граждан,содействующих органам ,осуществляющим ОРД.

Правовые ресурсы

Некоммерческие интернет-версии

О компании и продуктах

Вакансии

Главная Документы Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

 

Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства.

Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.

Граждане, сотрудничающие по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Период такого сотрудничества засчитывается в страховой стаж указанных граждан на основании сведений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Порядок передачи таких сведений определяется руководителем соответствующего государственного органа, в состав которого входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 173-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законодательством Российской Федерации порядкеназначается пенсия по инвалидности.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат в случаях, установленных настоящей статьей, выплаты осуществляются по одному основанию по выбору получателя.

(часть десятая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

 

 

 

1. Между органами внутренних дел и гражданами, содействующими им в осуществлении ОРД, существуют правовые отношения. Социальная и правовая защита таких граждан предполагает и возлагает на государство обязанность принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий против них, установлению виновных в подобных действиях и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством.   Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, может выражаться в гарантиях и обязательствах.   Гарантия (ручательство, поручительство, обеспечение) государства в социальной и правовой защите предоставляется лишь при наличии определенных условий.   Во-первых, при содействии органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности по контракту.   Во-вторых, лишь при правомерном выполнении лицом общественного долга или возложенных на него обязанностей. Неправомерное выполнение гражданином своих обязанностей в процессе оперативно-розыскной деятельности или нарушение условий контракта исключают гарантии государства по его социальной и правовой защите.   В-третьих, гарантии государства предоставляются при возникновении реальной, а не мнимой, угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их содействием органам внутренних дел в оперативно-розыскном процессе. В данном случае гарантии государства предоставляются не только этим лицам, но и членам их семей и близким.   На лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности на бесконтрактной основе, комментируемым Законом гарантии государства по социальной и правовой защите не распространяются, что является серьезным упущением. Однако это не освобождает органы внутренних дел от выполнения взятых на себя обязательств (определенного круга действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения) перед лицами, оказывающими содействие в ОРД на бесконтрактной основе.   2. Выполнение обязательств, предусмотренных контрактом, - одна из гарантий государства. Однако комментируемый Закон определяет более широкие обязанности органов внутренних дел по социальной и правовой защите граждан, оказывающих им содействие в оперативно-розыскном процессе, которые в контракте, как правило, не отражаются. Прежде всего, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности. Данная обязанность реализуется главным образом путем принятия оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных и других мер, используемых органами внутренних дел для предотвращения и раскрытия преступлений.
Освобождение от уголовной ответственности в связи с сотрудничеством в раскрытии преступления

 

 

 

3. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с сотрудничеством в раскрытии преступления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уголовный кодекс, принятый после вступления в силу Закона об ОРД, не предусмотрел в институте деятельного раскаяния специального основания освобождения от уголовной ответственности, тождественного комментируемой норме. Исходя из содержащегося в ч. 1 ст. 1 УК положения о том, что уголовное законодательство состоит из Уголовного кодекса, некоторые юристы пришли к следующему выводу: ":никакие другие законы, содержащие нормы уголовного права, в России действовать не могут. Поскольку УК принят позднее, чем Закон "Об оперативно-розыскной деятельности", то правила действующего уголовного законодательства обладают приоритетом. В главе 11 УК нет статей об освобождении от уголовной ответственности участников преступной группы, привлеченных к проведению оперативно-розыскных мероприятий. Значит, такой нормы в российском уголовном праве нет вообще" (Законность. 1997. N 9. Ст. 37). В других источниках отмечается, что ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД "корреспондирует с уголовно-правовым институтом деятельного раскаяния, который нашел развернутое закрепление в новом уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве России" (Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности".- М., 1997. С. 168). Еще одна группа исследователей, разделяя этот взгляд, более осторожна в суждениях.   Отмечается, что сфера применения ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД же института деятельного раскаяния, поскольку сформулированная в ней норма касается только лиц из числа членов преступных групп, предполагает ненаступление тяжких последствий, ею не выдвигается требование, чтобы лицо впервые совершило преступление, т.е. между нормами, содержащимися в ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД и ст. 75 УК, имеются расхождения, несовпадения (см.: Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Комментарий. - М., 1997. С. 517).   Очевидно, однако, что имеется насущная практическая потребность в применении рассматриваемой нормы. Она необходима для случаев, когда факт сотрудничества лица, участвовавшего в совершении преступления, с органами, осуществляющими ОРД, перестал быть по различным причинам секретом. Данная норма позволит исключить необоснованное уголовное преследование как штатных сотрудников оперативных подразделений, так и лиц, оказавших им содействие. Ее реализация значительно сократит порочную практику "вывода" содействующих лиц из расследования незаконными, "договорными" способами, граничащими с фальсификацией доказательств.   Прекращение уголовного преследования должно осуществляться в соответствии с законом и, следовательно, гласно. Обеспечение безопасности освобождаемого от ответственности лица - самостоятельный вопрос. При невозможности его разрешения необходимо выбрать другое основание для прекращения уголовного преследования либо "смириться" с предстоящим осуждением. При определенных условиях сохранению в тайне факта сотрудничества с правоохранительными органами может способствовать выделение уголовного дела в отдельное производство. Однако прекращение выделенного дела также должно осуществляться на законном основании. Если основания для выделения уголовного дела отсутствуют, решение об освобождении от уголовной ответственности должно облекаться в форму постановления о прекращении уголовного преследования конкретного лица, поскольку производство по делу в отношении преступной группы продолжается.   Утверждение о нелегитимности ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД спорно. По крайней мере, УК РФ не установил правила, согласно которому законы, содержащие основания освобождения от уголовной ответственности (в отличие от законов, ее предусматривающих), подлежат включению в УК. Нет бесспорных подтверждений и тому, что коллизионность норм уголовного и оперативно-розыскного права не является следствием несовершенства законодательной техники. Поэтому до конкретного волеизъявления законодателя, исключающего ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД, или разъяснения Пленума Верховного Суда РФ о ее неприменении возможна прямая ссылка на данную норму как на основание освобождения от уголовной ответственности. В тех случаях, когда факт сотрудничества в раскрытии преступления подпадает под действие ч. 1 ст. 75 или ст. 77 УК, следует руководствоваться данными нормами и соответствующими статьями УПК.   Недостаточная урегулированность уголовно-правовых оснований освобождения от уголовной ответственности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, обусловливает трудности выбора процессуального порядка реализации ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД. Исходя из того, что способствование раскрытию преступления членом преступной группы охватывается ч. 1 ст. 75 УК и является разновидностью деятельного раскаяния, на эти случаи распространяется процессуальный порядок прекращения уголовных дел, установленный ст. 7 УПК. Однако поскольку данные правовые предписания смоделированы на ситуации, когда совершено преступление небольшой тяжести, что не характерно для преступных групп, использование при прекращении уголовных дел на основании ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД положений ст. 7 УПК означает применение уголовно-процессуального закона по аналогии. То же самое можно сказать и относительно ст. 6 УПК, если считать, что лицо из числа членов преступной группы, сотрудничавшее с правоохранительными органами в раскрытии преступления, перестало быть в связи с этим общественно опасным вследствие изменения обстановки.   Понятие "лицо из числа членов преступной группы" следует истолковывать как относящееся к совершению преступления по предварительному сговору группой лиц или организованной группой (ст. 35 УК). Видимо, лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, не может быть освобождено от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным данной статьей. Термин "противоправное деяние" является синонимом термина "преступление".   Закон формулирует условия освобождения от уголовной ответственности, которые должны рассматриваться в совокупности. Таких условий четыре: 1) преступление не повлекло тяжких последствий; 2) лицо привлечено к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 3) оно активно способствовало раскрытию преступлений; 4) возместило нанесенный ущерб или иным образом загладило причиненный вред. Первое условие является оценочным. Его не следует отождествлять с одноименным квалифицирующим признаком, предусмотренным в некоторых статьях Особенной части УК (например, в ст. 127, 131 и др.). Оно может иметь место как в случаях, когда член организованной преступной группы совершает преступление самостоятельно, так и при совершении преступления группой лиц. Если преступление, совершенное группой лиц, повлекло тяжкие последствия, вопрос об освобождении отдельных лиц от уголовной ответственности должен рассматриваться исходя из направленности умысла, степени фактического участия в выполнении объективной стороны преступления, а также иных обстоятельств дела.   Под привлечением к сотрудничеству с органами, осуществляющими ОРД, понимается содействие этим органам как по контракту, так и в иных формах. Определяющее значение имеет не сам факт сотрудничества (официально оформленный или не оформленный), а его результативность в раскрытии преступлений, выявлении и изобличении лиц, причастных к их совершению, обнаружении места и каналов сбыта или хранения материальных ценностей, добытых преступным путем, и других объектов, которые могут иметь значение вещественных доказательств. Результатом содействия может быть обнаружение трупов, живых лиц, подвергнувшихся преступному воздействию или могущих дать свидетельские показания. Таким образом, второе и третье условия следует рассматривать как двуединое.   Возмещение нанесенного ущерба или заглаживание причиненного вреда может быть осуществлено в любых предусмотренных или не противоречащих закону формах: уголовно-правовая реституция; возврат аналогичных, равных по стоимости вещей; денежное возмещение; восстановление утраченного или разрушенного личным трудом и т. д.   Все перечисленные в законе условия (кроме факта конфиденциального содействия в подготовке и проведении ОРМ) должны быть доказаны материалами уголовного дела. 4. Лица, оказывающие содействие органам внутренних дел в осуществлении ОРД, могут получать вознаграждение и другие выплаты, на что из федерального бюджета согласно ст. 19 комментируемого Закона выделяются финансовые средства. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты в соответствии с федеральным законодательством налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются. Виды, размеры и порядок выдачи денежных вознаграждений и других выплат регламентируются ведомственными нормативными актами МВД РФ.   5. Сотрудничество граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как правило, является их основным родом занятий и поэтому при их желании может быть включено в трудовой стаж. Оформление трудового стажа и пенсии не должно придавать гласности факт конфиденциальности сотрудничества граждан с органами внутренних дел. Порядок подготовки необходимых для органов социального обеспечения документов определяется ведомственными нормативными актами МВД РФ.   6. Ведомственными нормативными актами МВД предусмотрен ряд специальных мер по защите лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел, в случае возникновения угроз их жизни, здоровью, собственности. К таким мерам, в частности, относятся физическая охрана, предоставление квартир-убежищ, смена места жительства, замена паспортов с изменением фамилий. Названные меры могут быть распространены и на членов семей этих лиц.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...