Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
См. текст пункта в предыдущей редакции 7 страница
договор» дублировался термином «контракт», то собственно трудовой договор стали заменять не только терминологически, но и по существу, устанавливая со всеми работниками срочные трудовые отношения. В новом Трудовом кодексе термин «контракт» вообще отсутствует. Очевидно, был учтен негативный опыт Кодекса законов о труде. Кроме того, данный факт свидетельствует о том, что контракт — это специфический вид договора о труде и его уместно применять при найме на работу определенных категорий работников. Выше приводилось справедливое мнение о многообразии правового регулирования отношений при проведении ОРМ. Зададимся вопросом о применимости норм гражданского права в рассматриваемой сфере, а именно, о возможности отнесения контракта, предусмотренного статьей 17 ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности», к категории гражданско-правовых договоров. Ответ может быть только отрицательным, поскольку подобные гражданские договоры (например, договор подряда, об оказании услуги и другие) являются срочными, заключаются для достижения конкретного конечного результата, после чего их действие прекращается. Такие признаки скорее характерны для случаев разовой помощи органам ОРД, а не контрактных отношений. Несмотря на то, что общие правила заключения контракта о содействии органам ОРД предусмотрены законом «Об оперативно-розыскной деятельности», представляется сомнительной возможность отнесения его к числу административных договоров. В теории административного права к административным относят, например, договоры, содержащие специальные обязательства, выходящие за рамки обычных гражданско-правовых договорных отношений, так называемые договоры о концессии публичной службы, контракты органов исполнительной власти (местной администрации) с предприятиями-поставщиками о предоставлении налоговых льгот, договоры между органами управления и подведомственными им образовательными учреждениями, договоры о поступлении гражданина на государственную службу (административнотрудовые договоры) [7]. В качестве признаков договоров отмечается: участие в административном договоре органа государственного управления; организационно-управленческий характер административного договора; правовая база нормы административного права; наступление юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение административных договоров [8]. В научной литературе отсутствует единое определение административного договора, поэтому в качестве его дефиниции мы используем следующее: административный договор — это основанный на административно- правовых нормах и выработанный в публичных интересах, в результате добровольного согласования воли двух (или более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, многосторонний акт устанавливающий, (прекра- щающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников [9]. Как видно из приведенных примеров административных договоров, все они, как правило (кроме административно-трудового), имеют своим предметом совершение управленческих либо организационных действий, то есть не направлены на выполнение трудовых функций конкретными работниками. В противоположность им административно- трудовой договор порождает отношения по использованию наемной рабочей силы для выполнения трудовой функции. В качестве примера такого договора может служить контракт о прохождении государственной гражданской службы. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее ФЗ) гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Легальное определение контракта содержится в статье 23 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: это — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Субъектами контракта выступают государственный орган, с одной стороны и граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — с другой. Если обратиться к закону «Об оперативно-розыскной деятельности», то предусмотренный его нормами контракт не может быть идентифицирован как служебно-трудовой, заключаемый с гражданскими служащими, по ряду оснований. Прежде всего по субъектному составу. Требования, составляющие правосубъектность физического лица, нанимаемого на гражданскую службу, шире, так как к ним относится: достижение соответствующего возраста, владение государственным языком, гражданство, наличие соответствующей квали- фикации. Кроме того, статья 16 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает ряд дополнительных ограничений для гражданина, связанных с гражданской службой. К числу таких ограничений относятся: 1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; 3) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; 4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения; 5) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 6) выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства; 7) наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; 9) непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Кроме этого статья 17 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает целый ряд ограничений, связанных с гражданской службой (заниматься коммерческой деятельностью, приобретать ценные бумаги и другие). Правосубъектность физических лиц по статье 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» связана только с возрастом и дееспособностью и, напротив, не зависит от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. И в этом есть своя логика, так как одной из главных целей контракта с конфидентом является получение от него информации, необходимой для раскрытия, предотвращения преступлений, и содействие проведению оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, отнесение контракта, предусмотренного статьей 17 ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности», к категории административных договоров представляется сомнительным. Рассмотрим соотношение терминов «трудовой договор» и «контракт» применительно к тексту ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Легальное определение трудового договора сформулировано в статье 56 Трудового кодекса РФ — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Как видно из определения, по внешним признакам трудовой договор подходит под форму закрепления правовых отношений между отдельным лицом и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В рассматриваемом договоре имеются две стороны, работодатель (орган, осуществляющий оперативнорозыскную деятельность) и работник (физическое лицо, изъявившее желание личным трудом сотрудничать с вышеуказанным органом), предмет договора — оказание содействия в проведении ОРМ, работодатель обязуется создать необходимые условия труда и оплатить труд, работник, в свою очередь, обязуется выполнять, трудовое поручение работодателя. Единственное несовпадение условий труда конфидента с определением трудового договора касается обязательства работника соблюдать правила трудового распорядка работодателя. Однако в соответствии со статьей 100 Трудового кодекса РФ режим рабочего времени может устанавливаться трудовым договором. Естественно, что условия труда конфидента по контракту (возможная опасность, риск, секретность) существенно отличаются от труда инспектора отдела кадров или продавца, работающих на основании трудового договора. Но ведь трудовой договор, так же как и контракт, заключается, во-первых, добровольно, во-вторых, в нем могут быть оговорены сторонами особые условия труда. По нашему мнению, правоотношения, возникающие между конфидентом и органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, наиболее близки к трудовым отношениям, возникающим на основе трудового договора. Применение норм трудового законодательства к отношениям, предусмотренным статьей 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», наиболее целесообразно с точки зрения защиты трудовых прав человека и гражданина, поскольку уровень детализации трудовых отношений существенно выше, чем служебно-трудовых. Если в Трудовом кодексе вопросам, регулирующим поступление на работу, заключение трудового договора посвящены раздел III, «Трудовой договор», состоящий из пяти глав, а также специальная глава 2 «Трудовые отношения», в ФЗ ««О государственной гражданской службе Российской Федерации»«, соответственно, четыре главы (4 —7), то в ФЗ об «Об оперативнорозыскной деятельности» всего две статьи (17, 18). Очевидно, что статьи 17 и 18 ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности» имеют бланкетный характер, что как отмечалось выше, порождает ряд вопросов. Это, в частности, относится к вопросу о сроках контракта с конфидентом. Может ли быть этот контракт срочным или бессрочным? Неясны основания и порядок прекращения контракта. Использование норм трудового законодательства применительнок отношениям, регулируемым статьей 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», позволило бы расширить круг лиц, с которыми возможно заключение контракта, так как статья 63 Трудового кодекса РФ допускает заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 18 лет.
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pravovoy-prirode-kontrakta-v-sfere-ord
Билет 24.Социальная и правовая защита граждан,содействующих органам ,осуществляющим ОРД.
Главная Документы Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности" Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства. Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей. При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются. Граждане, сотрудничающие по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Период такого сотрудничества засчитывается в страховой стаж указанных граждан на основании сведений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Порядок передачи таких сведений определяется руководителем соответствующего государственного органа, в состав которого входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. (часть шестая в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 173-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законодательством Российской Федерации порядкеназначается пенсия по инвалидности. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат в случаях, установленных настоящей статьей, выплаты осуществляются по одному основанию по выбору получателя. (часть десятая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 180. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |