Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
См. текст пункта в предыдущей редакции 8 страница
Билет 25.Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности. Сложная система ОРД по выполнению государственной правоохранительной миссии специфическими силами и средствами нуждается в существенной финансовой поддержке. Обеспечение ОРД относится к расходным обязательствам Российской Федерации. На основании предписаний Конституции РФ (п. "б" ч. 1 ст. 114) Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики и осуществляет через управленческие государственные органы целевое выделение из бюджета финансовых средств. Финансовое обеспечение ОРД организуется в соответствии со ст. 5 Закона об ОРД. Обеспечение ОРД, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД в соответствии с названным Законом, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность. Бухгалтерский учет и отчетность по операциям со средствами, направленными на ОРД, осуществляется в порядке, установленном специальными Инструкциями по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденных соответствующими приказами Минфина России. Контроль за целевым использованием средств, направляемых на финансирование ОРД, осуществляют главные распорядители средств федерального бюджета, а также специально уполномоченные на то представители Минфина России. Отдельная норма закона, регулирующая финансовое обеспечение ОРД, будучи бланкетной, не определяет виды, целевое назначение и порядок расходования финансовых средств. Финансовая структура системы распределения регулируется нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД. Они имеют секретный характер, так как одновременно выполняют и функцию защиты сведений об органах, осуществляющих негласную работу. В соответствии с действующим законодательством сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах составляют государственную тайну (ч. 1 ст. 12 Закона об ОРД). В связи с этим при анализе финансового обеспечения ОРД используются сведения общедоступного характера, содержащиеся в действующем законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах. Финансовые средства направлены на: а) содержание оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД; б) вознаграждение негласных сотрудников и иных лиц, оказывающих помощь и содействие органам в борьбе с преступностью; в) финансовую поддержку ОРМ; г) материально-техническое оснащение оперативных подразделений. Суть их в следующем: а) финансовое обеспечение сотрудников оперативных подразделений предусматривает выплату денежного содержания, включая гарантии их социальной защиты, выплата компенсаций, представляемых (выплачиваемых) как самим сотрудником, так и членам их семей на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ. Об этом уже было сказано в специальном разделе учебника (параграф 3.2 "Социальная и правовая защита должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность"); б) негласное сотрудничество всегда и во всех странах было приоритетным направлением в оперативно-розыскной (сыскной) деятельности, а поэтому соответствующим образом поддерживалось и вознаграждалось. Следует подчеркнуть, что сегодня выражена серьезная озабоченность на уровне первых лиц государства по вопросам существенного улучшения агентурной работы по получению своевременной информации о замышляемых и подготавливаемых террористических актах и проявлений национализма. Понятно, что это закрытая сфера негласной работы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Закон об ОРД не раскрывает механизма финансового обеспечения негласного сотрудничества. Вместе с тем в Законе сказано, что органы, осуществляющие ОРД, могут заключать с лицами, изъявившими желание оказывать им содействие, специальные контракты, с сохранением конфиденциальности сотрудничества. Такие соглашения устанавливают гражданские права и обязанности негласных сотрудников по содействию органам в подготовке или проведении ОРМ. Государство в свою очередь гарантирует лицам, заключившим контракт, выполнение своих обязательств по договору – оплату негласного сотрудничества в сфере ОРД. Период сотрудничества граждан по контракту, если оно является основным родом его занятий, включается в трудовой стаж граждан для реализации их права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством (ч. 6 ст. 18 Закона об ОРД). Для лиц, работающих по контракту, законом предусмотрены и иные специальные и правовые меры защиты. В их числе и единовременные пособия в случаях гибели лица или получившим травмы, ранения, контузии, увечья в связи с его участием в проведении ОРМ. Закон об ОРД отмечает, что любые лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими ОРД, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступления или установлении лиц, их совершивших, могут получить вознаграждения и другие выплаты, которые налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются (ч. 5 ст. 18); в) финансовое обеспечение ОРМ необходимо для своевременного получения информации, представляющей оперативный интерес в целях выявления признаков замаскированных преступлений, предупреждения, документирования преступных действий проверяемых (разрабатываемых), реализации добытых результатов, розыска подозреваемых и обвиняемых и решения иных оперативно-розыскных задач. Практически все ОРМ, в зависимости от сложившейся оперативной ситуации, потенциальной значимости сведений, источников информации и трудностей ее получения, могут нуждаться в финансовой поддержке. Среди них наиболее очевидные: наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов, наблюдение, контролируемая поставка; обследование помещений; участков местности; транспортных средств; оперативный эксперимент; оперативное внедрение. Отмстим некоторые из них. Так, при сборе образцов и исследовании материальных объектов, обследовании помещений, технических устройств, автотранспортных средств возможно приглашение с оплатой услуг специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями. Необходима оплата труда специалистов и по проведению предварительных бухгалтерских, товароведческих, технологических и иных исследований, например по преступлениям в сфере экономики. Проведение такого ОРМ, как наблюдение, потребует необходимых финансовых средств для нужд самого оперативного работника или его внештатных сотрудников для организации процесса негласного наблюдения и возможного задержания в местах нахождения объекта (проверяемого) в ресторане, игорном заведении и иных, нередко дорогостоящих, местах пребывания подозреваемых. Существенная финансовая поддержка необходима для ОРМ по проверочной закупке и контролируемой поставке, связанных с предметами, веществами и продукцией, свободная реализация которых запрещена. Это направление оперативной работы по выявлению нелегальных рынков оружия боеприпасов, наркотиков, ядовитых, радиоактивных и взрывчатых веществ, драгоценных металлов и минералов в "сыром" виде, антикварных ценностей и других объектов. Оперативные мероприятия сопровождаются заключением и совершением различных мнимых сделок, требующих финансовых расходов. В качестве средств платежа могут быть не только рублевые суммы, но и ценные бумаги, иностранная валюта и другие средства. Проводятся специальные операции с применением комплекса ОРМ: наблюдение, сбор образцов для исследования; оперативное внедрение; оперативный эксперимент при обязательном финансовом обеспечении. Следует также отметить финансовые затраты на проведение оперативными подразделениями органов федеральной службы безопасности ОРМ в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 81 Закона об ОРД). Во всех случаях устанавливается строгий контроль за планированием затрат финансовых средств на осуществление ОРМ и подробным отчетом по факту их расходования; г) большое внимание уделяется финансовому обеспечению по материально-техническому оснащению оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД. Прежде всего это приобретение и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации (ч. 7–10 ст. 6 Закона об ОРД). В частности, это финансовые затраты по использованию в ходе проведения ОРМ по договору служебных помещений, имущества предприятий, учреждений, организаций, а также жилых и нежилых помещений, транспортных средств и иного имущества частных лиц. Финансовое обеспечение направлено также на создание в установленном законодательством порядке предприятий, учреждений, организаций и подразделений, необходимых для решения задач, предусмотренных Законом об ОРД (ч. 5 ст. 15). Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, а также специально уполномоченными на то представителями Минфина России (ч. 2 ст. 19 Закона об ОРД).
Главная Документы Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности" Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности
Обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность. (часть первая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции) Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации. В комментируемой статье приведен развернутый перечень источников финансового обеспечения государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять ОРД.
К источникам их финансирования Закон относит финансовые средства, выделяемые из федерального бюджета, а также собственные бюджеты и внебюджетные целевые фонды законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Этот порядок финансового обеспечения коррелируется с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г., в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти, правомочные осуществлять ОРД, получают финансовые средства на ее проведение из республиканского бюджета Российской Федерации и внебюджетных средств.
Бюджетные статьи ассигнований на оперативно-розыскную деятельность являются составной частью всех финансовых средств, выделяемых Правительством РФ конкретному государственному органу в соответствии с его ежегодными заявками.
2. Закон не устанавливает порядка учета, распределения выделенных финансовых средств и отчетности за их использование. Однако из смысла ст. 13 и 19 можно сделать вывод, что он возлагает решение этих вопросов на руководителя органа, определяющего перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы. В органах внутренних дел Российской Федерации, оперативные подразделения которых наделены правом осуществлять ОРД, таким руководителем является министр внутренних дел.
3. В системе МВД РФ к оперативным подразделениям, имеющим право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, относятся оперативные аппараты, перечисленные в ст. 13 комментируемого Закона.
4. Задачи, решаемые оперативными аппаратами посредством осуществления оперативно-розыскной деятельности, требуют денежных средств, которые обеспечиваются за счет специальных ассигнований. В соответствии с действующими ведомственными нормативными актами, регламентирующими финансовые расходы органов внутренних дел, денежные средства на содержание их оперативных аппаратов и подразделений и на расходы, связанные с осуществлением ОРД, выделяются по отдельной статье сметы МВД РФ.
5. Учет денежных средств и материальных ценностей, используемых на оперативно-розыскную деятельность, ведется в финансовых службах МВД РФ и МВД (УВД) субъектов Российской Федерации специальными сотрудниками, допущенными к сведениям, составляющим государственную тайну. Закон устанавливает, что финансовые средства, выделенные государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять ОРД, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителем этих органов. В системе МВД главным распорядителем кредитов (финансовых средств), ежегодно получаемых от Министерства финансов РФ, является министр внутренних дел.
6. В комментируемой статье понятие "расход финансовых средств" не раскрывается, его виды не устанавливаются, их целевое назначение не конкретизируется. Ведомственные нормативные акты, регламентирующие ОРД, предусматривают следующие виды расходов финансовых средств, направленных на: а) содержание оперативных аппаратов и подразделений, осуществляющих ОРД; б) оплату услуг лиц, сотрудничающих с этими органами либо оказавших им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших; в) обеспечение проведения оперативно-розыскных мероприятий; г) техническое оснащение оперативных аппаратов; д) прочие расходы, связанные с ОРД.
7. Расходы на содержание оперативных аппаратов и подразделений предусматривают выплату денежного содержания гласным и негласным сотрудникам оперативных аппаратов и оплату оперативных расходов, связанных с их участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий.
8. В Законе отсутствует исчерпывающий перечень оснований для получения гражданами, оказывающими содействие органам, осуществляющим ОРД, вознаграждений и других выплат. В п. 2 ст. 15 предусмотрен возмездный характер отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать оперативным аппаратам и подразделениям органов внутренних дел содействие на конфиденциальной основе. Возможность получения вознаграждения и других выплат лицами, сотрудничающими с органами, осуществляющими ОРД, либо оказавшими им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, закреплена также в ст. 18 Закона об ОРД.
9. Действующими нормативными актами МВД РФ предусмотрены многие виды вознаграждений и выплат, которые при наличии оснований могут получать граждане, оказывающие содействие на конфиденциальной основе, а также компенсаций им материальных и денежных затрат, связанных с выполнением заданий органов внутренних дел. В их перечень входят: ежемесячное денежное содержание лицу, сотрудничающему с органом внутренних дел по контракту; разовая денежная выплата в случае потери трудоспособности, болезни, беременности, а также за период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком; денежное вознаграждение или ценный подарок, выдаваемые за оказание помощи в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших; денежное вознаграждение, выдаваемое за содержание жилых и служебных помещений, используемых для решения оперативно-розыскных задач; единовременное пособие, выплачиваемое в случае гибели лица, сотрудничавшего по контракту, его семье и лицам, находящимся на его иждивении; единовременное пособие, выплачиваемое лицу, сотрудничающему по контракту, при получении травм, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий. Граждане, оказывающие содействие на конфиденциальной основе, имеют также право на оплату затрат и расходов, связанных с выполнением заданий в командировках, обеспечением их личной безопасности и безопасности членов их семей. 10. Размеры денежного содержания, разового денежного вознаграждения, выплат и компенсаций гражданам, оказывающим содействие на конфиденциальной основе, устанавливаются министром внутренних дел. Министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и другие распорядители финансовых средств, выделяемых на оперативные расходы, имеют право устанавливать им дифференцированную оплату, которая должна быть не ниже минимальной заработной платы рабочих и служащих. Превышение предельных размеров выплат и других расходов денежных средств, предусмотренных ведомственными нормативными актами, регламентирующими размеры и порядок их выплаты, а также использование валютных средств допускаются только с письменного разрешения министра внутренних дел РФ и его заместителей, курирующих оперативно-розыскную деятельность.
11. Расходы на оперативно-розыскные мероприятия предусматривают денежные затраты, направленные на создание условий, необходимых для проведения проверочной закупки, контролируемой поставки, оперативного эксперимента, оперативного внедрения штатных негласных сотрудников в организованные преступные группы и выполнения специальных заданий. Они включают финансовое обеспечение оперативных комбинаций, связанных с проверкой и документированием преступных действий проверяемых лиц и решением частных оперативно-тактических задач; оплату посещений сотрудниками оперативных аппаратов в служебных целях зрелищных заведений, платных мест отдыха, оплату их проезда на такси и автотранспорте индивидуальных владельцев. К затратам на этот вид расходов относится приобретение образцов для сравнительного исследования, материальных ценностей, необходимых для подтверждения легенды, и др.
12. Расходы на оснащение оперативных аппаратов предусматривают приобретение, оборудование и содержание жилых, служебных и подсобных помещений специального назначения, приобретение квартир-убежищ, предназначенных для обеспечения безопасности лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам, в случае угрозы, расправы с ними или членами их семей со стороны преступников. Этот вид расходов предусматривает оплату покупок средств маскировки служебного автотранспорта, предметов экипировки, кратковременного или неоднократного предоставления гражданами и должностными лицами жилых, нежилых и служебных помещений, используемых для достижения оперативных целей, а также финансирование мероприятий по созданию легендированных предприятий, учреждений, организаций и подразделений, необходимых для решения задач ОРД.
13. Прочие расходы могут быть связаны с оплатой исследований предметов и документов, проведенных по поручению органов внутренних дел специалистами научно-исследовательских учреждений иных министерств и ведомств, оплатой по трудовому соглашению услуг переводчиков, консультантов и других специалистов, выплатой компенсаций эксплуатационных затрат за использование сотрудниками оперативных аппаратов и подразделений в служебных целях автомобилей, находящихся в их собственности, а также другими финансовыми затратами, установленными нормативными актами МВД РФ.
14. Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных оперативному аппарату или подразделению, возлагается на руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Непосредственный контроль за обоснованностью расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, в оперативных подразделениях всех уровней возлагается на КРУ и ФЭУ МВД РФ и соответствующие подчиненные им аппараты. Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, может осуществляться специально уполномоченными представителями Минфина РФ. Их права и обязанности предусмотрены законодательством Российской Федерации и нормативными актами Минфина. Повседневный контроль за правильным расходованием выделяемых на оперативно-розыскную деятельность средств осуществляют руководители органов внутренних дел и их оперативных аппаратов. Правовой основой контроля, помимо комментируемого Закона, служат законодательные акты, регулирующие оборот финансовых средств, и ведомственные акты, регламентирующие ОРД.
15. В соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов все оперативные подразделения один раз в квартал направляют в финансово-экономическое подразделение МВД, УВД, УВДТ, Управления режимных объектов авансовые отчеты по установленной форме о расходах финансовых средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность. К ним прилагаются все документы, подтверждающие произведенные расходы, за исключением тех, в которых содержатся установочные данные граждан, оказывающих содействие на конфиденциальной основе.
16. Выделенные на проведение ОРД ассигнования должны расходоваться эффективно и рационально и не выходить за установленные пределы. Ответственность за соблюдение этих требований несут руководители оперативных аппаратов и подразделений, организующие контроль за расходованием денежных средств. По каждому случаю незаконного использования средств, выделенных на ОРД, производится служебное расследование с участием руководителя проверяемого либо вышестоящего оперативного аппарата. По результатам такого расследования виновные привлекаются к материальной, дисциплинарной, а при наличии оснований - к уголовной ответственности.
17. Уничтожение отчетных документов о расходовании финансовых средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность, производится по истечении установленных сроков хранения только после их обревизования и в присутствии членов специальной комиссии, назначаемой приказом соответствующего руководителя. Билет 29.Понятие оперативно-розыскных мероприятий( цели и задачи).
Оперативно-розыскная деятельность проводится с вполне определенными социально полезными целями, нашедшими отражение в ст.1 Закона об ОРД. Целью ОРД, как следует из законодательного определения, является защита от преступных посягательств на жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, собственность; обеспечение безопасности общества и государства.
Защита включает в себя систему оперативно-розыскных, организационных, правовых и иных мер, принимаемых участниками ОРД для обеспечения безопасности перечисленных в ст. 1 Закона об ОРД объектов от преступных посягательств и устранения причин и условий совершения преступлений.
На первое место среди объектов защиты оперативно-розыскными мерами законодателем поставлены интересы человека и гражданина. В соответствии со ст. 2 Конституции
РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита — обязанность государства. Данное конституционное положение реализуется в деятельности государственных органов, в число которых входят и оперативные подразделения различных ведомств. Непосредственно под охрану государства поставлены права и свободы человека, закрепленные в гл. 2 Конституции РФ.
С помощью оперативно-розыскных мер государство осуществляет защиту собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ равной защите подлежат частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Защита собственности предполагает обеспечение оперативно-розыскными силами и средствами неприкосновенности любой формы собственности, а также принятие мер по возмещению материального ущерба, нанесенного преступным действием.
Целью ОРД выступает защита безопасности России исключительно от преступных посягательств (внешних и внутренних). Посягательства, которые не являются преступлением, находятся вне юрисдикции оперативно-розыскных органов.
К основным объектам защиты безопасности (ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»), в частности, относятся: общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Государство — основной институт политической системы общества. Оно осуществляет управление обществом, и обеспечение его безопасности от внешних и внутренних угроз позволяет ему эффективно функционировать и развиваться.
Безопасность государства — один из важнейших элементов национальной безопасности России. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы включают совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности и государства.
Вместе с тем безопасность как состояние объекта не возникает сама по себе, она обеспечивается в результате целенаправленной деятельности, осуществляемой либо объектом самостоятельно, либо уполномоченными государственными органами. Таким образом, термин «безопасность» приобретает смысл лишь при наличии мер государственной защиты, в арсенале которых оперативно-розыскные меры имеют существенное значение. Следует подчеркнуть, что Закон об ОРД прямо указывает на то, что не допускается осуществление ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных этим Законом (ч. 2 ст. 5 ). Данный запрет выступает существенной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРМ.
Любая деятельность включает в себя цель, средства и результат. Достижение целей, предусмотренных Законом об ОРД, обеспечивается посредством успешного решения оперативно-розыскных задач. Задачи ОРД можно разделить на общие и частные.
1. Общие задачи органов, осуществляющих ОРД, вытекают из содержания ст. 2 Закона об ОРД. К ним относятся: — выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; — осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; |
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 157. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |