Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

См. текст пункта в предыдущей редакции 13 страница




При проведении опроса с согласия опрашиваемого может использоваться полиграф – специальное устройство, регистрирующее психофизиологические реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы и позволяющие выявить тщательно скрываемые им факты. Этот многоканальный медико-биологический прибор фиксирует эмоциональную реакцию опрашиваемого на словесные раздражители или видовые источники информации (кино-, фото-, видеофрагменты). Процедура полиграфного опроса предусмотрена ведомственным нормативным актом. Результаты такого опроса доказательственного значения не имеют, по могут использоваться как ориентирующая информация при построении версий, в тактике проведения отдельных оперативно-розыскных или следственных действий.

В последнее время появляются мнения о возможности проведения опроса с привлечением врачей-гипнологов. Сущность опроса заключается в том, что специалисты с помощью репродукционного гипноза помогают добровольно согласившемуся на сеанс лицу восстанавливать и извлекать информацию о наблюдаемых им событиях из глубин его памяти. Разумеется, ни о каком доказательственном значении такой информации речи не идет. Что же касается ориентирующей информации для определения возможного оптимального направления поисковой работы, то препятствий к этому, полагаю, нет. Думается, что такой нетрадиционный метод опроса, опирающийся на научные исследования, может иметь определенные перспективы, хотя бы в ОРД.

2. Наведение справок – это ОРМ, заключающиеся в сборе сведений как по инициативе оперативных аппаратов, так и по поручению органов расследования для решения задач ОРД и уголовного судопроизводства (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Наведение справок осуществляется путем непосредственного изучения документов, а также направления запросов в организации, предприятия, учреждения любой формы собственности, в другие правоохранительные органы и подразделения, органы государственной власти и местного управления, юридическим и физическим лицам, в том числе в соответствующие информационные системы.

При наведении справок с использованием государственных и негосударственных ресурсов следует знать, что они в основе своей общедоступны, кроме информации ограничительного доступа, имеющей особые правила ее получения. Эти сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальные регламентируются специальными федеральными законами.

Законодательство о тайне основывается на Конституции РФ (ст. 29), Законе о безопасности, Законе РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне" и ряде других актов.

Запрещается распространять конфиденциальную информацию, прежде всего о частной жизни, нарушающую личную или семейную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ), банковскую и тайну денежных вкладов (ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности"), нотариальную тайну (ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате, утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-1), врачебную тайну (ст. 35 и 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утв. Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-1), журналистскую (ст. 41 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации") или иную специально охраняемую законом тайну. Существенную роль в регулировании порядка циркуляции информации и се защите играет Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Наведение справок о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, обеспечивается внутрисистемной информацией правоохранительных органов. С этими целями создаются автоматизированные банки данных – информационные системы: АИПС; информационно-справочные системы; экспертные системы; автоматизированные системы управления; информационно-обучающие системы и др.

Существенная роль в информационном обеспечении деятельности по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений принадлежит информационным центрам (ИЦ) субъектов Федерации, системы ОВД и Главным информационным центрам (ГИАЦ) России.

ГИАЦ является головным подразделением в области информатизации ОВД, создания, ведения и развития Единой модели данных и Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Проводит единую научно-техническую политику в системе ОВД в сфере создания, внедрения и развития информационно-технических систем, интегрированных банков данных общего пользования и специального назначения.

С помощью автоматизированных информационных систем чаще всего наводят справки сотрудники оперативно-розыскных органов, следователи, при необходимости и сотрудники подразделений других правоохранительных органов. Основная оперативно-справочная и розыскная информация формируется в горрайорганах ОВД. Часть ее оседает на месте, а другая направляется в ИЦ и ГИАЦ для формирования соответствующих централизованных банков данных.

Наведение справок проводится, прежде всего, в отношении лиц, имеющих устойчиво выраженную криминогенную ориентацию; совершивших особо опасные преступления с межрегиональной направленностью; применяющих оружие, отличающихся профессионализмом исполнения, особой дерзостью, исключительным цинизмом, особой жестокостью; совершающих серийные преступления и т.п.

Справки наводятся и по системам учета фактов преступлений (раскрытых и нераскрытых) с характерными способами совершения для информационного обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения опасных (квалифицированных) видов преступлений и похищенного имущества.

Общепризнано, что в усложнении криминальной ситуации значительную роль играет антиобщественное поведение иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.02.2007 № 94 "О государственной информационной системе миграционного учета" справочные данные об иностранцах необходимы как о субъектах, совершающих преступления, так и о тех, кто является объектами правонарушений.

Автоматизированный банк данных представляет собой межведомственную информационную систему и служит обеспечению национальной и общественной безопасности России в сфере миграции, прав и законных интересов российских, а также иностранных граждан, формированию полной, достоверной и актуальной информации о перемещении иностранцев и т.п.

Наведение справок в информационно-поисковых системах осуществляется на основании специальных требований или запросов за подписью руководителя оперативнорозыскного органа. Результаты наведения справок по всем источникам, включая автоматизированные системы, оформляются справкой, рапортом или иными сообщениями с приложением полученных при этом оригиналов документов или их копий, а также в виде специальных бланков, которые могут иметь доказательственное значение.

Отдельная информация, относимая к расследуемому делу, полученная из соответствующих информационных систем, может быть юридически допустима и приобщена к уголовному делу.

Вопрос об использовании АИПС подробно рассмотрен в специальном параграфе, посвященном информационному обеспечению ОРМ.

Вместе с тем по причине плохого владения информационным языком[4] допускаются существенные искажения в материальном носителе (шифровке информации) при формировании АИПС. Это с неизбежностью приводит к серьезным недостаткам при последующей обработке кодированной информации и к ее дешифровке (декодированию) в момент использования, при наведении справок в целях обнаружения типичных признаков искомых криминальных событий, вещей, примет преступника и т.п. Страдает конечная цель раскрытия, предупреждения и расследования преступлений.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования – это ОРМ по обнаружению и получению предметов, веществ, документов и иных объектов для последующих идентификационных или диагностических исследований в целях определения их отношения к противоправным событиям.

Изъятые материальные носители информации могут служить целям идентификации с имеющимися, ранее добытыми аналогами (следами, предметами, фотоснимками, текстами и т.д.) либо для исследования признаков, характеризующих состояние объектов, их изменение под каким-либо воздействием. Полученные образцы для диагностических исследований и последующие результаты могут указать на возможные противоправные отклонения и подсказать направления их обнаружения. Например, результаты исследований сырья, полуфабрикатов, технологии изготовления готовой продукции могут повлечь за собой ОРМ с применением методов оперативно-экономического анализа и др.

Исчерпывающего перечня образцов сделать невозможно по причине неопределенного множества материальных объектов, могущих быть подвергнутыми исследованиям для выяснения конкретных обстоятельств, представляющих оперативный, а в последующем и следственный интерес.

Основным ориентиром в поиске и сборе образцов должна служить характеристика объекта носителя, которая была бы близка в сопоставлении с доказательственной информацией. Такими объектами могут быть биологические, физические и иные следы человека (пробы крови, слюны, образцы волос, отпечатки пальцев, голоса, почерка и т.д.), транспорта, официальные и неофициальные документы, орудия и средства совершения преступления (воровские "наборы" для преодоления запирающих устройств, средства для фальсификации продукции, приспособления для фальшивомонетничества, фальсифицированные маркировочные ярлыки, товарные чеки, предметы, изъятые из гражданского оборота) и т.д.

В зависимости от происхождения следует придерживаться криминалистического определения на так называемые свободные и экспериментальные объекты. Под свободными понимаются объекты, которые по времени и характеру происхождения могут быть и вне связи с преступными действиями (рукописи, различные изделия, материалы, сырье, подписи, штампы и т.д.) и могут быть свободно получены. Экспериментальные образцы – это те, которые выделены оперативными работниками как носители возможной доказательственной информации в связи с конкретными разрабатываемыми и криминальными событиями.

Наиболее сложно вопрос стоит о необходимом количестве отбора образцов для сравнительного исследования. Разрешение его зависит от ряда факторов, видов предстоящих исследований – криминалистических или иных (технологических, товароведческих и т.п.), а также от вопросов, которые предполагается разрешить, и от объема продукции, от которой отбирается образец (например, из хранилищ, больших емкостей и т.д.).

Именно в таких случаях необходимы консультации или участие специалистов или специальные справочники, которыми пользуются организации и предприятия в своих лабораторных исследованиях соответствующих образцов. К тому же участие специалиста позволит более качественно и быстро получить отдельные виды образцов.

Мероприятие может быть проведено гласно, негласно и с зашифровкой истинной цели получения образцов. Негласный сбор образцов осуществляется при непременном условии, исключающем возможность обнаружения их недостачи, утраты или получения на временное использование только на период, необходимый для сравнительного исследования (если необходимый образец представляет значительную ценность и находится под строгим контролем).

Гласное изъятие образцов предполагает уведомление владельца о намерениях изъять интересующий должностное лицо объект. Вместе с тем данное ОРМ нередко проводится с зашифровкой цели самого факта получения образца либо субъектов, проводящих его, может быть осуществлено и без его уведомления (например, путем обычной закупки).

При сборе образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или для жилища, ущемляющие его честь и достоинство, а также создающие без крайней на то необходимости условия, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, организаций, учреждений любой формы собственности.

В связи с этим следует отметить, что при намерении должностного лица изъять образцы, находящиеся в жилище граждан, непременно требуется его согласие. Если же по каким-либо обстоятельствам доброго соглашения не получено, то необходимо разрешение суда. Постановление суда необходимо и при отборе для сравнительного исследования образца голоса лица путем прослушивания его телефонных разговоров.

Для участия в проведении ОРМ по возможности приглашаются граждане для оказания содействия оперативному работнику в отборе образцов.

Нельзя упускать из виду, что процедура получения образцов может иметь уголовно-процессуальную перспективу, а участники ОРМ вполне могут выступить участниками уголовного процесса при соблюдении соответствующих требований.

В связи с этим надо сказать, что оперативное получение образцов по своей цели и решаемым задачам сходно со следственным действием: получением образцов для сравнительного исследования, выполняемом в соответствии со ст. 202 УПК РФ, но разумеется, отличного от него по правовой природе их получения.

Вот почему, имея в виду возможную процессуальную проверку результатов ОРМ, надо придерживаться криминалистического правила обращения с образцами, полученными для сравнительного анализа. Образцы следует поместить в тару, упаковать с учетом материальных свойств объекта (конверты, свертки, посуда и иные емкости), беспокоясь о сохранности физического и качественного состояния, опечатать печатью (желательно предприятия, учреждения или организации) или прикрепить к ним бирки, заверенные подписями участников ОРМ. Образцы и саму процедуру изъятия необходимо подробно описать в соответствующем оперативно-служебном документе (акте).

Содержание документа должно быть сориентировано на требование к процессуальному действию, что облегчает задачу его анализа участниками – должностными лицами уголовного процесса.

В частности, в документе следует указать: цель, место и дату осуществления ОРМ, инициатора его проведения; сведения о каждом участнике; краткое содержание процедуры по изъятию образца, его описание с указанием вида объекта, его количества, меры, веса или индивидуальных признаков; согласие лица на получение образца, если оно испрашивалось; условия и порядок применения научно- технических средств; вид упаковочного материала, способ опечатывания и номер печати. Документ подписывается всеми участниками ОРМ с отметкой, что с ним все ознакомились, и содержание его соответствует действиям по процедуре изъятия материального объекта; указывается учреждение, куда образец направляется для предварительного исследования. Документ гласного отбора образцов или отбора с зашифровкой истинной цели от владельца или иных лиц составляется в трех экземплярах. Один с образцами направляется для сравнительного исследования, другой вручается владельцу образцов, а третий приобщается к материалам оперативно-розыскной проверки.

При негласном сборе образцов результаты оформляются рапортом или справкой. В случае получения значительного количества образцов составляется их опись, которая вместе с образцом прилагается к протоколу.

После проведения исследования образцы, если они не представляют дальнейшего следственного интереса, и, тем более, при наличии требования владельца о возврате возвращаются ему либо уничтожаются по акту. Закономерно встает вопрос: а могут ли быть использованы данные образцы или часть их в качестве материальных объектов для последующей экспертизы после возбуждения уголовного дела. Ответ должен быть отрицательным только в силу того, что образцы для экспертизы должны быть получены в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством (ст. 202 УПК РФ). Оперативно-розыскная информация данного ОРМ в подобных ситуациях ориентирует следователя на места нахождения образцов, их виды (предметы и документы) и возможности процессуального получения. Полученные оперативным путем образцы могут быть использованы в уголовном процессе, но в ином качестве (например, в качестве вещественных доказательств, если отвечают условиям допустимости по источнику получения и требованиям к иным документам, ст. 84 УПК РФ).

4. Проверочная закупка – это ОРМ, суть которого заключается в легендированном приобретении материальных объектов и услуг либо совершении мнимой сделки с целью выявления, предупреждения и пресечения преступной деятельности проверяемого субъекта или решения иных задач (например, сбор образцов для сравнительного исследования).

Такая закупка может осуществляться по отношению к продавцу в гласной или зашифрованной форме. В числе покупателей могут быть несколько лиц, в том числе и приглашенные граждане.

В зависимости от оперативно-тактической ситуации после проверочной закупки продавец и его руководитель могут уведомляться о проведении данного мероприятия путем объявления ее состоявшегося факта в момент вручения покупателю товара или проведения действий по оказанию услуг. В таких ситуациях немедленно проводится проверка – контрольное взвешивание, обмер, сверяется правильность расчетов и иные формы контроля.

В качестве средства платежа при проверочной закупке выступают деньги, ценные бумаги, облигации, иностранная валюта, а также предметы, изделия или иная продукция.

Проверочная закупка осуществляется на основании рапорта оперативного работника, согласованного с руководителями оперативно-розыскного органа, а закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, – только на основании постановления, утвержденного данным руководителем. В последнем случае сферой осуществления этого ОРМ является деятельность "черного" рынка но купле-продаже предметов, изъятых из гражданского оборота и оборот которых ограничен.

В случае если будет установлено, что проверочная закупка была произведена при отсутствии постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, то данные, полученные в ходе проведения этого мероприятия, не могут быть признаны допустимыми доказательствами.

Следует особо отметить, что Закон о наркотических средствах и психотропных веществах при проведении ОРД, в том числе таких ОРМ, как проведение закупки, разрешает использование наркотических средств в ОРД (ст. 36), а в случае необходимости при проведении данного ОРМ "с ведома и под контролем органов, осуществляющих ОРД, и допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования" (ч. 3 ст. 49).

В такой ситуации проводится, как правило, специальная операция с применением иных ОРМ в комплексе (наблюдение, опрос, сбор образцов для сравнительного исследования, оперативный эксперимент и др.). При проведении проверочной закупки могут использоваться разрешенные законом технические и иные средства фиксации факта сделки купли-продажи, действий лиц, к ней причастных, контроля за ее ходом, пометки специальными веществами денег, предметов, ценностей.

В тех случаях, когда передача наркотических средств осуществляется в ходе проверочной закупки, проводимой представителями правоохранительных органов в соответствии с Законом об ОРД, содеянное не может рассматриваться как оконченное преступление, поскольку в этих случаях происходит изъятие наркотических средств из незаконного оборота. Такие действия следует квалифицировать как покушение на преступление.

Проверочная закупка оформляется оперативно-служебными документами: рапортом, справкой или актом. В последнем случае, когда к данному ОРМ привлекались граждане в качестве наблюдателей или оказывали содействие.

В акте подробно описывается процедура закупки, участники с их установочными данными, оформление закупки, возможные контрольные проверки (но весу, объему, качеству и т.п.), правильность расчетов. Если при этом применялись технические средства, то указывается вид техники, условия применения фото-, видео-, аудиозаписи и других средств.

Результаты гласной проверочной закупки оформляются, как правило, актом, к которому могут приобщаться соответствующие материальные объекты, вещества. Приобретенные товары учитываются и хранятся в органах, осуществляющих ОРД. Их судьба зависит от того, допустимы ли они для использования в уголовном процессе в качестве вещественных доказательств или для служебной деятельности оперативно-розыскных органов, где они соответствующим образом приобщаются к уголовным делам либо оприходуются в органе. Они могут быть реализованы в установленном порядке предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а полученные при этом денежные средства зачисляют на соответствующую статью в счет компенсации расходов финансирования ОРД.

В результате осуществления проверочной закупки с учетом требований УПК могут быть сформированы следующие виды доказательств: показания свидетелей, потерпевших, вещественные доказательства и иные документы.

5. Исследование предметов и документов как ОРМ заключается в получении сведений, необходимых для предупреждения, раскрытия преступлений, решения иных задач путем привлечения лиц, обладающих специальными и иными знаниями для дачи заключений. К исследованию привлекаются специалисты, имеющие познания в соответствующих отраслях науки, техники, искусстве или в других сферах, которые по уровню своей квалификации смогли бы дать ответы на поставленные вопросы, связанные в той или иной мере с криминальной ситуацией или причастными к ней лицами.

При исследовании предметов, веществ и документов могут быть получены сведения о характеристиках материальных объектов и веществ; об их назначении, технологии, времени и месте изготовления; о подделке, способах фальсификации, фальшивомонетничества и иных подлогов; о свойствах биологических объектов (кровь, сперма, волосы и т.д.); непосредственно о лицах, представляющих оперативный интерес, их соучастии в преступной деятельности; о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность, и об иных свойствах материальных объектов.

Все виды криминалистических исследований (трасологические, почерковедческие, баллистические и др.) проводятся в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД и ФСБ России. Иные необходимые виды исследований (технологические, товароведческие, бухгалтерские и др.) осуществляются специалистами различных ведомств, способных их провести и имеющих специальное оборудование (например, соответствующие лаборатории). Ими могут быть организации, проводящие документальные проверки и ревизии, научно-исследовательские учреждения системы правоохранительных органов, иные учреждения различных министерств и ведомств. Работа может быть проведена на контрактной основе.

Исследования назначаются по письменному поручению руководителя оперативно-розыскного органа. Сущность и характер постановочных вопросов могут быть согласованы с соответствующим специалистом. Следует отметить, что непроцессуальные исследования по своим целям, содержанию, применяемым методикам, а нередко по организациям и специалистам, проводящим их, фактически

не отличаются от экспертиз. Разумеется, различия имеются в правовой природе этих видов исследования, влекущие за собой различные статусы исследователей и результаты их работы.

Именно в силу необходимости проведения исследований в ходе документирования, а особенно на этапе проверки зарегистрированных сообщений о преступлениях уголовно-процессуальное законодательство разрешило вопрос о проведении исследований, предметов документов, трупов с привлечением специалистов (п. 1 ст. 44 УПК РФ).

Материальные объекты, если они не претерпели изменений, могут фигурировать в качестве вещественных доказательств по делу при соблюдении процессуальных требований к собиранию, проверке и оценке доказательств.

После возбуждения уголовного дела в целях проверки полученных сведений назначается экспертиза, подобная проведенному исследованию, с постановкой следователем дополнительных вопросов экспертам. Такая экспертиза возможна лишь с аналогичными материальными объектами. Использовать те же объекты для экспертизы, которые использовались при оперативно-розыскном исследовании, недопустимо, так как они были получены непроцессуальным путем, предусмотренным ст. 202 УПК РФ.

Понятно, что со скоропортящимися объектами провести экспертизу после возбуждения уголовного дела, имея в виду результаты исследования ОРМ, практически невозможно из-за существенных качественных их изменений. К таким объектам относятся многочисленные виды продовольственных и иных товаров, подвергающихся изменениям. Единственным документом исследования таких товаров могут быть только заключения специалистов, данные в период активного проведения ОРМ по собиранию криминальных сведений. Надо сказать, что документ, содержащий описание методики проводимого исследования и результаты (справка, заключение и т.п.), представляется субъекту расследования, а исследователь, давший заключение, должен быть допрошен. Его показания и зафиксированные в документе методы исследования и выводы отвечают требованиям, предъявляемым УПК РФ к доказательствам.

6. Наблюдение как ОРМ заключается в получении сведений об объекте посредством визуального, слухового, электронного, радиолокационного и иных способов контроля в помещениях, на транспорте и в иных условиях его нахождения.

Сразу же отмечу, что касается негласного наблюдения за обстановкой и процессом, происходящим в жилище, с использованием научно-технических средств, то оно, на наш взгляд, подпадает под определение нарушения конституционной гарантии неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ) и должно осуществляться только с разрешения суда.

Под объектами наблюдения понимаются лица, представляющие оперативный интерес, а также движимые и стационарные объекты (автотранспортные средства, отдельные жилые, служебные, коммерческие и иные помещения, места концентрации правонарушителей, места сбыта похищенного, "черные рынки", специально оборудованные тайники, хранилища с орудиями совершения преступлений, оружием, наркотиками и т.д.).

Наблюдение устанавливается при наличии объективной информации непосредственно оперативными работниками или по их заданию специальными сотрудниками оперативно-розыскных аппаратов. Данное ОРМ характеризуется персонализацией, избирательностью объектов, представляющих интерес, конспиративностью методов, дающей возможность негласно отслеживать поведение и действия лиц в естественных условиях, как правило, нс вмешиваясь в развитие событий. Однако заранее предусматривается ситуация возможного выезда за пределы района, города различными видами транспорта. В случае возникновения реальной угрозы для жизни, здоровья, собственности граждан, исходящей со стороны наблюдаемого, сотрудники, осуществляющие наблюдение, обязаны пресечь его опасные действия. Важное значение имеют технические средства фиксации поведения и действий наблюдаемых и их связей (фото-, видео-, аудиозапись и др.). При этом фиксируются оперативно значимые моменты встречи проверяемых, посещения ими конкретных адресов, ввоза, вывоза и реализации контролируемой продукции, передачи или приема предметов, вещей, документов и другие факты, представляющие оперативный или следственный интерес.

Субъекты наблюдения в целях эффективности проведения ОРМ могут применять организационно-тактические варианты слежки с использованием документов прикрытия, различные атрибуты маскировки личности и деятельности.

Наблюдение с помощью научно-технических средств возможно с их установкой в любых помещениях, кроме жилых. В целях обеспечения законности данного ОРМ организация его согласовывается с руководством, отличается тщательной подготовкой и планированием, привлечением дополнительных сотрудников и, по возможности, граждан, которые в последствии могли бы быть свидетелями порядка проведения ОРМ и полученных результатов. Так, до установления технических средств в помещении они должны быть осмотрены гражданами с отметкой в акте (протоколе) их состояния (отсутствие аудио- и видеозаписей), опечатыванием принимающих информационных устройств, сличение показателей таймера с текущим временем участников. Отдельным документом в присутствии тех же граждан должны быть отмечены установка и изъятие средств аудио-видеозаписи. В особом документе нуждается осмотр и распечатывание аудио-видеоаппаратуры с подробным изложением принятой информации и заверенной субъектами проведения ОРМ и гражданами. Желательно, чтобы граждане при завершении операции и ознакомления с ее результатами дали собственноручные развернутые объяснения о наблюдаемом ими событии и действиях участников и своем восприятии происходящего. Результаты наблюдения с продуктами использования технических средств могут стать основой, на которой в соответствии с требованиями уголовного судопроизводства могут быть сформированы такие доказательства, как показания свидетелей, вещественные доказательства и иные документы, а также использованы в организации и тактике проведения следственных действий и при подготовке и принятии необходимых процессуальных решений.

7. Отождествление личности – ОРМ, суть которого заключается в идентификации лиц, причастных к преступлениям, находящихся в розыске либо неопознанных трупов.

Данное ОРМ теснейшим образом связано с ранее рассмотренным. В процессе оперативного наблюдения либо других ОРМ оперативный работник лично либо с помощью граждан (очевидцев, потерпевших и др.) может негласно опознать в наблюдаемом или из числа его связей лицо, представляющее оперативный интерес, или разыскиваемого подозреваемого. Непосредственное опознание с привлечением указанных лиц может быть осуществлено немедленно после совершения преступления и принятия соответствующих ОРМ по его раскрытию по "горячим следам": преследование, отработка мест вероятного появления подозреваемого, поквартирный обход, засады и т.д. Направления и границы поиска определяются оперативным работником, а при необходимости – согласованно со следователем, начиная с совместного осмотра места происшествия в ходе работы следственно-оперативной группы. Идентификация личности может быть осуществлена и опосредована путем исследования предметов, документов (лицо, подписавшее документ либо фигурирующее в нем), биологических объектов (кровь, слюна, сперма и т.д.). Здесь же уместно будет отметить и возможности одорологии[5]. Профессиональное применение кинологом служебно-розыскной собаки на месте совершения особо опасного преступления может оказать существенную помощь в преследовании и задержании подозреваемого. Значительный эффект в применении этого метода достигается в сфере борьбы с незаконным распространением наркотиков. Сразу же оговоримся, несмотря на достижение одорологии, речь может идти только о организационно-тактическом аспекте оперативно-розыскного отождествления личности, но не о доказательственном.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...