Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Часть – содержание учеб предмета




Часть – тематич планирование (в таблице темы и кол-во часов на тему)

РП состоит из2-х частей. Титульный лист и сама программа.

Титульный лист-структурный элемент программы, содержащий сведения:

· полное наименование образовательной организации (в соответствии с лицензией, Уставом), в которой реализуется Рабочая программа;

· место (населённый пункт) нахождения образовательной организации;

· грифы рассмотрения, рекомендации к утверждению и утверждения Рабочей программы;

· полное наименование Рабочей программы с указанием учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); класса (типа класса, параллели), на которой изучается данный предмет, курс;

· указание примерной программы и её авторов (если есть), на основе которой разработана данная Рабочая учебная программа, издательство, год издания ;

· срок реализации данной Программы (период, на который составлена Рабочая программа);

· указание название учебника, автора, издательства, года его издания;

· сведения об учителях (авторах-составителях) Рабочей программы (одного или нескольких): фамилия, имя, отчество; преподаваемый предмет, квалификационная категория;

· год составления Рабочей программы.

ПРИМЕЧАНИЕ (на основе лекций): На титульном листе д.б полное название образовательной организации. Тит. Лист д.б. у всех одинаково.Надо указать кем, где, когда утверждена РП. Может быть 3 пункта: рассмотрено на МО, дата и№ протокола, согласовано зам.дир.,кот.курьирует нач. кл. и утверждено- подпись директора дата и№пр. Учебный план д.б. утвержден до 1.09; на тит. Листе д.б.полное наименование предмета (в одинаковом формате) ); класса на которой изучается данный предмет· срок реализации данной Программы ,. На правом углу внизу пишем составителя с указанием ФИО, предмета и год указываем.

 

Б3. Вопрос 2.Роль и место учебного предмета «Литературное чтение» в начальном образовании.

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения предмета литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Предмет литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения предмета у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Предмет литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Программа по литературному чтению, сохраняя основное содержание образования, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.

 

Б3.Вопрос 3. Фонетический анализ слова «ЯБЛОКИ»

Поставьте ударениеЯ/БЛО/КИ. – 3 слога

я- [ й] – согл, зв.всегданепарн, мягк. Всегда непарн,

- [ a ] – гл, ударн

–гласн., ср.ряда, нижнего подъема, нелабиализованный, ударный ???

б-[ б ] – согласн., зв, парный, тв

л-[ л ] – согласн., зв. всегда непарн,, твердый парн

о-[ а ] – гласный, безударный,

к-[ к’ ] – согласн, глухойпарн, мягкий парный

и-[ и ] – гласный, безударный

Сосчитайте и запишите количество звуков. В слове 7 звуков и 6 букв, тк.к йотированная буква я в нач слова дает 2 звука

БИЛЕТ 4

Б4.Вопрос 1. Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение».

Метапредметнымирезультатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Б4.Вопрос 2.Теоретический смысл действий умножения и деления.

Действие умножения раскрывается в начальной школе как суммирование одинаковых слагаемых.

Умножение- это математическое действие, посредством которого из двух чисел или величин получается новое число или величина. Оно для целых чисел включает в виде слагаемого первое число столько раз, сколько единиц во втором.

Умножение целых неотрицательных натуральных чисел - это действиеа×b=a+a+a+a+a+…+a, при b>1×1=a, при b=1×0=0, при b=0    

Применение символики умножения позволяет сократить запись сложения одинаковых слагаемых. Запись вида 2 ×4=8 подразумевает сокращение записи вида 2+2+2+2=8. Ее читают так: «по 2 взять 4 раза, получится 8»; или: «2 умножить на 4 получится 8». Действие умножения во всех учебниках математики для начальных классов рассматривают ранее действия деления.

Изучение таблицы умножения является основной задачей обучения математике во 2 и 3 классе. Знание табличных случаев действия умножения усваивается наизусть. Заучивание на основе понимания позволяет учащимся овладеть впоследствии умножением и делением двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное, письменными случаями умножения и деления с наименьшими затруднениями.

Результаты табличного умножения в соответствии с программными требованиями к содержанию начального общего образования дети должны знать наизусть. Приемы составления таблиц умножения основаны на смысле действия умножения. Результаты этих таблиц получают при последовательном сложении одинаковых слагаемых. Например, умножение числа 2: 2+2=2*2, 2+2+2=2*3, 2+2+2+2=2*4, 2+2+2+2+2=2*5

Иллюстрация помогает ребенку получить результат пересчетом фигурок. При небольших значениях множителей прием пересчитывания для получения табличного значения произведения приемлем, и учитель им часто пользуется при умножении чисел 2, 3, 4.

При значении второго множителя больше 5 удобнее использовать для получения результатов табличных значений прием прибавления к предыдущему результату. Например: 2×6=2×5+2=..., 2×7=2×6+2=…, 2×8= 2 ×7+2=…, 2×9=2×8+2=...

Следующим приемом, на основе которого составляются таблицы значений умножения чисел, является прием перестановки множителей. Этот прием фактически является первым математическим законом относительно действия умножения в начальной школе: От перестановки множителей произведение не меняется.

Способ знакомства детей с этим правилом, законом обусловлен ранее введенным смыслом действия умножения. Используя предметные модели множеств, дети пересчитывают результаты группировки их элементов разными способами, убеждаясь, что результаты не меняются от изменения способов группировки. Например: 2 ×3 = 6 , 3 × 2 = 6

Для запоминания таблицы умножения существуют такие приемы как:

-прием счета двойками, тройками, пятерками;

-прием последовательного сложения - основной прием получения результатов табличного умножения. Данный прием связан со смыслом действия умножения как сложения одинаковых слагаемых;

-прием прибавления слагаемого к предыдущему результату (вычитания из предыдущего результата).

-прием взаимосвязанной пары: 2 × 6 6 ×2 (перестановка множителей);

-прием запоминания последовательности случаев с ориентиром на возрастание второго множителя;

-прием «порции»;

-прием запоминающегося случая в качестве опорного. Например, 5 × 6 =30, значит 5 ×7 =30+5 =35;

-прием внешней опоры; В качестве опоры используется рисунок или прямоугольная таблица чисел. Обводя на клетчатом поле прямоугольник с заданным количеством клеток в сторонах, ребенок использует эту модель для контроля полученного результата или просто подсчитывает клетки как умеет. Например: 4×5 = 20

-прием запоминания таблицы «с конца»;

Действие деления изучается в начальной школе как действие, обратное умножению. Деление - это обратное умножению математическое действие: нахождение одного из сомножителей по произведению и другому сомножителю. С теоретико-множественной точки зрения смыслу деления соответствует операция разбиения множества на равночисленные подмножества. Таким образом, процесс нахождения результатов действия деления связан с предметными действиями двух видов:

-разбиение множества на равные части. Например, 8 кружков разложили в 4 коробки поровну: раскладывают 8 кружков по одному в 4 коробки, а затем считают, сколько кружков получилось в каждой коробке.

-разбиение множества на части по сколько - то в каждой части. Например, 8 кружков разложили в коробки по 4 штуки - раскладывают 8 кружков по 4 штуки в коробки, а затем считают, сколько получилось коробок. Деление по этому принципу называют «деление по содержанию».

Выражение вида 12:6 называют частным. Число 12 в этой записи называют делимым, а число 6 - делителем. Запись вида 12:6=2 называют равенством. Число 2 называют значением выражения. Поскольку число 2 в данном случае получено в результате деления, его также называют частным.

В начальной школе действие деления – действие, обратное умножению. Поэтому сначала учащихся знакомят со случаями деления без остатка в пределах 100: «табличным» делением. С действием деления дети знакомятся после того, как уже выучили наизусть таблицы умножения чисел 2 и 3. На основе знания этих таблиц уже на четвертом уроке после знакомства с делением, составляется первая таблица деления на 2. Для получения ее значений используют предметный рисунок. 4:2=… 8:2=… 14:2=…

Приемы запоминания табличных случаев деления связаны со способами получения таблицы деления из соответствующих табличных случаев умножения:

-прием, связанный со смыслом действия деления. При небольших значениях делимого и делителя ребенок может либо произвести предметные действия для непосредственного получения результата деления, либо выполнить эти действия мысленно, либо использовать пальцевую модель.

-прием, связанный с правилом взаимосвязи компонентов умножения и деления. В этом случае ребенок ориентируется на запоминание взаимосвязанной тройки случаев, например: 3×7=21 21:7=3 21:3=7

Таким образом, при изучении действия умножения и деления ученикам необходимо знать смысл действия умножения и деления, табличные случаи умножения и деления.

Б4. Вопрос 3.Опишите материальные средства обучения окружающему миру.

Материальная база (обеспечение) – это система материальных факторов, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс. Материальную базу обучения ОМ классифицируют:

· Вербальные (учебники, учебные пособия);

· Натуральные (коллекции, гербарии, живые объекты);

· Изображения предметов и явлений природы (плоскостные: таблицы, карты, картины; объемные: муляжи, модели);

· Аудиовизуальные (диафильмы, презентации, кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи)

· Вспомогательные (приборы, лабораторное оборудование, технические средства)

БИЛЕТ 5

Б5.Вопрос 1. Проектирование современного урока технологии.

1. Проектирование современного урока технологии ФГОС НОО предъявляет новые требования к проектированию и проведению современного урока. В отличие от традиционного подхода, где главной задача – дать хорошие прочные знания, по новому стандарту главное - развитие личности на основе освоения способов деятельности. Изменилась и роль учителя и ученика на уроке: Учитель – помощник, фасилитатор, ученик – активный участник образовательной деятельности. Деятельность учащихся на уроке – познавательная, коммуникативная, регулятивная. Тип урока нового стандарта - урок решения практических, проектных задач, позволяет реализовать системно-деятельностный подход в образовании.

Этапы проектирования урока:

 1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

 2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные). Примерный перечень отглагольных существительных для формулировки цели: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, расширение, содействие, формирование и др. Глаголы для формулировки цели: способствовать, развивать, приобщать, помочь, воспитывать, обучить, сформировать, обеспечить, поддержать, расширить, углубить, познакомить, изучить, выяснить, показать, ознакомить, проследить, обучить, раскрыть, назвать, описать, перечислить, написать, дать определение, проиллюстрировать, определить, классифицировать…

 3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

 6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика. ИЛИ • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; • цель освоения учебного содержания; • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, УУД); • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); • основные понятия темы; • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Структура урока Технология

1. Организация введения в тему и познавательная часть урока (Стихи, загадки, поговорки, ребус, беседа – выходит на тему урока) Цель урока: Что будем изучать? Какая тема урока будет, как думаете? Что можно сделать из этого?

2. Анализ знания или образцов изделия. Каким способом можно изготовить изделие?

3. Открытие нового. 3-6 мин. Наблюдение, исследование, учебник.

4. Самостоятельная практическая работа. 20 мин. Индивидуальная, парами, групповая. (сплочение коллектива) ПОВТОРИТЬ ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ.

 5. Самооценка. Какие были трудности? Чему научились? Выставка работ учащихся.

 6. Контроль обученности (оценки не за готовое изделие, а за освоение приема, новых знаний)

Б5.Вопрос 2.Типы речи

Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи. Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение.

Описание— это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).

Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.

Например:
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)

Повествование— это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).

Например:
И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Рассуждение— это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках.В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.)

Например:
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.К. Г. Паустовский)

Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения

Б5.Вопрос 3. Прокомментируйте фрагменты одного-двух уроков знакомства с фольклорными жанрами (загадки, заклички, считалки, небылицы, колыбельные)

Цель: познакомить с народным творчеством, расширить кругозор обучающихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.

Задачи: развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух, воспитание интереса любви к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, учить исполнять народные песни в сопровождении музыкальных инструментов, с движениями.

Оборудование: мелодия без слов « Во поле берёза стояла», песня « На горе- то калина», костюм хора, песня- танец « Посиделки», русские народные инструменты, песня русская народная « Ах , вы сени»

Ход урока:

Звучит мелодия песни « Во поле берёза стояла» ( фрагмент)

 У. М.- Ребята мы сейчас прослушали мелодию какой известной песни ? ( « Во поле берёза стояла). А кто сочинял народные песни ?( народ). Сегодня мы познакомимся с народным творчеством, которое создаёт народ и называется фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка фолк- народ, лоре- учение . Вместе эти слова фольклор преводятся как народная мудрость. Так во всём мире принято называть музыкальное и литературное народное творчество.

Литературное народное творчество- это загадки, потешки, сказки, прибаутки. Музыкальный фольклор- это песни, былины, танцы, инструментальные наигрыши. Обратите внимание вокруг нас поделки, русская матрёшка, прялка, доски, деревянные хлебницы- всё это тоже создано руками человека. Фольклор богат самыми различными видами.

Сегодня наш урок мы посвятим музыкальному фольклору. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одной семьи к друной. Песни народные- произведения целого народа.

На Руси всегда водили хороводы, это тоже народное творчество, хоровод- древний вид искусства, который есть у каждого народа. Хоровод- это всегда движение , чаще всего по кругу. « Во поле берёза стояла» не только песня, но и хоровод. Это песня- символ русского народа, так же как и дерево берёзка, танцевальный ансамбль « Берёзка». Под эту песню очень легко и удобно распеваться.

Распевание

Исполнение песни « Во поле берёзка стояла»

Ребята, а какие русские народные песни вы ещё знаете? ( перечисляют и называют русскую народную песню « На горе- то калина»

Исполнение песни « На горе-то калина» группой девочек

У. М. Слушать музыку устали так давайте отдохнём, а потм опять начнём….

Исполнение музыкальной физминутки.

У. М. Давным- давно на Руси, когда ещё не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодёжь в одной какой-нибудь избе, при этом девушки приносили прялки, либо шитьё или пяльца с вышивкой, рассаживались по лавкам и за работой пели песни. Вот это назывлосьпосиделками. Сейчас м ы свами исполним современные посиделки.

Исполнение песн« Посиделки» с движениями

У. М. – Ребята, обратите внимание , у вас на партах на листках образцы северных костюмов разных районов области. ( Сравнение костюмов)Народное творчество у нас есть и в Савинске.Перед вами- костюм Савинского народного хора « Северные посиделки».

- К какому району отностися костюм?

Естьлюди, которые занимаются в нашем посёлке народным творчеством: пением, народными танцами, есть любители и играть на музыкальных инструмента.

- Ребята, а какие русские народные инструменты вы знаете? ( ответы детей)

 Сегодня я принеслана урок народные музыкальные инструменты, которые вам всем знакомы. ( трещётка, колокольчики, деревянные ложки и т. д.)Послушаем , как они звучат отдельно. А теперь поробуемиспонить музыкальными инструментами песню « Ах, вы сени»

( Исполнение мелодии « Ах вы ,сени» с музыкальными инструментами)

Итог урока: Ребята, вам понравилось на уроке? А что вам понравилось? Что нового узнали?

В заключении урока я хочу вам сказать. Есть замечательная пословица « Где песня льётся, там легче живётся. Любите русскую песню, любите народную музыку!

 

 

БИЛЕТ 6

Б6.Вопрос 1. Методика проведения изложения

Урок изложения требует тщательной подготовки учителя. Для изложения принципиально важно его название, так как в нем заложена основная мысль автора, но этого недостаточно. Другой важный вопрос — зачем написан этот текст? На уроке с учениками обсуждается не только основная мысль текста, но и коммуникативное намерение автора. Только приближаясь к авторскому замыслу, мы можем понять и объяснить употребление в тексте тех или иных слов и грамматических форм. Задача учителя — обсудить это; в таком случае ребенок запоминает авторские лексемы и грамматические формы, которые потом использует в своем письменном пересказе.

Рассмотрим содержание и структуру урока изложения.

1. Предварительная беседа (мотивация и целеполагание).

Ставится цель из позиции «адресата»: учитель читает текст будущего изложения, с учениками обсуждается тема (заголовок выписывается на доску: если он не совпадает с темой напрямую, выписываются варианты темы, определяемые в ходе обсуждения текста). Актуализируются знания учащихся по теме текста, обсуждаются незнакомые слова, уточняются понятия и термины, выясняется замысел автора

2. Составление плана текста, работа с черновиком.

Ставится цель из позиции «адресата»: понять что и как написал автор текста. Анализируются слова, термины, предложения, композиция: для небольших отрывков рассматривается структура ССЦ, для объемных — завязка, развитие события, кульминация и развязка. Определяется тема каждой структурной части, ее содержание, озаглавливается и записывается как план (на доске). Осмысливается коммуникативное намерение писателя: зачем это написано, какая идея заложена в данном отрывке.

3. Проверка содержания, редактирование.

Ставится цель из позиции «редактора»: повторное чтение авторского текста для сверки собственного текста ученика с оригиналом.

4. Орфографическая и пунктуационная правка.

Ставится цель из позиции «корректора»: повторное чтение авторского текста для проверки собственного текста учеником с целью поиска и исправления ошибок в словах и знаков препинания в предложениях. Переписывание начисто.

Уроки развития речи — сочинения и изложения — могут сопровождаться творческими заданиями. Изложениям придаются элементы сочинения, например:

текст изложения читается не до конца — концовку предлагается придумать самостоятельно;

текст изложения пересказывается от имени одного из персонажей, и после прочтения текста учителем предлагается пересказать событие «глазами» одного из участников (например, если отрывок из сказки «Каша из топора», то пересказать историю может старуха, к которой зашел солдат);

текст изложения следует изменить с точки зрения грамматических форм той части речи, которая изучается в данный момент, например:

текст, в котором автор описывал события в прошедшем времени, пересказать так, будто события разворачиваются у автора на глазах (изменение временных форм глаголов);

наполнить текст недостающими определениями (прилагательными и(или) наречиями);

текст изложения дополнить описанием:

внешности (или характера, или мыслей, или чувств и т. п.) одного из персонажей текста;

пейзажа, который окружает персонажей, или обстановки, в которой действуют те или иные герои текста;

события, предшествующего тем, что разворачиваются в тексте изложения;


Б6.Вопрос 2. Организация внеурочной деятельности в начальных классах в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель внеурочной деятельности – это организация пространства выбора, в результате которого создаются условия для индивидуального развития ребёнка.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

1.Выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

2.Развивать опыт творческой деятельности, творческие способности;

3.Формировать УУД через внеурочную деятельность;

4.Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, оказание помощи в поиске « себя».

Принципы организации внеурочной деятельности:

1. Принцип учёта потребностей обучающихся и их родителей;

2. Принцип преемственности (выбор направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе);

3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности (5 направлений, предложенных в стандартах);

4. Принцип учёта социокультурных особенностей школы, программы развития ;

5. Принцип учёта региональных разработок для организации внеурочной деятельности(1 класс-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; и здорового образа жизни, кружок «Учись учиться»-формирование УУД);

6. Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

7. Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности (кружки, студии ,клубы, игры, конкурсы, викторины, экскурсии, факультативы, мастерские, секции, общества и др.);

8. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности;

9. Принцип учёта возможностей учебно- методического комплекта, используемого в образовательном процессе.

Этапы организации внеурочной деятельности:

1. Изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

2. Определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных классов обеспечивающий их выбор внеурочных занятий в соответствии с интересами и способностями;

3. Проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в ОУ;

4. Разработать рабочую программу для реализации данного направления внеурочной деятельности;

5.Овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

6. Эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Типы программ внеурочной деятельности:

· образовательные программы конкретным видам деятельности, например, ОП краеведческой деятельности или ОП школьного театра;

· комплексные образовательные программы, предполагающие переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам второго и третьего уровней в различных видах деятельности;

· тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие возможности различных видов деятельности, например, программа “Юные исследователи природы”

Рекомендации по разработке программы:

· ориентироваться на школьников определённой возрастной группы;

· руководствоваться педагогической целесообразностью и ориентироваться на запросы учащихся и родителей;

· программа должна состоять из введения (назначение, структура, объем часов, возраст); перечня разделов; описания разбитого по разделам содержания занятий; характеристики результатов.

программа реализуется в рамках одного класса или в рамках свободных объединений школьников одного возраста.

В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды внеурочной деятельности:

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Проблемно-ценностное общение

Досугово-развлекательн.деятельность (досуговое общение)

Художественное творчество

Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Трудовая (производственная) деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

- спортивно-оздоровительное;

- художественно-эстетическое;

- научно-познавательное;

- военно-патриотическое;

- общественно-полезная деятельность;

- проектная деятельность.

В материалах методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения особым приоритетом при организации внеурочной образовательной деятельности в начальных классах является внеурочная проектная деятельность.

Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Включать младших школьников в проектную деятельность следует начинать с решения учащимися проектных задач.

Цель работы над проектами в начальной школе – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Порядок действий в работе с проектами

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Проекты отличаются друг от друга

результатом:

- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);

мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

числом детей

- индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая подел­ка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);

продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

набором и иерархией ролей;

соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

необходимостью привлечения взрослых.

Можно выделить следующие уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:

- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);

- второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.Ожидаемые результаты:

1.Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности.

2.Развитие способностей ,участие в различных конкурсах.

3. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

4. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

5. Приобретение школьником социальных знаний, приобретение опыта самостоятельного социального действия.

6.Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Вместе с тем во внеурочной образовательной деятельности младших школьников эффективны кружковая деятельность, факультативы и др.

Воспитательным результатом внеурочной образовательной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.

Выводы:

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

У обучающихся формируется правильное отношение к окружающему миру, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности.

Организация внеурочной деятельности является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.

 

Б6. Вопрос 3. На примере покажите нахождение периметра (разные способы решения)

Периметр — это сумма длин всех сторон многоугольника.

Иногда для вычисления периметра геометрических фигур используются специальные формулы, в которых периметр обозначается заглавной латинской буквой P.

Периметр измеряется в единицах длины: мм, см, м, км и т.д.

Периметр квадрата: Р=а+а+а+а, Р=а*4, где а- длина стороны квадрата

Периметр прямоугольника: Р=а+а+b+b, Р=(а+b)*2, где а и b - длина и ширина

Периметр треугольника: Р=а+b+c, a,b,c-длины сторон строн треугольника

Периметр многоугольника: Р= а+b+c+....+z

1 способ. Нахождение периметра при помощи формул

2 способ. нахождение периметра при помощи нитки, накладыванием на стороны фигуры

 

БИЛЕТ 7

Б7.Вопрос 1.Читательская компетентность: понятие, содержание, особенности формирования в начальных классах.

Читательская компетентность- это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, предоставленную в звуко - буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Данное определение отражает информационно- когнитивный подход к чтению, чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и имеет целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию её. В этой трактовке понятие « читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. Новые ФГОС относят оба эти вида компетентности к метапредметным образовательным результатам.

Перед современным учителем стоит чёткая цель- воспитание квалифицированного, талантливого, творческого читателя. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения, это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков, умений, то есть качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в различных ситуациях общения, деятельности.

Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека?

Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Цель уроков по литературному чтению по новым стандартам- воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

- развитие читательской компетентности учащихся через организацию урока по литературному чтению, литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

- стимулирование творчества детей.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Работа учителя по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению учащиеся работают со справочной литературой, словарями, часто посещают библиотеки.

4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Возможные формы работы с родителями: коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник); групповая (тематическая консультация); индивидуальная (консультация).

 

Б7. Вопрос 2.Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир». Окружающий мир как предмет изучения в начальной школе. Цель и задачи изучения окружающего мира.

Предмет окружающий мир – основы естественных и социальных наук, являющихся орудием для изучения значительной части предметов в основной школе: физики, химии, истории. Имеет четко интегрированный характер.

Дает обучающимся материал естественных, социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира, его важнейших взаимосвязей.

Цель предмета ОМ - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Задачи предмета ОМ.Для достижения поставленных целей на уроках необходимо решать сле­дующие задачи:

· формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

· развивать чувство сопричастности к жизни природы и общества;

· формировать личностные качества культурного человека — доброту, терпимость, ответственность.

· формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к Родине, её природе и культуре, истории и современной жизни;

· формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

· формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

· работать над формированием психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

· подготовить учащихся к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Стержнем курса является логика исторического развития земли, природы, человека и человеческого общества. В процессе обучения ученики овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе, обществе; учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире и на многообразном природном материале природы и культуре родного края.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

1. Идея многообразия мира.

2. Идея экологической целостности мира.

3. Идея уважения к миру.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

 

Б7.Вопрос 3. В каком порядке нужно выполнять действия в выражении

 





БИЛЕТ 8

Б8.Вопрос 1.Предмет, цели и задачи обучения математике

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Основными целями начального обучения математике являются:

· Математическое развитие младших школьников.

· Формирование системы начальных математических знаний.

· Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Обучение математике в 1-4 классе направлено на реализацию следующих задач:

· формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

· развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

· развитие пространственного воображения;

· развитие математической речи;

· формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

· формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

· формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

· развитие познавательных способностей;

· воспитание стремления к расширению математических знаний;

· формирование критичности мышления;

· развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Важнейшим условием для комфортного обучения математике, соответствующего учебному темпу каждого отдельного ребенка является создание на уроках благоприятных условий для полноценного общего интеллектуального развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.

Б8.Вопрос 2.Цели и задачи учебного предмета «Технология» в 1 – 4 классах. Понятия «преобразовательная деятельность», «технология».

Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Цель предмета «Технология» - общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим - развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств.

Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки.

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова). Ни один учебный предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Процесс изготовления каждой вещи, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или с замыслом; их корректировку. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах .следующие задачи:

· развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;

· развитие умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;

· развитие умений планирования, последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

· знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;

· знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.

Термин «технология» произошел от греческого «техне» - искусство, мастерство, умение и «логос» - слово, учение, наука. В Древней Греции термином «техне» обозначали процесс и результат деятельности, которые отличались наилучшим порядком действий, приводящим к оригинальному высококачественному результату. На философском уровне «технологию» определяют как учение о наилучшей (оптимальной) деятельности, как о процессе, так и о ее результатах

· Само понятие «технология» до недавнего времени трактовалось как совокупность знаний о способах и процессах обработки и переработки материалов . В последнее время сфера применения технологии, как уже отмечалось, значительно расширилась, как объективная реальность технология является интегрированной системой жизнеобеспечения человека и общества, поэтому теперь к технологии относят всю совокупность методов и средств воздействия на материальный мир и его преобразование. Технологию стали рассматривать и как науку «о преобразовании и использовании материи, энергии, информации по плану человека»

· В школе Технология – интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии, биологии и др. и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека

 Технологию в обычном истолковании и понимают как преобразующую деятельность человека. В связи с этим в числе базовых в технологическом образовании рассматривают понятие «деятельность».

· Преобразование в широком понимании - это изменение, переход к лучшему. Под преобразованием в технологии понимают процессы, в которых изменяется форма или внешний вид и физические свойства материала. Процесс преобразования можно рассматривать как отдельные звенья процесса производства - от добычи сырья до получения из него готового продукта. Процесс преобразования имеет все компоненты деятельности. Результатом этой деятельности у школьников являются новые знания и представления о производстве.

· Технологическую деятельность можно рассматривать на разных уровнях: в сферах производства - профессиональный уровень; на этапе подготовки к производительному труду – допрофессиональный уровень; на этапе появления и развития зачатков технологической деятельности - начальный уровень, соответствующий дошкольному и младшему школьному возрасту.

· На начальном уровне технологическая деятельность формируется на примере преобразования доступных материалов, заготовок, информации, изготовления объектов труда с помощью доступных средств труда, в процессе которой усваивается логика построения конкретных технологических процессов и технологические знания, умения и навыки.

· Если рассматривать понятие «технология» в широком смысле, то термины «преобразовательная деятельность» и «технологическая деятельность» можно использовать как синонимы.

Б8.Вопрос 3. Морфемный и словообразовательный анализ слова «ОБЪЯСНИТЬ»

А) Морфемный анализ

1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).ОБЪЯСНИТЬ (что сделать?) – глагол.

2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.ОБЪЯСНИТЬ - показатель инфинитива

3. Указать основу слова.ОБЪЯСНИ– основа слова

4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.–ЯСН- / -ЯСЕН- свободный корень

5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

ОБ- / ОБО- (приставка): объявить, обосновать;         -И-(суффикс): решить, казнить

6. ОБЪЯСНИТЬ  - ОБ (приставка), ЯСН (корень), И (суффикс), ТЬ (окончание)

Б) Словообразовательный анализ

1. Поставить слово в начальную форму.ОБЪЯСНИТЬ

2. Истолковать с помощью однокоренного слова.Сделать ясным

3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).ЯСНЫЙ

4. Указать основу в производящем слове.ЯСН

5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).ОБЪЯСНИТЬ –ЯСНЫЙ = ОБ - …. -И-

6. Указать способ образования слова.Приставочно-суффиксальный способ образования слова

Примечание:1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.

2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суфф










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 487.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...