Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Герменевтика как метод правовых исследований




В современной российской юридической литературе предпринимаются попытки представить герменевтику в качестве очередного универсального средства познания, способного «расширить» самые узкие места правовой науки, поднять ее на новый уровень, решить все проблемы, перед которыми спасовал некогда всесильный диалектико-материалистическийметод. Основоположники этого направления Э. Гуссерль и М. Хайдеггер, их последователи Г. Гадамер, Г. Риккер и др. рассматривают процесс понимания (толкования) текста как единственно возможный способ познания действительности. Юридическая герменевтика представляет собой именно тот подход к праву, который отвечает идеологическим потребностям настоящего времени: остановить «коррозию» общественной структуры, разъедаемую радикальным индивидуализмом (эгоизмом) и духовно-нравственным нигилизмом «общества потребления», не позволяющим преодолеть многочисленные проблемы гуманитарного характера. В ходе методологической революции предполагается традиционные процедуры, связанные с познанием истины, заменить герменевтическими процедурами понимания, интерпретации и интуиции. При этом настойчиво внедряется тезис о том, что «правовое мышление профессора юриспруденции отличается от правового мышления обычного человека лишь более обоснованными рационально-дискурсивным и над стройками ценностных предпочтений». В основе же теоретического правового мышления лежит отнюдь не философское, мировоззренческое знание, как утверждают маститые правоведы, а самое что ни на есть «повседневное знание права». Соответственно и «объяснительная функция правового мышления в отличие от объяснения в естественных науках заключается в систематизации правовых знаний, приведении их в целостную, непротиворечивую систему». Одновременно отрицается объективный характер правовых понятий и категорий.

 

 

БИЛЕТ №21

Средневековая западноевропейская юридическая наука.

Средние века в истории Западной Европы составили более чем тысячелетнюю эпоху – с V по XVI вв. Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, социальную направленность политико-юридических идей западноевропейского средневековья.

Эволюция средневековья включила в себя три исторических этапа:

· первый раннефеодальный (конец V – середина XI вв.). Данный этап характеризуется возникновением феодальных отношений, упрочением новой общественно-экономической формации, в рамках которой государственность сначала организуется в большие, но весьма слабо интегрированные в единое целое монархии, а потом распадается на конгломераты раздробленных политических образований;

· второй этап (середина XI – конец XV вв.) отмечен расцветом феодального строя. Для этого периода типичны централизованные сословно-представительные монархии;

· третий – позднее средневековье (конец XV – начало XVII вв.). Представляет собой полосу заката, упадка феодализма и зарождения капиталистических общественных отношений. Государственность на этом, этапе представлена по преимуществу как абсолютная монархия.

Поэтапное развитие феодального общества во многом предопределило характер и особенности средневековой западноевропейской политико-юридической мысли. Своеобразие средневековья во многом было обусловлено распространением и сильным влиянием христианской религии и римско-католической церкви. Церковь практически безраздельно господствовала в сфере духовной жизни. Складываясь и развиваясь на почве феодальных отношений, под колоссальным воздействием христианства, католической церкви, политико-юридическое знание средневековой Западной Европы вместе с тем восприняло и по-своему в новых исторических условиях продолжило ряд существенных идей античной политической и правовой мысли. Так, были заимствованы следующие представления:

-о государстве как о некоем организме;

о правильных и неправильных государственных формах и об их круговороте;

-идею естественного права как нормы, вытекающей из природы вещей;

 -положение о высокой значимости закона для устройства нормальной государственной жизни и др.

Изменявшиеся и усложнявшиеся нужды производства, потребности политического и правового развития стимулировали постепенное расширение и углубление знаний о политике, государстве и праве. Эти знания прогрессировали во многих направлениях. Они явились необходимым и важным звеном истории мировой политико-юридической мысли.

• Новизна прикладных правовых исследований










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 378.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...