Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наука как социальный институт включает в себя




1. ученых с их знаниями, квалификацией и опытом;

 

2. разделение и кооперацию научного труда;

 

3. четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации;

 

4. научные организации и учреждения, научные школы и сообщества;

 

5. экспериментальное и лабораторное оборудование и др.

 

3 группы социальных функций науки: культурно-мировоззренческая – предлагаемые наукой ответы на вопросы постепенно стали элементами общего образования; как непосредственная производительная сила – создание каналов для практического использования научных достижений; социальная сила – двигатель НТП. Одним из важнейших открытий в области исследования науки как социального института явилось осознание того, что наука не представляет собой какую-то единую, монолитную систему, а представляет собой скорее гранулированную конкурентную среду, состоящую из множества мелких и средних по размеру научных сообществ, интересы которых часто не только не совпадают, но иногда и противоречат друг другу.

 

Наука — это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, но и социальный институт. В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

 

Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

 

• совокупность знаний и их носителей;

 

• наличие специфических познавательных целей и задач;

 

• выполнение определенных функций;

 

• наличие специфических средств познания и учреждений;

 

• выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

 

• существование определенных санкций.

 

Государственная научно-техническая политика – составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

 

Субъектами научной и (или) научно-технической деятельности являются научные работники, специалисты и работники сферы научного обслуживания. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий высшее или среднее профессиональное образование и способствующий своей деятельностью получению научного и (или) научно- технического результата или его реализации. Работником научной сферы является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно- технической деятельности в научной организации.

 

Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытноконструкторские, проектно-конструкторские, проектнотехнологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

 

Динамика науки. Роль проблемных ситуаций в развитии науки.

Проблемные ситуации в науке – Через развитие проблем.

Проблема - это особая форма теоретического знания, которая содержит в себе механизм перехода от старого знания к новому.

 

Процесс научного познания

Вопрос -> Проблема(Главное) –> гипотеза –> теория.

Вопроснеясности, на основании этого формируется проблема.

Проблема решается, сначала выдвигается гипотеза.

Потом возникает теоретическое знание(теория).

Особенности постнеклассической науки. Роль социально-этических ценностей в современной науке.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...