Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие исторических типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая науки.




Этапы развития науки (концепция Вячеслав Семёновича Стёпина).

Вячеслав Семёнович Степин (1934-…) – советский и российский философ и организатор науки.

Выделил три этапа развития науки каждому из которых соответствует свой тип научной рациональности.

Научная рациональность — это способ научного мышления.

Этапы:

1) Классическая наукавозникла в начале 17го века и была до конца 19го века. Для неё характерны строгость, четкость, полная согласованность с эмпирическим фактами, изучались простые системы, научные теории понималась как неизменные. Классической науке соответствует классический тип научной рациональности, для которой характерна исключение из науки всего, что относиться к субъекту те исследователю.

2) Неклассическая наука (с конца 19го века до 1960 годов). Здесь истина понималась как относительное явление, зависящее от исследователя и условий. Возможно существование нескольких истинных описаний реальностей. Учёный изучает не саму реальность, а ее проекцию. Для неклассической науки характерны такие понятия как вероятность, случайность, неопределённость. Мир и наука перестали пониматься как вечность и неизменность. В основном наука изучала сложные системы. Для неклассической науки характерен тип неклассический тип научной рациональности, для которой характерен учёт связей между субъектом и объектом, а также обращение внимания на способы исследования.

3) Пост неклассическая наука (с 1960х годов) для неё характерны изучение уникальных развивающихся сложным систем. Сближение эмпирических и теоретических методов. Сближение фундаментального и прикладного знания. Междисциплинарность. Примером такой науки является синергетика (это наука о процессах и законах самоорганизации сложных нелинейных динамических неравновесных систем, она представляет весь мир как единую самоорганизующуюся систему. Основная идея синергетики заключается в том, что соприкосновение системы с хаосом не разрушает ее, а переводит на новый более сложный уровень развития). Для такой науки характерен пост неклассический тип научной рациональности, в которой субъект включается в объект исследования, познания зависят от целостно целевых постановок исследователя и существует связь между научными теориями и гуманитарными знаниями.

Научное знание, его специфика и структура.

 

Научное знание отличается от научного познания 

Научное знание – говорится, то что это?

Научное познание – процесс получения, то что есть знания.

 

Среди многообразия обыденных знаний, человек обладает многообразием знанием.

Например: обыденное знание и научное знание.

 

У научного знания особые признаки. В качестве критерия научного знания существует объективность, логическая стройность, доказательность, верификация, опытная проверка, фальсификация (Карл Поппер: сама теория должна содержать в себе возможность своего опровержения чтобы уступить место другому научному знанию, если это научное знание (научная теория)).

Научное знание существует как система, организованна в научную целостность, имеет свои уровни в организации своего существования и в этой структуре выделяются:

Эмпирическое– такое знание, которое включает органы чувств и разум. Возникает в результате, познавательно процесс, который направлен на изучении самого предмета. Знание, полученное на основании органов чувств которое обработано знанием.

Эмпирическое знание– это знание, полученное органом чувств, обработанное потом разумом.

 

Какие элементы выходят в структуру эмпирического знания:

- Эмпирическое высказывание

- Научные факты

-Эмпирические законы

- Эмпирическая теория

 

Теоретическое –такое знание опирается только на научный разум, задачей этого познания является сущность предмета. Объектом знания является не предмет, а объектом является первичные понятия.

Структура теоретического знания:

- Теоретическое знание и его формы

- Теория как высшая форма научного знания

- Научная картина мира – целостная система знаний о мире, образованная на основе обобщения естественно научных понятий

- Методы науки

Предмет всегда является объектом познания.

 

Эмпирическое знание и его структура.

Эмпирическое– такое знание, которое включает органы чувств и разум. Возникает в результате, познавательно процесс, который направлен на изучении самого предмета. Знание, полученное на основании органов чувств которое обработано знанием.

Эмпирическое знание– это знание, полученное органом чувств, обработанное потом разумом.

 

Какие элементы выходят в структуру эмпирического знания:

- Эмпирическое высказывание

- Научные факты

-Эмпирические законы

- Эмпирическая теория

Предмет всегда является объектом познания.

 

Теоретическое знание и его структура.

Теоретическое –такое знание опирается только на научный разум, задачей этого познания является сущность предмета. Объектом знания является не предмет, а объектом является первичные понятия.

Структура теоретического знания:

- Теоретическое знание и его формы

- Теория как высшая форма научного знания

- Научная картина мира – целостная система знаний о мире, образованная на основе обобщения естественно научных понятий

- Методы науки

 

Предмет всегда является объектом познания.

Методы и формы научного познания.

Методы науки:

Методы - это способы указывают путь к знанию, куда и как нужно получать знания, это если основания для методов, могут выступать понятия и принципы.

методы разбиты на 2 группы в зависимости от уровня научного познания. Т.к. задача связана с получением знаний. Способы получения разные соответственно методы тоже разные.

Методом явл. если знание включенное в этом понятии, берётся в качестве указания пути к другому знанию.

Эмпирический

 - наблюдение -целенаправленное восприятие с поставленной задачей.

- эксперимент –наблюдение при котором используются приборы и тд, сравнений и измерений

Теоретический

- обстрагирование -это отлёт мысли от какого-то предмета, значит обособиться. Взять предмет и отделить его от других. получить объект в чистом виде. Получаем путь познания сущности познания данного предмета. Абстрагируемся от внешних свойств(которые позаются нашими органами чувст), получаем понятия.

Абстрагирование – это движение от конкретного к абстрактному.

- идеализация -методы исследования объектов, с помощью их идеализированных понятий. Мысленная операция направленная на понятия объектов идеализированных.

Понятия идеализированных объектов – понятие, которых нет в реальности. В реальности если предметы, которые несут в себе элементы этих образов. 

Пример идеальный газ. Шар, Шар понятие есть, но предметов таких нет, есть шарооброазные предметы, мяч и т.д.

Понятие есть, но в действительности предмета нет.

- формализация

Формализация – это исследования объектов на основании их форм, в отличии от содержания. Предельным изображением является математизация.

- моделирование– основан на построении моделей и их использовании в получении знаний. Модель — это заменитель другого предмета, для получения знаний. Главная задача, найти заменитель для объекта, для этого нужна АНАЛОГИЯ.

-индукция

индукция – это движение на получение мысли на основе нашего разума от частного к общему.

Если это движение через обобщение – это приём получения понятий (определяет признаки и выделяем общее). Индукция особый способ обобщения – первый лебедь белый, второй белый, третий белый, значит все лебеди белые. Смысл метода состоит, даёт кратко делать выводы в своем размышлении, вывод проблематичный. На основании все другие лебеди будут белые. На основании аналогий.

-дедукция

индукция – это движение на получение мысли на основе нашего разума от общего к частному.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...