![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие исторических типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая науки.
Этапы развития науки (концепция Вячеслав Семёновича Стёпина). Вячеслав Семёнович Степин (1934-…) – советский и российский философ и организатор науки. Выделил три этапа развития науки каждому из которых соответствует свой тип научной рациональности. Научная рациональность — это способ научного мышления. Этапы: 1) Классическая наукавозникла в начале 17го века и была до конца 19го века. Для неё характерны строгость, четкость, полная согласованность с эмпирическим фактами, изучались простые системы, научные теории понималась как неизменные. Классической науке соответствует классический тип научной рациональности, для которой характерна исключение из науки всего, что относиться к субъекту те исследователю. 2) Неклассическая наука (с конца 19го века до 1960 годов). Здесь истина понималась как относительное явление, зависящее от исследователя и условий. Возможно существование нескольких истинных описаний реальностей. Учёный изучает не саму реальность, а ее проекцию. Для неклассической науки характерны такие понятия как вероятность, случайность, неопределённость. Мир и наука перестали пониматься как вечность и неизменность. В основном наука изучала сложные системы. Для неклассической науки характерен тип неклассический тип научной рациональности, для которой характерен учёт связей между субъектом и объектом, а также обращение внимания на способы исследования. 3) Пост неклассическая наука (с 1960х годов) для неё характерны изучение уникальных развивающихся сложным систем. Сближение эмпирических и теоретических методов. Сближение фундаментального и прикладного знания. Междисциплинарность. Примером такой науки является синергетика (это наука о процессах и законах самоорганизации сложных нелинейных динамических неравновесных систем, она представляет весь мир как единую самоорганизующуюся систему. Основная идея синергетики заключается в том, что соприкосновение системы с хаосом не разрушает ее, а переводит на новый более сложный уровень развития). Для такой науки характерен пост неклассический тип научной рациональности, в которой субъект включается в объект исследования, познания зависят от целостно целевых постановок исследователя и существует связь между научными теориями и гуманитарными знаниями. Научное знание, его специфика и структура.
Научное знание отличается от научного познания Научное знание – говорится, то что это? Научное познание – процесс получения, то что есть знания.
Среди многообразия обыденных знаний, человек обладает многообразием знанием. Например: обыденное знание и научное знание.
У научного знания особые признаки. В качестве критерия научного знания существует объективность, логическая стройность, доказательность, верификация, опытная проверка, фальсификация (Карл Поппер: сама теория должна содержать в себе возможность своего опровержения чтобы уступить место другому научному знанию, если это научное знание (научная теория)). Научное знание существует как система, организованна в научную целостность, имеет свои уровни в организации своего существования и в этой структуре выделяются: Эмпирическое– такое знание, которое включает органы чувств и разум. Возникает в результате, познавательно процесс, который направлен на изучении самого предмета. Знание, полученное на основании органов чувств которое обработано знанием. Эмпирическое знание– это знание, полученное органом чувств, обработанное потом разумом.
Какие элементы выходят в структуру эмпирического знания: - Эмпирическое высказывание - Научные факты -Эмпирические законы - Эмпирическая теория
Теоретическое –такое знание опирается только на научный разум, задачей этого познания является сущность предмета. Объектом знания является не предмет, а объектом является первичные понятия. Структура теоретического знания: - Теоретическое знание и его формы - Теория как высшая форма научного знания - Научная картина мира – целостная система знаний о мире, образованная на основе обобщения естественно научных понятий - Методы науки Предмет всегда является объектом познания.
Эмпирическое знание и его структура. Эмпирическое– такое знание, которое включает органы чувств и разум. Возникает в результате, познавательно процесс, который направлен на изучении самого предмета. Знание, полученное на основании органов чувств которое обработано знанием. Эмпирическое знание– это знание, полученное органом чувств, обработанное потом разумом.
Какие элементы выходят в структуру эмпирического знания: - Эмпирическое высказывание - Научные факты -Эмпирические законы - Эмпирическая теория Предмет всегда является объектом познания.
Теоретическое знание и его структура. Теоретическое –такое знание опирается только на научный разум, задачей этого познания является сущность предмета. Объектом знания является не предмет, а объектом является первичные понятия. Структура теоретического знания: - Теоретическое знание и его формы - Теория как высшая форма научного знания - Научная картина мира – целостная система знаний о мире, образованная на основе обобщения естественно научных понятий - Методы науки
Предмет всегда является объектом познания. Методы и формы научного познания. Методы науки: Методы - это способы указывают путь к знанию, куда и как нужно получать знания, это если основания для методов, могут выступать понятия и принципы. методы разбиты на 2 группы в зависимости от уровня научного познания. Т.к. задача связана с получением знаний. Способы получения разные соответственно методы тоже разные. Методом явл. если знание включенное в этом понятии, берётся в качестве указания пути к другому знанию. Эмпирический - наблюдение -целенаправленное восприятие с поставленной задачей. - эксперимент –наблюдение при котором используются приборы и тд, сравнений и измерений Теоретический - обстрагирование -это отлёт мысли от какого-то предмета, значит обособиться. Взять предмет и отделить его от других. получить объект в чистом виде. Получаем путь познания сущности познания данного предмета. Абстрагируемся от внешних свойств(которые позаются нашими органами чувст), получаем понятия. Абстрагирование – это движение от конкретного к абстрактному. - идеализация -методы исследования объектов, с помощью их идеализированных понятий. Мысленная операция направленная на понятия объектов идеализированных. Понятия идеализированных объектов – понятие, которых нет в реальности. В реальности если предметы, которые несут в себе элементы этих образов. Пример идеальный газ. Шар, Шар понятие есть, но предметов таких нет, есть шарооброазные предметы, мяч и т.д. Понятие есть, но в действительности предмета нет. - формализация Формализация – это исследования объектов на основании их форм, в отличии от содержания. Предельным изображением является математизация. - моделирование– основан на построении моделей и их использовании в получении знаний. Модель — это заменитель другого предмета, для получения знаний. Главная задача, найти заменитель для объекта, для этого нужна АНАЛОГИЯ. -индукция индукция – это движение на получение мысли на основе нашего разума от частного к общему. Если это движение через обобщение – это приём получения понятий (определяет признаки и выделяем общее). Индукция особый способ обобщения – первый лебедь белый, второй белый, третий белый, значит все лебеди белые. Смысл метода состоит, даёт кратко делать выводы в своем размышлении, вывод проблематичный. На основании все другие лебеди будут белые. На основании аналогий. -дедукция индукция – это движение на получение мысли на основе нашего разума от общего к частному. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 320. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |