Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экзаменационные вопросы (задания)
Задания для проверки результатов обучения «знать». Для проверки результатов обучения "знать": 1.Этапы развития педагогики. Позиция педагогики в системе современных наук. Взаимосвязь общей и инженерной педагогики. 2.История развития инженерной педагогики в России. 3.Современные научные исследования в инженерной педагогике. 4.Философия и инженерная педагогика. 5.Инженерная педагогика как «открытая система». 6.Сравнительный анализ современных педагогических парадигм. 7.Взаимосвязи и взаимовлияния педагогики и психологии. 8.Учение как условие и средство саморазвития. 9.Инженерная педагогика, история развития, цели и принципы. 10.Организационно-педагогические условия образования магистрантов -зрослых субъектов познания. 11.Развитие творческого мышления инженера. 12.Компетентностный подход в профессиональном образовании магистров информатики и вычислительной техники – «за» и «против». 13.Современные инженерно-педагогические проблемы и подходы к их решению. 14.Методы инженерно-педагогических исследований. 15. Общедидактические принципы обучения и специальные принципы профессиональной подготовки магистров. 16.Профессиональный портрет современного педагога – личностный взгляд. 17.Педагогическая деятельность и педагогическое мастерство преподавателя вуза. 18. Психологические основы педагогической деятельности преподавателя инженерных дисциплин. 19. Инженерная педагогика как один из видов профессиональной педагогики. 20. Направления воспитания: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, гражданское, экологическое, правовое, экономическое. Цели, условия и методы воспитания. 21. Структура воспитания. Воспитание как многофакторный процесс. 22. Системный подход к анализу и созданию моделей педагогической деятельности. 23. Деятельность преподавателя как функциональная система. Современная модель структуры деятельности преподавателя вуза. Взаимодействие и взаимозависимость элементов структуры. 24. Профессиональное мастерство и творчество преподавателя технического вуза. 25. Стили педагогического руководства: анализ и оценка. 26. Преподаватель вуза как менеджер процессом образования и профессиональной подготовки. 27. Непрерывное образование: потребность и проблемы организации. 28. Психология профессиональной деятельности. 29. Психология познавательных процессов. 30. Психология творчества. 31. Психологический портрет магистра техники и технологий.
Раскройте сущность понятий: 1.Инженерная педагогика; 2.Методология; 3.Дидактика; 4.Воспитание; 5.Обучение; 6.Учение; 7.Формы, методы и средства обучения и учения инженеров; 8.Интериоризация; 9.Образование; 10.Ценности в образовании; 11.Педагогическая задача; 12.Педагогическая ситуация; 13.Педагогические условия; 14.Организационные условия; 15.Педагогические принципы; 16.Принципы инженерной педагогики; 17.Педагогическая технология; 18.Педагогическая рефлексия; 19.Педагогический мониторинг; 20.Педагогическая проблема; 21.Парадигмы в образовании; 22.Инновация; 23.Деятельность; 24.Квалификация; 25.Компетенция; 26.Компетентность; 27.Психологическое новообразование; 28.Педагогическое проектирование; 29.Мышление; 30.Психология общения; 31.Психология творчества; 32.Психология профессиональной деятельности; 33.Психология познавательной деятельности; 34.Профессионально-значимые личностные качества магистра; 35.Инженерное мышление; 36.Инженерно-педагогическое мышление; 37.Моделирование; 38.Традиции в образовании; 39.Инновации в образовании; 40.Болонский процесс; 41.Педагогическая система; 42.Синергетика; 43.Интеграция; 44.Профессиональная направленность личности; 45.Профессиональная подготовка; 46.Качество профессиональной подготовки; 47.Факторы обеспечения качества; 48.Критерии оценки качества; 49.Показатели уровня качества; 50.Качество образования как система; 51.Динамический характер качества образования; 52.Оценивание; 53.Оценка; 54.Мотивация профессиональной деятельности; 55.Самостоятельная работа студентов; 56.Общечеловеческая культура; 57.Инженерно-педагогическая культура; 58.Творчество; 59.Педагогическое творчество; 60. Психологические состояние, процессы и факторы; 61. Современная педагогическая парадигма.
Для проверки результатов обучения "уметь", "владеть": I. Бенджамин Франклин (1706-1790) – выдающийся американский просветитель и государственный деятель, один из авторов декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Этот комплекс выглядит так: 1.Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения. 2.Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров. 3.Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время. 4.Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать, неукоснительно выполнять то, что решено. 5.Трудолюбие. Нельзя терять время попусту, нужно быть всегда занятым чем-то полезным, следует отказываться от всех ненужных действий и контактов. 6.Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы. 7.Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей. 8.Умеренность. Следует избегать крайностей. 9.Чистота. Необходимо соблюдать опрятность в одежде и в жилище. 10.Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам. 11.Скромность.
II. Задания: 1.Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в котором они важны для Вас, начиная с самого главного. Аргументируйте представленную Вами последовательность. 2.Составьте свой свод правил, отражающих Ваш собственный «Образ-Я».
Педагогическая практика имеет ситуативный характер.
III. Задания, ориентированные на понимание сущности понятия «педагогическая ситуация». Приведите примеры нестандартных педагогических ситуаций и предложите Вашу модель поведения педагога, обеспечивающего достижение ранее запланированной педагогической цели в неожиданно сложившейся ситуации: а) конфликтной ситуации; б) ситуации предъявления требований; г) ситуации дезорганизации; д) ситуации критики; е) ситуации решения проблемных учебных задач.
В чем будет состоять разница принимаемых Вами решений, в зависимости от того, в какой аудитории сложились неожиданные ситуации – в аудитории студентов, или аудитории взрослых? Задания для проверки результатов обучения «уметь». Подготовить исследовательский проект по алгоритму. Требования к структуре, содержанию и оформлению исследовательского проекта Исследование оформляется в Microsoft Power Point в виде слайд-шоу. Количество слайдов не должно превышать 15. Размер шрифта для презентации текста не менее 24. Главный лозунг слайд – шоу: «Максимум схем, диаграмм, рисунков, фотографий и т. п.», т. е. всего того, что называется визуализацией текста, а оставшийся текст, который нельзя в таком виде представить, необходимо облечь в очень краткую, емкую форму. Из чего следует, что без ценных комментариев автора в ходе презентации проекта никак не обойтись. !!! Обязательно наличие слайдов с содержанием аппарата исследования. Аппарат исследования: Цель; Проблема; Гипотеза; Задачи; Новизна; Вывод (с представлением личной позиции); информационные ресурсы.
Требования к структуре и содержанию проекта
Слайд №1. Название исследования Название работы (как правило, проблема проекта); выходные данные (университет, город, год, фамилия, имя студента, группа, факультет, фамилия, имя преподавателя, секция научного общества). Слайд №2. Цель исследования Цель (воображаемый результат) работы («вершина горы», как правило, начинается словами - научиться, расширить представление, сформировать отношение и т.п.). Слайд №3. Проблема исследования Проблема – это противоречие между желаемым и действительным. Главный лозунг при оформлении данного слайда: «Нельзя объять необъятное!», поэтому выделите отдельную, не очень широкую проблему и смело ее решайте! Например, с одной стороны, большое количество доступной информации значительно облегчает образовательный процесс, а с другой стороны, обилие информации (в том числе «лишней», «недостоверной» информации) существенно затрудняет достижение образовательных целей. Или, еще пример: с одной стороны, личностно-ориентированное образование способствует раскрытию способностей, творческого потенциала обучающегося, а с другой стороны, такое образование может способствовать формированию личности эгоцентрика. Слайд №4. Гипотеза исследования Гипотеза – это предположение о том, как можно решить данную проблему. Например, «Для достижения образовательных целей с использованием личностно-ориентированного подхода в образовании необходимо обязательно использовать данный подход в сочетании с другими педагогическими методами». Слайд №5. Задачи исследования Задачи – это шаги на пути к цели - «вершине горы», т. е. этапы решения проблемы. Например, первая задача – сбор и систематизация информации по теме; вторая задача – сравнение и обобщение существующих теорий и гипотез (проверка степени изученности данного вопроса в науке); третья задача - проведение социологического опроса (формулировка нескольких вопросов, ответы на которые дадут возможность исследователю сделать вывод о степени осведомленности в данном вопросе среди контингента респондентов, например, студентов своего курса); четвертая задача – обобщение результатов и вывод. Слайды №5, 6, 7 и т. д. до 13 – Содержание исследования согласно поставленным задачам, направленным на подтверждение либо на опровержение гипотезы исследования. Слайд №13. Новизна Вашего исследования. Здесь Вы формулируете все то, что, на Ваш взгляд, Вы привнесли нового в состояние данной проблемы. Например, Вам удалось частично пролить свет на малоизученные аспекты проблемы или представить проблему в новом ракурсе, или, вообще, Вы поставили под сомнение саму формулировку проблемы и целесообразность ее решения для развития науки. Слайд №14. Вывод с представлением (обязательно!!!) личной позиции. Вывод формулируется кратко и емко, помните о народной мудрости – «Краткость – сестра таланта!». Слайд №15. Информационные ресурсы. Темы проектов: 1. Методологические аспекты инженерной педагогики. Методы исследования в ИП (Практическое занятие №1 из РПД) 2. Дидактика как теория и методика обучения (Практическое занятие №2 из РПД) 3. Мотивация профессиональной деятельности, методы ее развития (Практическое занятие №3 из РПД) 4. Содержание образования в техническом вузе, проектирование содержания (Практическое занятие №4 из РПД) 5. Формирование компетенций и компетентности инженеров (Практическое занятие №5 из РПД) 6. Фундаментализация профессионализация образования инженеров (Практическое занятие №6 из РПД) 7. Профессионально-педагогическая и психолого-педагогическая подготовка преподавателей технических дисциплин. Научные подходы к ее организации в современных условиях (Практическое занятие №7 из РПД) Задания для проверки результатов обучения «владеть». Представить (защитить) исследовательский проект по темам (требования к проекту см. п. 7.3.1.): Темы проектов: 1. Методологические аспекты инженерной педагогики. Методы исследования в ИП (Практическое занятие №1 из РПД) 2. Дидактика как теория и методика обучения (Практическое занятие №2 из РПД) 3. Мотивация профессиональной деятельности, методы ее развития (Практическое занятие №3 из РПД) 4. Содержание образования в техническом вузе, проектирование содержания (Практическое занятие №4 из РПД) 5. Формирование компетенций и компетентности инженеров (Практическое занятие №5 из РПД) 6. Фундаментализация профессионализация образования инженеров (Практическое занятие №6 из РПД) 7. Профессионально-педагогическая и психолого-педагогическая подготовка преподавателей технических дисциплин. Научные подходы к ее организации в современных условиях (Практическое занятие №7 из РПД) 7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю). Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ). Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 199. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |