Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материалы для проведения деловых игр, ситуационного анализа




1. Формирование компетенций и компетентности инженеров.

Коллектив студентов "делится" на 3 примерно равные группы: "работодатели", "преподаватели" и "будущие выпускники". Организуется встреча "преподавателей" с представителями производственных структур ("работодателями"), сообщающих информацию о производственных инновациях, которые требуют формирования у будущих специалистов новых компетенций, необходимых им для обеспечения конкурентоспособности в новых социально-экономических, политических и информационных условиях. "Преподаватели" уточняют конкретные задачи, решение которых требует использования новых компетенций, предлагают формулировки новых компетенциЙ и уточняют их в процессе обсуждения с производственниками. Затем "преподаватели" вносят соответствующие коррективы в компетентностный портрет будущих выпускников и корректируют содержание обучения с учетом инноваций (составляют новые задания). В процессе работы со студентами "преподаватели" формулируют новые компетенции и разъясняют их сущность, демонстрируя их практическое использование при решении одной или несколько новых задач. "Студенты" на практике выполняют подобные задачи, формируя, закрепляя и развивая новые актуальные для них компетенции. "Студентам" предлагается подвести итог их работы, представить формулировки и разъяснить сущность тех компетенций, которые были сформированы в процессе выполнения практической работы.

2.Профессионально-педагогическая и психолого-педагогическая подготовка преподавателей технических дисциплин. Научные подходы к ее организации в современных условиях.

Перед практическим занятием студенты получили теоретический материал, необходимый для подготовки к предстоящему практическому занятию. На практическом занятии группа студентов "делится" на две команды: "профессиональных преподавателей" и "магистрантов" - будущих преподавателей. Практическое занятие состоит из двух частей: 1) теоретическая подготовка будущих преподавателей; 2) психолого-педагогическая и профессионально-педагогическая практика. В процессе проведения первой половины занятия "профессиональные преподаватели" кратко излагают теоретический материал и задают вопросы, подключая магистрантов к совместной работе над обсуждением принципиально важных теоретических вопросов. Однако ответы на вопросы не являются очевидными и у большинства вызывают затруднения. В дальнейшем, как правило, складываются две возможные ситуации: а) "преподаватель" предлагает вернуться к анализу теоретических аспектов научного материала, необходимого для продуктивного поиска ответов на заданные вопросы, и студенты соглашаются; б) "студенты" активно возражают против "траты" времени на дальнейшие теоретические обсуждения и настаивают на поиски ответов методом "проб и ошибок". В ситуации "а" преподаватель и магистранты переходят к активному обсуждению нескольких трудных теоретических вопросов, предлагаются разные точки зрения, требующие аргументации, к которой далеко не все оказываются подготовленными. Совместное обдумывание представленных аргументов позволяет получить убедительные для всех участников дискуссии ответы. В ситуации "б" преподаватель предоставляет возможность каждому из магистрантов представить вариант предлагаемого им решения вопроса, и в процессе обсуждения, как правило, выявляется, что большинство предлагаемых решений эффективными не являются. Подведение итогов совместной работы позволяет принять совместное решение, выработать рекомендацию к тому, что глубокий теоретический анализ любой педагогической проблемы и соответствующих ей моделей является необходимым для разработки эффективных вариантов адекватных рассматриваемым ситуациям педагогических решений.

В процессе проведения второй части практического занятия магистрантам предлагается выступить в качестве "преподавателей" разных дисциплин. Изложив небольшой объем логически законченного материала, "преподаватель" предлагает магистрантам сформулировать ряд таких вопросов к освоенному ими новому материалу, ответы на которые позволят осознать системную сущность, а также графически представить логические связи между отдельными фрагментами учебного материала в формате структуры. В процессе практического занятия "магистры" и "преподаватели" меняются ролями, выполняют задания, ориентированные на понимание сущности понятия «педагогическая ситуация», и приводят примеры нестандартных педагогических ситуаций, предлагая индивидуальные модели поведения "преподавателя", обеспечивающего достижение ранее запланированной педагогической цели в неожиданно сложившейся ситуации:

а) конфликтной ситуации;

б) ситуации предъявления требований;

г) ситуации дезорганизации;

д) ситуации критики;

е) ситуации решения проблемных учебных задач.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 154.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...