![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Знаки-иконы, знаки-индексы, знаки-символы в языке. Знаки-диаграммы как разновидность икон.
Со всевозможными знаками каждый из нас встречается в тех случаях, когда вместо одного предмета, явления, действия используется другой материальный факт, заменяющий ту или иную реалию, совокупности реалий. Действительность воспринимается не только непосредственно, но и с помощью различных знаков. Разнообразные знаки вошли в нашу жизнь глубоко и прочно (знаки этикета, дорожные знаки, вербальные знаки, денежные знаки, математические знаки, знаки-жесты, знаки предписывающие, советующие). Семиотика – научная дисциплина, которая изучает знаки, их природу, свойства, классификации, отношения и т.д. Основной единицей семиотики является знак. Знак – материальный факт, служащий для обобщенного наименования реалий, связанный с ними в сознании человека естественными или условными отношениями и преднамеренно используемый для обработки, накопления, передачи знаний. Чарлз Пирс, американский философ, 1839-1914, - основатель семиотики. Он создал базовую для семиотики классификацию знаков: ЗНАКИ-ИКОНЫ (icon), изобразительные знаки, в которых означаемое и означающее связаны между собой по подобию (фотографическое письмо, язык жестов). Иконичность в морфологии. Выделяют особый класс изобразительных слов — идеофоны. Кроме звукоподражаний к идеофонам относят слова, в которых звучание подражает не собственно звуку называемого явления, а его образу, как бы символизируя звучанием его размер, форму, цвет, интенсивность проявления какого-то качества или признака. Языковую «технику» идеофонов можно представить на примере способа образования старославянского имперфекта (времени, с помощью которого изображались длительные, продолжительные действия). Имперфект отличался от аориста (краткое, «точечное» прошедшее время) «длинным» (возникшим из повтора гласных) суффиксом: ср. пары (в 3-м л. ед. ч.) аориста и имперфекта: ходи — хождааше, несе -- несЬаше. Также примерами иконичности являются образование форм множественного числа (формы множественного числа всегда «длиннее» (содержат больше если не морфем, то звуков), чем формы единственного) и сравнительная степень прилагательного (компаратив всегда «длиннее» исходной формы положительной степени и «короче» формы превосходной степени: big-bigger-the biggest). Иконичность в синтаксисе (Знаки-диаграммы как разновидность икон). В кругу иконических знаков Ч.Пирс выделил два подкласса: образы и диаграммы.: В знаках-образах имеется то или иное внешнее подобие между звучанием и значением (кукареку). Диаграмматические знаки-иконы более условны, чем знаки-образы, они передают отношения между частями означаемого (последовательность во времени, иерархия, взаиморасположение в пространстве и др.). Диаграмматический характер присущ порядку слов, порядку расположения придаточных предложений. Например, порядок перечисления авторов в некотором обзоре соответствует или хронологии их жизни и трудов, или относительной значимости их достижений, или алфавиту их фамилий. Фраза Отдал в чистку галстук и костюм менее вероятна, чем фраза с «естественным» порядком слов: Отдал в чистку костюм и галстук. Когда строится высказывание со многими соподчиненными (зависимыми от сказуемого) членами предложения, то ближе к сказуемому будут те из них, которые называют более важные для говорящего вещи. Также порядок следования может отражать половую, возрастную, социальную иерархию (пример: Бабушка с внуком пошли в магазин) Более того, знаки-диаграммы существуют не только в языке. Все виды диаграмм и графиков - это иконические знаки. Пирс относил к иконам алгебраические формулы и уравнения: «Каждое алгебраическое уравнение есть икона постольку, поскольку оно посредством алгебраических знаков (которые сами по себе не являются иконическими знаками) показывает отношения между данными величинами». Звуковая изобразительность в индивидуальной речи. Большинство людей, читающих детям сказку Л.Толстого «Три медведя», переходя от рассказа о большом медведе к рассказу о среднем и маленьком, почти непроизвольно и незаметно для себя изменяют высоту голоса: о большом говорят низким тоном, о маленьком — высоким. Таким образом в звучании отображается размер предмета, т. е. имеет место подражание не звуку (связанному с предметом), а его пространственному образу, в данном случае (размеру). Иконичность в графике. В письменностях, использующих алфавитное письмо в ходе истории развились разнообразные иконические приемы выражения некоторых значений. Например, абзацы позволяют увидеть относительно самостоятельные части текста, большие (прописные) буквы делают слово более заметным для глаза. 2) ЗНАКИ-ИНДЕКСЫ (index), в которых означаемое и означающее связаны причинно-следственной связью, т.е. означающее – часть означаемого. Между ПС и ПВ есть фактическая смежность знака и объекта (к примеру, дым над костром рассматривается как знак костра). Здесь знак реально является частью действительности, как и сам объект. Знаки-индексы в естественном языке: интонация, междометия и шифтеры. 1. Интонация. В индивидуальной речи интонация является главным средством выражения чувственного содержания речи: ее «вклад» в выражение эмоций оценивают в 80 — 95 %. Интонация, как мимика и жесты, является и частью, и одновременно проявлением психосоматического состояния человека; следовательно, по характеру связи формы и содержания знака интонация соответствует определению знаков-индексов. 2. Междометия (как класс слов) - непроизвольные и нерасчлененные возгласы, возникающие в качестве звуковой реакции организма на внешние раздражения. «Симптоматическая» мотивированность междометий соответствующими состояниями организма делает междометия классическим примером знаков-индексов. Их семантика определяет эмоциональное состояние. 3. Шифтеры. Термин шифтер (англ. shifter 'переключатель') ввел в теорию грамматики Есперсен, чтобы подчеркнуть функциональную общность ряда грамматических категорий, способных изменять характер связи сообщения с актом речи — как бы переводить сообщение в разные плоскости по отношению к реальности, ко времени и участникам данного речевого акта. В свое время Ч. Пирс называл такие смешанные виды знаков подиндексами, и относил к ним личные и указательные местоимения, в том числе в относительной функции, а также окончания, которые присоединяются к «управляемым» словам, чтобы показать, «какое именно слово является управляющим». Р.О.Якобсон относил к шифтерам глагольные категории лица, времени и наклонения, определяя их в терминах семиотики как индексные символы. 3) ЗНАКИ-СИМВОЛЫ (symbol), в которых означаемое и означающее связаны между собой в рамках некоторой конвенции, т.е. связь ПС и ПВ произвольна.Знак-символ вообще не имеет обоснованной связи между формой и содержанием, она условна. Мы ее принимаем как данность, обучаясь системе данного языка. Примерами знаков-символов могут служить слова естественного языка. (+звезды на погонах, местоимения), диахроническая мотивированность- словообразование (человеконенавистник),семантическ.-(клешня).Знаки-символы, т.е. условные знаки, которым не свойственна природная мотивированность означающего означаемым, отсутствуют в коммуникации животных. Но у человека условные знаки имеются: 1) этикетное обнажение головы, 2) вставание, поцелуй в знак приветствия; 3) аплодисменты и свист. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1501. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |