Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема линейности языкового знака.




Вследствие материальности знака (знак обязательно должен восприниматься органами чувств), знак приобретает свойство линейности (знак имеет протяженность в пространстве и во времени), т.к. производство речи – последовательный и линейный процесс. ПВ линеен по своей сущности, т.к. он протяжен во времени и в пространстве, ПС же нелинеен в том смысле, что он является суммой семантических компонентов, более того нелинейность существует ввиду того,что ПВ состоит из фонем (фонема сама по себе не линейна, это пучок ДП). следовательный ротяженность в пространстве и во времени).знак ости от времени, места, цели ег

Проблема мотивированности языкового знака.

Проблема мотивированности языкового знака может решаться с разных сторон. План содержания языкового знака, конечно, мотивируется так или иначе отражаемой в нем действительностью. Эта мотивация находит выражение в мотивации сложного знака входящими в него другими знаками. Так, слово мотивируется составляющими его морфемами, фразеологизм – составляющими его словами и граммемами.

Например, при появлении железных дорог возникла необходимость в наименованиях ряда железнодорожных объектов. Довольно долго имелись колебания в выборе названия для железнодорожного состава, поезда. В русском языке встречались наименования цепь, обоз, конвой. Мотивация производилась от названия, исходившего от старого к новому. Однако позже в русском языке стали употреблять слово поезд, употреблявшееся ранее для обозначения процессий экипажей в выражениях типа свадебный поезд, связанное с понятием совместной поездки. Мотивация способствует организации хранения системы знаков в памяти, поскольку тем или иным способом упорядочивает их. Именно поэтому носители языка и ищут реальные или воображаемые мотивы наименования, чтобы связать наименование с другими. Мотивированность слов может достигаться не только за счет морфемного состава, но и за счет переносного в своей основе использования уже существующих слов. Так, значение слова спутник 'небесное тело' мотивировалось тем, что это тело, как и человек, именуемый спутником, движется вместе с некоторым другим объектом. Мотивированность языковых знаков, в частности слов, следует рассматривать в ключе системного подхода, как один из элементов, обеспечивающих системность, а следовательно, и надежность функционирования наиболее сложной части языка – лексики. Вместе с тем мотивированность, характерная для языкового знака, охватывает прежде всего взаимодействие знаков разных типов, но менее применима к языковым единицам, составляющим ПВ знака. Именно поэтому нередко подчеркивают не мотивированность, а произвольность, условность знака. В этом случае речь идет не столько о мотивированности знака, сколько о связи звучания и значения слова. Если признавать знак односторонней сущностью, не обладающей содержанием, можно, конечно, говорить о произвольности знака, как это утверждал Соссюр, но если учитывать его тезис о том, что в языке "нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли", то точнее говорить не о произвольности знака, а о произвольности связи между двумя сторонами знака. Однако произвольность и мотивированностьязыкового знака являются основными координатами существования и движения знаков как в синхронном, так и в историческом аспектах.

Более того, с точки зрения Ч. Пирса, существует три типа знаков, каждый из которых отличается от другого особым отношением означающего и означаемого: иконические знаки, основанные на подобии означающего и означаемого, индексальные знаки, основанные на смежности означающего и означаемого, и знаки-символы, основанные на конвенции, соглашении и не имеющие выраженной связи между означающим и означаемым.
Легко заметить определённую связь между типологией знаков Ч. Пирса и такими важными способами образования вторичных значений в естественных языках, как метафоризация, метонимизация и символизация. Метафора, метонимия и символ - главные источники развития семантики не только естественного языка, являющегося объектом лингвистики, но и языка художественного, изучаемого поэтикой.
В отличие от Ч. Пирса, Ф. де Соссюр исходил из принципа произвольного знака. "Связь, соединяющая означающее с означаемым, произвольна; поскольку под знаком мы понимаем целое, возникающее в результате ассоциации некоторого означающего с некоторым означаемым, то эту же мысль мы можем выразить проще: языковой знак произволен". Действительно, в абсолютном большинстве случаев мы не можем сказать, почему тот или иной предмет называется так-то, а не так-то, и в этом смысле языковой знак произволен, но эта произвольность не абсолютная, а относительная. Чтобы отстоять тезис абсолютной произвольности знака, известному лингвисту пришлось ввести ещё одно разграничение. Согласно Ф. де Соссюру, язык можно описывать двумя способами: как систему, изменяющуюся во времени (диахрония), и как моментальный снимок неизменной системы (синхрония). В реальной речи разных людей сосуществуют элементы обеих систем и разграничить их на синхронию и диахронию не представляется возможным. Кроме того, развитие любой языковой системы не беспредельно. Достигая определённого состояния, язык кодифицируется в определённых нормах и прекращает, таким образом, своё развитие как система.

Виды мотивированности.

первичная (звукосимволизм)

Большинство языковых знаков не обладает первично мотивированностью. Семан­тика слов хлеб, вода, земля, рука и всех остальных знаков-символов не содержит даже намека на то, почему у этих слов имен­но такая звуковая оболочка.

вторичная

Во всех языках имеется вто­ричная (внутрисистемная) мотивированность. Это мотивированность производных знаков — производных слов и производных значений. Например, значения слов водяной, водник, водянка, подводный, навод­нить, обезводить и других слов с корнем вод- мотивированы значением слова вода и значениями тех аффиксов, с помощью которых они образо­ваны, а также значением той словообразовательной модели, по которой образовано конкретное слово: подводный означает 'находящийся, расположенный ниже поверхности воды; предназначенный для действий под водой.

Вторичная мотивированность бывает двух видов:

синхроническая (мотивированность ситуации общения)

диахроническая: 1) словообразовательная (производные слова, которые не утратили свою внутреннюю форму, т.е. словообразовательные дериваты; человеконенавистник, ванька-встанька)

                        2) семантическая. Семантическая мотивированность возникает в результате переноса значения слова.

В сознании говорящих есть установка на мотивированность, поэтому немотивированные знаки осознают как мотивированные (отсюда народная этимология). Установка на мотивированность – установка на семиотичность, т.к. люди склонны всему приписывать знаковость. Знаки естественного человеческого языка относительно мотивированы.

ВОПРОС 14










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 658.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...