Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и структура комбинированного урока. Содержание этапов комбинированного урока.




Этот тип уроков представляет собой комбинацию всех элементов. Причем каждая часть урока имеет равноценное значение.

 

Структура комбинированного урока напоминает структуру урока сообщения новых знаний, но в том случае все подчинено объяснению нового материала, а другие части урока играют вспомогательную роль.

 

В комбинированном уроке объяснению также уделяется большое внимание.

 

Однако и другие части урока имеют не менее важное значение.

 

Например, проверка домашнего задания обычно выполняется как само­стоятельный элемент структуры урока, который иногда трудно связать не­посредственно с изучением нового материала.

 

Закрепление или повторение, а также проверка знаний являются тоже относительно самостоятельными частями урока.

 

Такое сочетание разнообразных форм рабо­ты на одном уроке делает его достаточно эффективным в специальной школе, так как помогает преодо-левать однообразие, стимулиру­ет и активизирует познавательную деяте-льность учащихся.

 

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка цели и задач урока.

4. Объяснение нового материала.

5. Закрепление и повторение изученного материала.

6. Подведение итогов урока и оценка знаний.

7. Задание на дом.

4. Подготовка учителя к уроку

 

Подготовка педагога к уроку (занятию) может быть разделена на два этапа – общая подготовка к преподаванию учебного предмета и подготовка к отдельному уроку.

 

Общая подготовка включает в себя работу над содержанием учебного предмета – знакомство с программой, учебными посо-биями для школьников, методическими рекомендациями, расшире-ние и уточнение знаний по самому предмету.

 

К общей подготовке можно отнести и изучение состояния знаний и умений учащихся, то есть их подготовленности к работе по пред-мету или новому курсу.

Преподавание любого учебного предмета опирается на ис-пользование разнообразного оборудования.

Педагог должен располагать необходимыми натуральными объектами, моделями, рисунками, схемами, картами, набором современных ТСО и т.д.

 

Оборудование уроков включает демонстрационные пособия, раздато-чный материал индивидуального пользования и приспособления для его хранения, размещения на столах учащихся.

 

Объем и глубина сведений, сообщаемых учащимся, определя-ются программой, но зависят и от подготовленности школьников и от их возможностей в усвоении знаний.

 

Готовясь к преподаванию учебного курса, педагог продумы-вает его образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.

 

Перед началом работы по учебной теме педагог разделяет ее на отдель-ные части, которые будут последовательно предъявляться школьОтдельная часть является некоторым законченным этапом в изу-чении темы.

 

Разрабатываемая педагогом очередность этапов в изучении программной темы отражается в календарном и тематическом планах.

 

В тематический план включаются сведения о порядке работы над темой, типах уроков (усвоения знаний и умений, обобщение и система-тизация, проверка знаний и т.п.).

 

Тематический план разрабатывается педагогом до начала работы над темой, поэтому в процессе его реализации возможно внесение в него изменений (неожиданно вскрылись пробелы в знаниях учеников, не удалось вызвать у школьников необходимой активности и т.д.).

 

На этой основе педагог составляет план урока.

 

Тема урока определяется тематическим планом, но возможно и изменение имеющейся в плане формулировки.

 

Тема урока сообщается учащимся; время сообщения зависит от выбранной педагогом структуры урока.

 

Тема может быть сформулирована в качестве определенного пос-тулата, в виде проблемы, но может являться самостоятельным вы-водом учащихся на основе выполнения предложенных учителем упра-жнений, самостоятельных наблюдений и т.п.

 

Предварительно педагог отбирает или изготавливает пособия, которые будут необходимы на уроке, подбирает, составляет зада-ния для учащихся.

 

Результаты опроса учащихся, выполнения ими самостоятельных, классных и домашних работ, качество изготавливаемых детьми поде-лок, общие и индивидуальные затруднения, ошибки являются от-правной точкой в разработке конспекта (рабочего плана) урока.

 

В плане урока отражается проверка домашнего задания (если она имеет место на уроке), объяснение нового материала, его закрепление, объяс-нение домашнего задания на следующий урок и т.д.

 

Педагог вносит в конспект отобранные для данного урока методы и приемы, выбирает их оптимальное сочетание, подбирает виды работ, задания, упражнения, которые будут предложены учащимся.

 

В конспекте урока должна быть отражена последовательность рабо-ты педагога и учащихся (ее этапы, содержание, индивидуальные и диффе-ренцированный подход к школьникам, работа по предупреждению и испра-влению ошибок).

 

Педагог намечает и вносит в план урока имена учащихся, которых он должен опросить на уроке.

 

35. Понятие, сущность, структура и методика урока открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

 

 

Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. По такому принципу строится и новая типология уроков. Рассмотрим подробнее: как конструировать урок, который по ФГОС называется уроком открытия нового знания. Какие цели важно выделить, какие этапы нужно соблюсти

Цели урока открытия нового знания

 

В ФГОС выделяют две цели для уроков такого типа:

•Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.

•Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

 

Алгоритм создания урока открытия нового знания

 

Для облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.

 

Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.

 

Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.

•Моделируем способ открытия нового знания.

•Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.

•Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.

•В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.

•В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.

•Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.

•Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.

•Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.

•Составляем технологическую карту урока (конспект).

•Проводим самоанализ урока по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.

 

Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения. Теперь рассмотрим структуру урока этого типа подробнее.

 

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.

 

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

 

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:

•«хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;

•«надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;

•«могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

 

Приемы для этапа мотивации:


•Психологический тренинг.

•Графический диктант.

•"Да-нет".

•Рифмованное начало урока.

•Эпиграф к уроку.

•Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.

•Начало урока с элементами театрализации.

•Прием "Фантастическая добавка".

•Прием "Оратор".

•Отсроченная догадка.

•Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).

•Интеллектуальная разминка.

•Прием "Светофор".


 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

 

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

 

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

•вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;

•активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.

•при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

 

Приемы для этапа актуализации:


•Видеосюжет.

•Прием "Лови ошибку".

•Анализ выполнения домашнего задания.

•Лото.

•Проблемный вопрос или проблемная ситуация.

•Ролевой сюжет.

•Отсроченная догадка.

•Смена ролей.

•Театрализация.

•Ряд ассоциаций.

•Интеллектуальная разминка.

•Мозговой штурм.

•Прием "Почини цепочку".

•Слепой текст.

•"ИДЕАЛ".

•Инсерт.


 

3. Этап выявления места и причины затруднений

 

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

 

Работа на данном этапе строится следующим образом:

•Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.

•В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.

•Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

 

Приемы:

•Таблица ЗХУ.

•Мозговой штурм.

•Подводящий диалог.

•Прием "Яркое пятно".

•Группировка.

•Домысливание.

•Кластер.

•Составление алгоритма.

•Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).

 

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

 

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

 

Работа строится так:

•Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.

•На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).

•Выбирается способ, который позволит получить новое знание: ◦Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)

◦Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.

 

•Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.

 

Приемы:

•Деловые игры.

•Дерево целей.

•Пресс-конференция.

•Эксперимент.

•Проблемный ряд.

•Подводящий диалог.

 

5. Реализация построенного проекта

 

Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

 


Приемы:

•Вопросы к тексту.

•Доклад.

•Лови ошибку.

•Пресс-конференция.

•Проблемный диалог.

•Фантастическая добавка.

•Деловые игры.

•Проблемный поиск.

•Ромб ассоциаций.


 

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

 

Приемы:


•Комментирование чтение.

•Вопросы к тексту.

•Лови ошибку.

•Отсроченная догадка.

•Синквейн.

•Пресс-конференция.

•Презентация.

•Прием "Снежный ком".

•Рассказ-эстафета.

•Прием "Удивляй".

•Фиш-боун.

•Аукцион.

•Реклама.

•Таблица "? + !".

•Прием "Я беру тебя с собой".

 


7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

 

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

 

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

 

Приемы:


•Щадящий опрос.

•Деловые игры.

•Прием "Да-нет".

•Прием "Реставратор".

•Найди соответствие.

•Творческие тесты.

•Работа на компьютерах.

•Мини-проекты или мини-исследования.

•Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).

•Блиц-контрольные.

 


8. Этап включения в систему знаний и повторения

 

Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

 

Приемы:


•Кластер.

•"Найди ошибку".

•Шесть шляп.

•"Верю-не верю".

•Тестирование.

•Различные виды опросов.

•Эссе, резюме.

•Составление кроссворда.

•Контрольная работа или диктант.

•Восстанови текст.

•Свои примеры.


 

8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:

•уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.

•ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.

 

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

 

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

 

Приемы:


•Таблица "+ - ?".

•Свободный микрофон.

•Дерево настроение.

•Лестница успеха.

•Анкетирование.

•Цветотехника.

•Пантомима.

•Цветные поля.

•Толстые и тонкие вопросы.

•Синквейн.

•Прием "Шкатулка".


 

Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.

36. Понятие, сущность, структура и методика урока рефлексии.

Структура урока рефлексии по технологии деятельностного метода программы «Школа 2000...»

 Основные цели

1.Формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления.

2.Повторение и закрепление учебного материала.

Структура урока

1. Самоопределение к деятельности. Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки по­вторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, осно­ванный на положительном опыте прошлых уроков.

   2. Актуализация знаний.

1)Организуется повторение используемых способов действий (норм) — по­нятий, алгоритмов (правил), свойств — с фиксацией соответствующих эталонов.

 

2)Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятель­ности), которая завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.

 

3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).

 Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполня­ют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания). Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным спосо­бам действий (нормам), учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т. д.), и исправляют их на основе правиль­ного применения эталонов.

 

 5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления). Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение.

 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.

 

7. Включение в систему знаний и повторение. При положительном результате деятельности на предыдущем этапе учащи­еся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном — учащиеся повторяют преды­дущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом).

 

8. Рефлексия деятельности (итог урока). Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким спо­собом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вы­звавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов дея­тельности, намечают цели последующей деятельности.

Алгоритм конструирования урока рефлексии

1.Анализ типичных ошибок и затруднений по изучаемой теме.

2.Составление списка способов действий (норм) — понятий, алгоритмов свойств, которые требуют тренинга и коррекции ошибок.

3.Подбор заданий самостоятельной работы на этапе актуализации знаний на применение зафиксированных способов действий (норм).

4.Проектирование способа повторения с учащимися выбранных норм и ихфиксации, а также способа предъявления соответствующих эталонов.

5.Конструирование диалога по постановке учебной задачи.

6.Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок (подбор заданий, планирование способов их предъявления и проверки, включение в консультационную деятельность и пр.).

7.Конструирование диалога по построению проекта выхода из затруднения.

8.Подбор заданий для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,

9.Подготовка образцов выполнения самостоятельных работ.

10.Составление списка норм для этапа повторения, выбор соответствующих заданий и форм работы.

11.Проектирование способа коррекции ошибок на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

12.Определение способа проведения этапа рефлексии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 778.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...