Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и сущность домашней учебной работы. Задачи домашней учебной работы. Виды домашних заданий. Воспитательное значение домашней работы.




 

Анализ структуры учебной деятельности и процесса её формирования выявил специфическую роль самостоятельной работы, её видов. Необходимо рассмотреть её дидактическую сущность, позволяющего осуществить постепенную передачу отдельных элементов учения самому ученику для самостоятельного выполнения.

В дидактико-методической литературе нет единого мнения о том, что вкладывается в понятие «домашняя работа'». Она рассматривается и как форма, и как средство, и как метод самостоятельной деятельности - в зависимости от конкретных условий обучения.

Определяя домашнюю работу как одну из форм учебной деятельности школьников, различные авторы по-разному определяют её сущность. Так, одни берут за основу описание способов руководства действиями учеников, содержание выполняемых заданий и их значения для воспитания личности ребенка, другие - уровень самостоятельности и творческой активности учащихся при выполнении тех или иных заданий, третьи - характер решаемых задач.

Основное внимание Р.М. Микельсон уделяет внешней стороне этой формы, подчеркивая, что домашняя работа - это выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением родителей или учителя (если домашние задания выполняются под его контролем), который в случае затруднения может перейти к коллективным упражнениям.

 

Следующие признаки домашней работы выделяет Н.Г. Дайри:

учащийся ведёт её сам без посторонней помощи;

 

он действительно опирается на собственные знания, умения, опыт, используя их при рассмотрении вопроса, проявляя инициативу, творческое начало;

 

содержание работы - образовательное и воспитательное - является важным, полноценным, поэтому обогащает учащегося, вызывает напряжение мышления, его развитие [10].

 

Под домашней самостоятельной работой школьников В.Б. Срода понимает такую их деятельность, которую они выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы.

 

Нильсон О.А. считает, что домашняя работа учащихся - это вид учебной деятельности, при котором учащиеся выполняют индивидуальные, групповые или фронтальные учебные задания, прилагая необходимые для этого умственные и (или) физические усилия [25].

 

П.И.Пидкасистый рассматривает домашнюю самостоятельную работу как «…дидактическое явление, выступающее в двуедином качестве. С одной стороны - это учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности…» [29]. С другой стороны, домашняя учебная работа - это форма проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счёте, приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. Задание является внешней формой самостоятельной работы, а её внутренним содержанием выступает учебная задача. Как средство обучения, домашняя самостоятельная работа принимает на себя функцию формирования способов действия.

 

Самостоятельная работа рассматривается П.И.Пидкасистым как вид познавательной деятельности, она выступает как гносеологическое явление и как «специфическая форма учебного научного познания. Внутренним содержанием является самостоятельное построение учащимися способа достижения поставленной перед ними цели». Единства средства и формы, как отмечает в своих исследованиях П.И. Пидкасистый, можно достичь только в том случае, «…если в каждом виде самостоятельной работы чётко сформулирована познавательная (теоретическая или практическая) задача» [24, 29].

Признаки домашней работы, как формы учебно-познавательной деятельности, раскрыты Т.И. Шамовой. К ним относятся: чёткое определение формы выражения и проверки результатов самостоятельной работы; наличие конкретного задания [36].

 

В практике обучения наиболее распространённым является определение Б.П.Есипова, так как в нём заложены указания учителю на то, как должна быть организована домашняя самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально представленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических сил.

 

Задания по усвоению, закреплению нового материала и на повторение.

Задания на применение знаний.

Задания на формирование умения делать обобщения. Вывод.

 Задания, обеспечивающие контроль знаний учащихся

 

Основные цели ТДЗ: 

 

1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.

2. Научить выделять главное из общей информации.

3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.

4. Сформировать ораторские навыки.

5. Воспитание эстетической культуры.

6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 465.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...