Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и характерные признаки индивидуально-обособленной, фронтальной, групповой, коллективной форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.




Фронтальная форма познавательной деятельности.

Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достиженияими общей познавательной задачи.

Это самая распространенная в нашей школе форма организации познавательной деятельности: онаиспользуется на уроках, на семинарах, на экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видахучебных занятий.Ее характерные черты:

􀀀 Учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса – рассказывает,объясняет, показывает, вовлекает учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременноеруководство всеми учащимися. Все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показываетсяучителем одновременно для всех.

􀀀 В ходе осуществления этой формы происходит прямое, непосредственное идейно-эмоциональное

воздействие учителя на коллектив учащихся, которое должно пробуждать у них ответные мысли,чувства, переживания.

􀀀 Каждый ученик «потребляет» информацию, передаваемую учителем, стремится ее усвоить.

􀀀 Общая цель работы достигается за счет индивидуальных усилий каждого ученика.

􀀀 Для того, чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока. В самом

начале – обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация ипроверочные вопросы в конце урока, что создает на нем и контрольную ситуацию. Возможно не только

проблемное, но и информационное, а также объяснительно-иллюстративное изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем составом класса, оказания нанего идейно-эмоционального влияния.

􀀀 Педагогическая эффективность фронтальной формы познавательной деятельности во многом зависитот умения учителя держать в поле зрения всех учащихся класса, обеспечивать активную работу каждого из них, поддерживать внимание и рабочую дисциплину.

􀀀 Если данная форма осуществляется на такой активной основе, то, участвуя в общей работе, ученик

ощущает ритм совместного поиска, разделяет успех общих достижений, проявляет определенную творческую активность.

􀀀 Если же эта форма основывается на элементарной, сухой передаче учебной информации, то тогданачинают проявляться ее негативные стороны. Учитель, возлагая надежды в данном случае только на

внутреннюю познавательную активность, утрачивает обратную связь, т.к. внутренняя познавательнаяактивность без ее внешнего проявления контролю не поддается. Кроме этого, примитивная передача учебной информации не способствует проявлению взаимопомощи и сотрудничества учащихся, что

отрицательно влияет на развитие их социальной активности.

􀀀 Существенным недостатком этой формы познавательной деятельности является то, что при ееиспользовании резко ограничивается возможность осуществления общественно полезной деятельности учащихся в процессе их обучения, ибо учитель обучает всех.

􀀀 Для фронтальной работы обязательной является общая оценка ее результатов, ибо она в определеннойстепени способствует становлению коллективных интересов.

Групповая форма организации познавательной деятельности.

Групповой формой познавательной деятельности является организация таких учебных занятий, прикоторых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы

различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, но не более,ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.В.В. Котов, исследовавший групповую деятельность учащихся на уроке, так определил ее составляющие.

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом .

Успех осуществления этой формы познавательной деятельности, в первую очередь, зависит оттщательности ее подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.

При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляетсявозможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимнуюответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.До недавнего прошлого – это наименее разработанная в дидактике форма организации познавательной

деятельности. Многие учебники педагогики или вообще умалчивают о ней, или стыдливо отделываются двумя, тремя ничего не значащими фразами. признаки, характеризующие коллективную формупознавательной деятельности учащихся.

 Наличие у всех участников общей цели.

 Между ее участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей.

 Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Коллектив – это группа людей, сотрудничающих друг с другом.

 Участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением.

 Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость.

 Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого.

 Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полноеединство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучшея знаю сам. «Как можно больше спрашивать, – писал Я.А. Коменский, – спрошенное – усваивать, тому,

что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя.

Обучать – это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать»

 Всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных

занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции каждого

ученика. коллективная форма

организации познавательной деятельности учащихся – это «...общение учащихся в процессе обучения в

динамических парах и парах сменного состава» [179].

Итак, работа в парах. Здесь общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашиваеткаждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членовгруппы. Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4-х человек, в которуюобъединяются учащиеся соседних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а остальныецеленаправленно слушают, затем роли меняются. Это школа обучения каждого каждым.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 455.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...