Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психолого-педагогические правила и гигиенические нормы выполнения домашней учебной работы.




Нормативы, лежащие в основе организации домашнего задания

 

Конвенция о правах ребенка закрепляет за ним право на отдых и досуговую деятельность. Необходимо учитывать данный факт при задавании на дом. Рекомендуется тщательно следить за объемом домашнего задания, учитывать выходные и каникулярные дни, а так же острые периоды заболевании детей. Основным документом, регламентирующим объемы (дозировку) домашнего задания, являются СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях » (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10). СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливают нормы домашнего задания в зависимости от класса:

 

1-й класс - без домашнего задания в течение всего учебного года; 

2-й класс - не более 1,5 ч каждый учебный день; 

3-й класс - не более 1,5 ч каждый учебный день; 

4-й класс - не более 2 ч каждый учебный день. 

Временные нормы (1,5-2 ч) включают в себя возможность выполнения как письменных, так и устных заданий по всем учебным предметам, в т. ч. и по иностранному языку. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся, т. е. на учеников с разным личным потенциалам.

 

Самоподготовка проводится в закрепленном учебном помещении, оборудованном учебной мебелью по росту учащихся. Начинать выполнение домашнего задания следует в 15-16 ч, что соответствует подъему работоспособности младших школьников. Во время самоподготовки рекомендуется проводить физкультурные паузы, стимулирующие интеллектуальную и эмоциональную деятельность учащихся. Не рекомендуется задерживать учащихся, выполнивших домашнее задание раньше остальных, на рабочих местах. Для детей следует подготовить помещение для игр и общения. 

 

Кроме государственных документов, лежащих в основе организации домашнего задания в начальной школе, каждая общеобразовательная организация (далее ОО) вправе создавать локальные акты, принимать решения по конкретным вопросам, связанным с выполнением учениками домашнего задания.

 

9. Управление деятельностью учителя по организации домашнего задания

Родители поддерживают своего ребенка в выполнении домашних заданий и оказывают ему необходимую помощь, и это является чрезвычайно важным фактором в деле воспитания позитивных учебных привычек. Для того чтобы учащийся справлялся со своими обязанностями по выполнению домашней работы, родителям следует соблюдать ряд правил. В приложении 3 представлена памятка для родителей учащихся «Правила организации выполнения ребенком домашнего задания». 

 

Управление деятельностью учителя по организации домашнего задания осуществляется заместителем руководителя ОО на основе положения о домашнем задании. Положение разрабатывается и утверждается в ОО в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся»), в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 (п. 10.30.), уставом ОО. 

 

Положение о домашнем задании доводится до сведения учителей на рабочем совещании при заместителе директора и размещается на интернет-странице

 

Для контроля деятельности учителя по организации домашнего задания целесообразно использовать метод изучения документации, анкетирование младших школьников и их родителей и беседы со всеми участниками образовательного процесса. 

 

Объектом изучения документации являются классные журналы, электронные журналы, дневники и тетради учащихся.

 

Перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания не только имеют негативные педагогические последствия, но и могут нанести ущерб здоровью младших школьников. 

 

С целью исключения перегрузок учителю следует проводить контроль объема домашнего задания, который может быть осуществлен выборочно, по итогам одного из учебных дней. Производится суммарный подсчет домашних заданий по всем предметам на тот или иной день. Учитывая тот факт, что личный потенциал учащихся различный, имеет смысл проконтролировать объем домашнего задания для конкретного учащегося, например для учащегося с низким уровнем потенциальных возможностей. Результаты контрольного подсчета должны строго соответствовать нормативам и не допускать перегрузки ребенка.

 

Контроль выполнения норм домашних заданий

Контроль степени сложности домашнего задания проводится в соответствии с уровнем подготовленности младших школьников. Заместителю руководителя следует обратить внимание на дифференцированность домашних заданий. Индивидуальные домашние задания позволят испытать чувство успеха, восполнить пробелы в знаниях слабоуспевающим ученикам, целенаправленно развивать свои способности мотивированным учащимся. 

 

Для получения более объективных данных об объемах домашних заданий, получаемых учащимися, можно использовать метод анкетирования. В приложении 4 представлена анкета для учащихся «Выполнение домашних заданий», в приложении 5 - подобная анкета для родителей учеников. 

 

Результаты анкет позволят проанализировать время, которое учащиеся тратят на выполнение домашнего задания, объем, сложность, самостоятельность, характер домашнего задания, его значимость для учащихся, участие родителей. Все эти направления тесно связаны, низкие показатели по одному направлению зачастую ведут к низким показателям по другим. Среди них можно выделить общие показатели - время и объем, - на которые влияют все остальные. 

 

Чтобы точнее определить возможные причины выявленных проблем, необходимо сопоставить полученные результаты анкетирования учащихся и их родителей. Результаты анкетирования можно обобщить в виде таблиц и диаграмм. 

 

Успешное решение вопроса дозировки домашних заданий позволяет оптимизировать режим дня школьника, определить свободное время для занятий спортом, искусством, технической деятельностью. 

 

В классном, электронном журнале в графе «Домашнее задание» учителем записываются содержание задания и характер его выполнения (чтение, пересказ, заучивание наизусть, наблюдение), страницы, номера задач и упражнений.

 

Пример записи домашнего задания:

Задача 68, составить план решения задачи, уравнение 72. 

Упр. 83, составить родственный ряд к слову «снег». 

Природа родного края. Составить сообщение в соответствии с индивидуальным вопросом. 

Записи домашних заданий в дневниках должны быть полными, четкими и безошибочными. Сокращение слов при написании в дневниках должно соответствовать программным требованиям.

 

Учитель обязан проверять наличие записей домашнего задания и их правильность в дневниках учащихся. 

 

По результатам контроля заместителем директора школы деятельности учителя по вопросам организации домашнего задания составляется аналитическая справка, в которой прописываются замечания и положительные моменты. Итоги контроля доводятся до сведения педагога, выслушиваются возражения, вносятся исправления. Результаты данного контроля обсуждаются на заседании школьного методического объединения, на совещании при директоре или заместителе директора.

 

Основные недостатки домашней учебной работы школьников.

 

Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки. Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний. Во-вторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала. В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого учащиеся не только допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практическими упражнениями. Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями. Отдельные учителя, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету, дают слишком объемистые или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению. Указанные недостатки позволяют сделать вывод о необходимости повышения качества урочных занятий, рационализации объема домашней работы учащихся и более пристального внимания учителей к обучению их технике домашнего учения. Какие же проблемы в этой связи встают перед школой? Первая заключается в том, чтобы и учителя, и учащиеся хорошо осмыслили систему тех правил и требований, которые предъявляются к домашней учебной работе. Вторая относится к внедрению этих правил в практику выполнения домашних заданий школьниками. Остановимся на освещении этих проблем.

 

Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы.

 

Большое многообразие и сложность правил домашнего учения обусловливают необходимость проведения специальной работы по формированию у учащихся соответствующих умений и навыков. Школьникам следует помочь овладеть умением работать с учебником, правильно подходить к выполнению письменных и практических заданий, пользоваться приемами активного воспроизведения изучаемого материала и самоконтроля, вырабатывать рациональный режим работы и отдыха и т.д. Попытаемся раскрыть методику этой работы на основе опытно-экспериментальных данных, полученных нами. Как известно, при организации познавательной деятельности существенное значение имеет формирование у учащихся соответствующих потребностей и мотивов, которые бы стимулировали их учебную работу. В данном случае важно, чтобы школьники почувствовали необходимость в овладении знаниями и проявили интерес к практическому усвоению правил рациональной организации умственного труда. Учитывая это, мы обратили серьезное внимание на определение целей предстоящей работы. В классах были проведены совместные собрания учащихся и родителей, и перед ними была поставлена задача: в течение учебной четверти добиться, чтобы каждый ученик научился соблюдать правила умственного труда в процессе домашней работы и на этой основе улучшал свою успеваемость. Эта задача облекалась в яркую форму. Во многих классах она проводилась под девизом: "Учиться на совесть", "За прочные знания" и др. В одном из классов ребята наметили провести "Операцию Д.З." (домашнее задание). Значительное место в воспитательной работе заняло проведение содержательных разъяснительных бесед с учащимися и родителями на темы: "О долге и обязанностях школьников в учении", "Общие правила выполнения домашних заданий", "О значении режима дня для успешного учения", "Приемы воспроизведения изучаемого материала как условие его усвоения" и т.д. Чтобы разъяснительная работа была более разнообразной и интересной, перед учащимися и родителями выступали учителя, классные руководители, директора школ в их заместители. На тему об улучшении домашней работы оформлялись стенды, выпускались бюллетени-молнии эта проблема не раз обсуждалась на классных ученических собраниях. Много внимания уделялось воспитательной работе с активом. Мы считали, что, прежде всего активисты должны включиться в работу по овладению культурой умственного труда повышению качества домашней учебной работы с тем, чтобы создать впору в самом ученическом коллективе для реализации поставленных задач. Работа с активом предполагала групповые и индивидуальные беседы. Особое значение имели встречи директоров школ с активистами. Они помогали лучшим учащимся глубже уяснить свои задачи в повышении успеваемости. Подчеркнем, что эффект работы с активистами зависит от ее системы и конкретности. Нельзя сразу выдвигать перед ними много задач - это может внести некоторую неуверенность. Гораздо лучше выносить на обсуждение конкретные вопросы: о роли актива в укреплении дисциплины на уроках; что нужно делать активистам по внедрению правил режима дня; о преодолении подсказок и списывания домашних заданий и т.д. — и определять, как активисты должны их решать. Полезно также каждую неделю проводить с активистами "летучки" по подведению итогов их работы, выявлению недочетов, и анализу успехов. Как видим, разъяснительная работа была не только разнообразной по своему содержанию, но и отличалась широкой масштабностью в течение продолжительного времени. Она обогащала учащихся званиями, воздействовала на их сознание и чувства. Нельзя, однако, переоценивать ее значение в формировании навыков домашнего учения, а также ее влияния на волевую сферу учащихся. Тут нужна иная методика. Выработка навыков и укрепление воли ребят требуют применения упражнений и продолжительного контроля за их работой. В психолого-педагогических исследованиях показано, что процесс усвоения умений и навыков имеет свою определенную структуру: с одной стороны, это усвоение осуществляется путем практических действий по образу, а с другой - нужен постоянный самоконтроль учащихся за своей работой, сравнение своих действий с образцами. Чтобы сформировать у школьников эти умения в навыки и приучить соблюдать правила умственного труда, нужно добиваться такой организации работы, которая побуждала бы их всегда действовать определенным образом. В этом плане исключительно важно было показать учащимся (дать образец), как готовить домашние задания и добиваться успехов в учении с этой целью с учащимися поводились практические занятия по выполнению домашних заданий по различным предметам. Проходили они под руководством учителей. Вначале школьникам напоминали правила умственного труда, а затем им предлагалось выполнить домашнее задание с соблюдением этих правил. Чтобы побудить ребят к более активной и добросовестной работе, после выполнения задания проводили беглую проверку знаний и просмотр письменных упражнений. Вместе с тем учащимся указывалось, чтобы они не забыли использовать приемы рассредоточенного во времени запоминания и дополнительно поработали дома над усвоением изучаемого материала. Практические занятия проводились главным образом по математике, русскому и белорусскому языкам, изучение которых обычно вызывает определенные затруднения у ребят. Школьники оставались на них по желанию. Но на второй день все видели, что "добровольцы" уверенно отвечают на уроке и получают хорошие оценки. Поэтому очередные практические занятия, как правило, проходили при полном составе класса. В решении поставленной задачи большую роль играет правильно налаженный педагогический контроль. В школах и сейчас немало делается по осуществлению контроля за учебной работой учащихся. Но подходят к нему не совсем верно. Контроль осуществляется главным образом за тем, как учащиеся усвоили заданный материал. Что же касается самого процесса усвоения и закрепления знаний в системе домашней работы, то он фактически в большинстве школ остается вне контроля. Получается, что контролю подвергается не сама учебная работа (а именно это должно быть главной целью контроля), а лишь ее результаты. Вот почему такой контроль не всегда побуждает учащихся к лучшей подготовке домашних заданий, а нередко вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. В самом деле, зачастую школьники не умеют учиться или у них не хватает волевых усилий для прочного овладения знаниями. Они нуждаются в серьезной и действенной помощи со стороны учителя, в его тактичном контроле. А поскольку такой помощи не бывает, то при проверке знаний отдельные учащиеся, естественно, получают "двойки". Между тем один опытный педагог писал: "Хороший учитель тот, у кого трудно получить двойку и легко пятерку". Но в таком случае центр педагогических усилий школы должен быть перенесен на повышение качества уроков, на совершенствование домашней работы учащихся и контроль за ее ходом. По этому пути мы и направили учителей. Обратили серьезное внимание на контроль за самим процессом домашней работы с тем, чтобы действенно повысить ее качество. Учителя и классные руководители посещали ребят на дому и проверяли, как они соблюдают режим труда и отдыха, как готовят домашние задания. К этой работе были подключены активисты, а также родители. В ряде случаев учителя обнаруживали серьезные недочеты: у многих ребят не было постоянного рабочего места, многие не применяли приемов самоконтроля за усвоением учебного материала и т.д. Усиление внимания и контроля за самим процессом усвоения знаний давало возможность улучшать индивидуальную помощь слабоуспевающим ученикам, формировать у них умение самостоятельной работы и оказывать на них действенное влияние. Но всякая работа нуждается в периодическом подведении итогов. Коллективы классов отчитывались о выполнении поставленной задачи перед директором школы, на родительских собраниях, на специально организованных встречах с представителями промышленных предприятий и т.д. Это содействовало формированию общественного мнения и давало возможность и учащимся, и учителям анализировать и выявлять имеющиеся недостатки, видеть результаты проделанного. В итоге такой целенаправленной и продолжительной работы нам удалось закрепить у ребят умения и навыки выполнения домашних заданий и добиться значительного повышения успеваемости. Эта проблема оставалась главной и в последующей учебно-воспитательной работе, однако, она уже не требовала такой концентрации педагогических усилий. Сформированные у учащихся умения и навыки домашней учебной работы поддерживались и совершенствовались с помощью эпизодических воспитательных мероприятий (бесед, собраний, контроля и т.д.), которые выступали в качестве подкрепляющих педагогических средств. Нельзя представлять рассмотренную работу в виде некоего рецепта или шаблона, годного для применения в любом классе. Она показывает лишь принципиальные подходы к определению ее содержания в организационных форм, позволяющих добиваться успехов в формировании у учащихся умений и навыков домашнего учения

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 373.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...