Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика организации домашней учебной работы. Виды инструктажа при задавании уроков на дом.
Существующее разнообразие видов домашних заданий ставит вопрос о соотношении их видов, о содержании и объеме домашних заданий, т.е. о методике организации домашней работы, которая является одним из слабых мест, как в теории, так и в практике обучения.
Ни в учебных, ни в методических пособиях до сих пор нет теоретического обоснования отбора домашних заданий. Есть лишь общие указания. Например, В.Я.Вивюрский сформулировал четыре принципа построения системы домашних заданий: принцип взаимосвязи классной и домашней работы; принцип самостоятельной учебной деятельности учащихся; принцип конкретизации абстрактного материала; принцип дифференциации и дозировки домашних заданий.
Из первого принципа следует, что домашние задания необходимо планировать так же, как и учебный материал, изучаемый на уроках. При этом следует учитывать, что система домашних заданий должна соответствовать системе уроков по теме. Так, разрабатывая систему домашних заданий по изучаемой теме, учитель определяет объем материала и его виды, распределяет материал по отдельным урокам, учитывая трудность его усвоения учащимися, отбирает разделы пройденных тем для повторения и включает их в уроки, определяет форму домашних заданий и объем на каждом уроке, продумывает рекомендуемые методы для ее выполнения.
Следовательно, организуя домашнюю самостоятельную работу, учитель должен ответить на такие вопросы как: что задавать; как задавать и когда задавать на дом.
Начнем с вопроса – что задавать? В теоретических исследованиях есть попытки решить вопрос о содержании и объеме домашней учебной работы. В этих исследованиях сформулированы некоторые рекомендации методистам, авторам учебников и методических пособий. Есть в них и положения, которые может применять в своей практической деятельности учитель.
Одним из важнейших является вопрос о соотношении теоретической и практической части задания, изученного и неизученного материала, его нужно решать с общих дидактических позиций, исходя из цели домашнего задания. Так, опытный учитель исходит из того, что цель изучения любого предмета в школе — не усвоение рецептов решения отдельных задач, а овладение общими методами познания. Поэтому, нельзя признать верной методику учителей, отрицающих задавание на дом теоретического материала, если ученики «все поняли на уроке». Во-первых, на уроке знания не усваиваются одинаково прочно всеми учащимися. Во-вторых, в средних и особенно старших классах домашнее задание может включать и самостоятельное изучение чисто теоретического материала, и предварительное ознакомление с материалом, изучать который предстоит лишь на следующем уроке. Кроме этого, домашнее задание должно также включать и самостоятельное решение задач, которое требует применения теоретических знаний на практике. В целом практическая часть задания (решение задач, выполнение упражнений и пр.) имеет важное дидактическое значение. При ее выполнении закрепляются знания, умения, отрабатываются навыки.
Необходимо также, чтобы характер домашней учебной работы был не только репродуктивным и воспроизводящим, но и творческим, особенно эффективны задания, сформулированные учителем как познавательные задачи. Еще задания на дом должны быть разнообразными и по содержанию, и по форме, как и на уроке.
Известно, что функции домашней учебной работы будут реализованы полнее, если задание предусматривает использование преимуществ домашних условий. На дом нужно следует задавать то, что невозможно выполнить в классе. Например, задание на составление учеником своей задачи гораздо лучше развивает его, закрепляет знания, умения, чем решение нескольких «готовых» задач. На уроке такое задание не дает должного эффекта, так как не все учащиеся одинаково быстро ориентируются в своих знаниях, «собираются с мыслями», вспоминают факты и ситуации, необходимые для составления задачи, такую работу легче выполнять дома, в спокойной обстановке. Задание такого характера должно быть дифференцированным и усложняться со временем. Если сначала оно заключается в составлении и решении задачи, подобной данной, то в дальнейшем указывается лишь тема, раздел. Можно предложить также составить задачу по иллюстрации в учебнике.
К заданиям, которые сложно или невозможно выполнить в классе относятся и задания типа: проведение наблюдений (иногда рассчитанных на длительный срок), выполнение экспериментальных заданий, изготовление приборов или их моделей и пр. Задания такого рода активизируют мышление, возбуждают интерес, формируют положительные мотивы учения, способствуют развитию личности школьника.
Определяя объем домашних заданий по предмету, учитель должен руководствоваться нормами максимальной учебной нагрузки учащихся, установленные СанПиНом (Санитарные правила и нормы для школьных учреждений, подготовленные Госсанэпиднадзором России), согласно которым учащиеся должны заниматься дома не более указанного в таблице 3 времени. Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум – максимум». При этом задания-минимум являются обязательными для всех, а задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющим к нему склонность, они могут быть нерегулярными [23, С.284]. Таким образом, если обобщить сказанное ранее, то можно сформулировать ряд требований к организации домашних заданий:
Отвечая на вопрос, что задавать на дом, следует учитывать и возрастные особенности учащихся. Как известно, домашние задания в начальной и средней школе отличаются по содержанию, объему, сложности. Однако, требования к ним являются общими для учащихся различных возрастных групп. Например, разнообразие заданий – необходимое условие плодотворной работы, как в начальной, так и в старшей школе. Отличаться будет только методика их реализации. Для начальной школы важно соблюдение требования посильности домашних заданий. Нельзя допустить, чтобы домашняя работа принесла ребенку огорчение, ребенок должен идти в школу с легким сердцем, с радостной перспективой. Поэтому, домашняя работа по степени трудности должна быть легче той работы, которая выполнялась в классе, или, по крайней мере, равна ей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 412. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |