Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Системный подход к изучению общества.⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
Общество представляет собой систему, субстанцией которой является деятельность. Основные элементы общества как системы:Индивиды;Предметы труда, орудия труда; Информация, обмен информацией между людьми (с помощью символов и знаков);Устойчивые многократно повторяющиеся связи (общественные отношения) между людьми, обеспечивают функционирование общества. Свойства общества как системы: 1) целостность - в основе общества лежит деятельность людей, направленная на его сохранение, воспроизводство и развитие;2)устойчивость; основа ее - общая власть, общие фундаментальные ценности и иные факторы;3) саморегуляция - процесс регулирования, организации, упорядочения общества породил самостоятельные социальные нормы, систему норм, правил и запретов; 4) информационность - человеческая деятельность основана на информационных процессах, многие ее виды немыслимы без использования соц. информации, которая позволяет диагностировать существующее состояние социальных проблем и прогнозировать будущее;5) иерархичность - общество есть многоплановая система, характеризующаяся сложным сочетанием различных уровней, элементов и субординации между ними;6) детерминированность - в обществе существует зависимость последующих состояний от предыдущих;7) самодостаточность - способность общества своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования и производить все необходимое для коллективной жизни;8) Саморазвитие - первый источник развития находится в природе, второй - мир общественного бытия, вещей и предметов, третий - субъективность (мотивы, цели, идеалы). Билет № 35 1Общая характеристика постклассической философии: основные понятия и идеи. Постклассическая философия XIX века — этап развития философской мысли, тесно связанный с современной философией. Развитие философских идей этого времени происходило в общем контексте осмысления и переинтерпретации достижений классики. Иррационализм (философское учение, согласно которому решающую роль в познании, в поведении людей, в мировоззрении и в историческом процессе играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis — "бессознательный") -- одна из основных характеристик этого периода развития философии. Иррационализм существовал как особое философское учение XIX века. Центральными в этом учении становятся такие аспекты духовной жизни, как воля, непосредственное созерцание, чувство, интуиция, бессознательное, мистическое озарение, воображение, инстинкт и т. п. Одним из ярких представителей иррационалистического течения в философии и его основателем был А. Шопенгауэр. Другое философское направление этого периода — позитивизм. Основатель О.Конт. Это направление утверждало источником "позитивного" знания отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения. Философия, по мнению позитивистов, не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Вплотную к иррационализму примыкает философия жизни — философское направление конца XIX— начала XX веков, основным понятием и предметом философствования в котором выступает понятие "жизнь".Основные представители этого направления по-разному истолковывают данное основополагающее понятие:-как противоположное рассудочному (Ф. Ницше и др.);-как космический "жизненный порыв" (А. Бергсон);-как исторический процесс, реализуемый в неповторимых, уникальных культурах (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер).Жизнь, считают представители этого направления, являет собою целостность и находится в процессе непрерывного становления. Начало неклассического философствования (к.19 в. - н. 20 в.) связывают с идеями Ницше, Фрейда и Маркса, поставившими под сомнение центральный тезис классической философии о рациональности и автономности субъекта. Для неклассического стиля мышления характерны:иррационализм,неорационализм;алогизм,парадоксальность;антиобъективизм;антисистемность;антипрогрессизм. 2.. Проблема смерти и бессмертия в философии и медицине. Медицина обращена к человеку как целостному духовно-телесному существу. Но это не значит, что ее предмет - «человек вообще». Таковым изучает человека философия. Медицина рассматривает человека в аспекте таких понятий как «болезнь» и «здоровье», «норма» и «патология». Здоровье и болезнь представляют основные формы жизни человека. Именно поэтому проблема жизни, смерти и бессмертия (которые также являются важнейшими философскими проблемами) рассматривается в медицине с точки зрения этих категорий. Норма- это типичное, обычное, наиболее часто встречающееся состояние здоровья, соответствующее определенному стандарту. Здоровье - это состояние человека, при котором он полноценно выполняет социальные функции и ведет образ жизни, обеспечивающий сохранение, укрепление и развитие этого состояния. Здоровье содержательно шире, чем общепринятый стандарт нормы. Состояние здоровья раскрывает все многообразие социального, физического и духовного состояния индивида, общества в целом.Болезнь- это уклонение от нормального жизненного процесса, обусловленного разными причинами внутреннего и внешнего характера, регуляторных процессов организма человека. Болезнь, как и здоровье, - это модель поведения, ориентированная на определенные ценности, и проявление сущности человека. смерть-прекращение, остановка жизнедеятельности организма. Для одноклеточных живых форм завершениемпериода существования отдельного организма может являться как смерть, так и митотическое деление клетки. В медицинеизучением смерти занимается танатология. Конец земной жизни, кончина, разлученье души с телом, умиранье, состоянье отжившего. Смерть человека, конец плотской жизни, воскресенье, переход к вечной, к духовной жизни...». «Смерть — это конец жизни». Бессме́ртие — жизнь в физической или духовной форме, не прекращающаяся неопределённо (или сколь угодно) долгое время. Говоря о бессмертии в физической форме, различают условное биологическое бессмертие (отсутствие индивидуальной смерти как заключительной стадии онтогенеза — см. Размножение делением) одноклеточных организмов и гипотетическое биологическое бессмертие сложноорганизованных многоклеточных живых существ[1], в том числе — и прежде всего — человека[2]. Под бессмертием в духовной форме в религиозном, философском, мистическом и эзотерическом смыслах — подразумевают вечное существование индивидуума («я», душа, монада), индивидуальной воли (палингенезияв философской системе Артура Шопенгауэра), комплекса составляющих индивидуальной личности (скандхив феноменологии буддизма), универсального духовного субстрата (трансперсональное бессознательноев аналитической психологии Карла Густава Юнга, ноосфера в религиозно-философской концепции Пьера Тейяра де Шардена и др). Отдельный предмет религиозно-философских рассуждений — бессмертие (вечносущность) как атрибут Бога. Билет № 36 1??? 2.Политическая сфера жизни общества. Правовое государство и гражданское общество. Политическая сфера общества включает в себя следующие элементы: государство, партии и общественные организации, участвующие в политической власти, политическое сознание и политические отношения. Политические отношения - это отношения между социальными общностями по поводу государственной власти и ее устройства. Государство- основной институт политической системы общества,осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры и обеспечивающий социальное управление в пределах определенной территории. Признаки государства: 1. разделение населения по территориальному признаку; 2. Наличие публичной власти; 3. Налоги; 4. Право. На первых порах развития государственности все силы направлены на развитие господствующей социальной общности. С развитием товарно-денежных отношений происходит гражданская переориентация государства. Теперь целью государства является обеспечение условий развития нового гражданского общества, центральная фигура которого - собственник. Кант пишет, характеризуя гражданское общество: «Гражданское состояние рассматривается только как состояние правовое, основанное на следующих принципах: свободе каждого члена общества как человека; равенство его с каждым другим как подданным; самостоятельность каждого члена общества как гражданина; государство - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Гражданское общество предполагает правовое государство. В правовом государстве достигается первенство правового закона, и государство признает это первенство. В гражданское общество государство не входит, это негосударственная часть общества, основанная на автономии индивидов. Билет 37 Нет Билет №38 1.. Философия просвещения (рационализм, сциентизм, деизм, теории прогресса, теории общественного договора) XVIII век традиционно называют веком Просвещения. В это время выдвигается претензия на полное господство разума над всей действительностью и обосновывается возможность рационального регулирования жизни. Представители: Джордж Беркли, Давида Юма, Христиан Вольф. Просвещение определяется применением разума и самостоятельными достижениями думающего индивида. Характерным для Просвещения является критическое восприятие традиции и духовных авторитетов, высокая оценка индивидуальной свободы и способности к разумному решению любых вопросов. Религия подвергается проверке разумом с целью выделения из нее «суеверий» и замены более рациональной набожностью. Особой заботой просветителей является достижение взаимной терпимости (толерантности) религиозных общин. Распространяется деизм, убеждение, согласно которому Бог создал совершенный мир и не вмешивается более в его функционирование. Существенным оказался вклад просветителей в теорию современного государства. Ими формулируются такие важные принципы, как теория договора, согласно которой господство нужно рассматривать как договор между народом и правительством; принцип народного суверенитета, по которому вся полнота государственной власти принадлежит народу; принцип разделения властей, который гласит, что власть должна быть поделена между различными взаимоконтролирующими органами с целью исключения злоупотреблений. Идея Просвещения – это идея развития человечества на основе расширяющегося применения разума и связанного с ним нравственного порядка. Просвещение учит человека быть хозяином своих действий, опираться на собственный разум. Вносит перспективную идею: идеалы – не позади, а впереди. Идеал – регулятивная идея. Разрываются бытие и ценность (ценность – идея, ее еще нет). Светлое будущее начинает обожествляться, вытесняя Бога (ценностная альтернатива религии). Бог уже не столь необходим. Становится возможным атеизм. Отсюда – энциклопедизм: словари, журналы, брошюры, нравоучительные романы. Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум. Ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. Тогда он рассматривается как широкое идейно-теоретическое течение, выражающее взгляды, потребности, общественные настроения определенных социальных классов, слоев, групп на определенном этапе общественного развития. Сциентизм —концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Противостоит ему антисциентизм. Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования. Теории прогресса. Идея прогресса была одним из главных достижений философии истории XVIII в. трактуется как бесконечное поступательное развитие.
2.Методы научного познания. Научная деятельность реализуется через методы. Философский характер методологии определяет то обстоятельство, что никакая конкретная наука, оставаясь в рамках своих познавательных задач, не может сделать предметом познания те методы, которые сама же использует (например, физика использует разного рода измерения, но процедура измерения не может быть предметом физического знания). Методы классифицируются по степени общности: частнонаучные методы, применяемые в той или иной отрасли науки, соответствующие основной форме движения материи (например, методы механики, физики, химии и т.д.); общенаучные методы, выступающие в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук (например, структурный, вероятностный.);философские - универсальные методы, наиболее древними из которых являются диалектика и метафизика. По уровням научного исследования можно классифицировать: • методы эмпирического исследования, например, наблюдение, сравнение, измерение, описание, научный эксперимент; • методы, используемые на эмпирическом и более на теоретическом уровнях исследования, такие как: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, использование приборов; • методы сугубо теоретического исследования: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация. Важнейшими функциями научного знания являются познавательная,мировоззренческая, производственная, технико-технологическая, культурнообразовательная, прогностическая, идейно-преемственная, традиционная функции Билет 39 1.Философия А. Блаженного: проблема Бога и его оправдания (теодицея), теория познания. Аврелий Августин (354-430 гг.) известен многочисленными произведениями, где он попытался раскрыть суть перехода от языческого мировоззрения к христианскому, укрепить теоретическую базу философии, основанную на христианском монотеизме. Главные из них - "Исповедь" и "О граде Божьем". Августин является одним из основоположников патристики - учения отцов церкви. Философия Платона представляется Августину наиболее близкой христианскому мировоззрению.Августин - контрастная и колоритная личность. С одной стороны, в его философии прослеживается ясно выраженная связь с античностью (он искал обоснование христианства в платонизме); с другой - ярко выраженная критика ценностей языческой цивилизации; с одной стороны - острое личное самосознание, с другой, -- убеждение в сверхличностном церковном авторитете; с одной стороны, - стремление к универсальному синтезу, с другой -- богатство (фрагментарное) новых идей.Центральным пунктом философской системы Аврелия Августина является Бог как высшая реальность и сущность всего (теоцентризм). Бог сотворил мир (креационизм) и продолжает творить и совершенствовать его. Создавая все актом свободной воли, а не по необходимости, Бог ни от кого и ни от чего не зависит.Следуя платоновской традиции, человека Аврелий Августин рассматривает как существо двойственное. Основной интерес философа был направлен на постижение души. Человеческая душа, по мнению Августина, есть нечто бестелесное и самобытное, близкое к Богу, а потому и превосходящее бренное тело. Важными особенностями души являются разум, воля и память. Идея провиденциализма в учении Августина выражается в его трактовке судьбы человека как предопределенной Богом. При этом Бог наделяет свое творение свободой воли. При этом подлинная свобода понимается, как осознание необходимости следовать заветам Бога, "жить в Боге". Воля, став подлинно свободной, превращается в акт веры. Вера становится высшим проявлением воли, и в ней Аврелий Августин видит характерную особенность человеческого бытия. Не мышление, говорил он, а воля определяют активность человека; мышление же лишь пассивно отражает происходящее.Он выстроил идейно-теоретический фундамент христианской философии, сформулировав ее основные понятия и принципы. 2. . Проблема человека в истории философи Человек - это противоречивое единство сущности и существования, социального и биологического, психического и телесного, свободы и ответственности, цели и смысла жизни. Основные проблемы философской антропологии: проблема специфики человеческой природы: какие признаки являются действительно важными для определения сущности человека?проблема соотношения индивидуальных и социальных характеристик в структуре личности: насколько человек детерминирован социальными факторами?проблема определения и описания духовной природы человека: что такое духовность и в каких контекстах жизнедеятельности она проявляется?проблема смысла жизни. Тема человека, начиная с эпохи античности, является ключевой для всей философской проблематики. Античные философы рассматривали человека как прообраз Космоса, микрокосм, мельчайшую, но необходимую частицу мирового целого, без которой невозможны гармония и порядок. Для средневековой философии характерно понимание человека как творения, созданного Богом по своему образу и подобию, которое заключается прежде всего в даре свободы и творчества и, как следствие, ответственности за своё собственное бытие. С точки зрения христианской антропологии человек не продвинутая обезьяна, а падший Бог, существо с поврежденной первородным грехом природой. В Эпоху Возрождения и Нового времени формулируется идея самодостаточности и автономности человеческого бытия. Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании. В истории развития науки о человеке ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. человек не сводится к своей сущности. В своем реальном проявлении она обнаруживается в его существовании. Данная целостность выражается, в первую очередь, в том, что человек представляет собой единство трех основных структур — биологического, социального и психического. В XIX веке, после создания Ч. Дарвином эволюционной теории получила распространение трудовая теория происхождения человека. Льюис Мэмфорд считает, что многие биологические виды создали массу устройств, искусных и оригинальных. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Понятие «личность» достаточно богато по содержанию и включает не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. Человека делает личностью его социальная индивидуальность, то есть совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |