Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия Аристотеля: критика теории идей, учение о материи и форме, о движении и причинах, проблема души.




Аристотель (384 - 322 до н.э.) - крупнейший представитель античной философии, создал философскую систему, охватывающую все без исключения области научного знания того времени.Главной темой основного труда Аристотеля - «Метафизики» - являлась критика взглядов предшествующих Аристотелю философов, в основном это Платон и пифагорейцы, а также рассмотрение вопроса о том, что следует понимать под первой философией и какие ее понятия должны быть исходными. Аристотель разделял умозрительное знание на три вида: физика, математика и первая философия. Аристотель приводит определение философии: «Наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе». Предметом «первой философии», или метафизики как науки особого рода является, по Аристотелю, то, что называется «сущим как таковым», - сущее в аспекте четырех его измерений: формы, материи, начала движения (движущей причины) и цели. Аристотель критикует платоновскую концепцию идей как ненаучную Аристотель утверждает: идеи - простые копии, двойники вещей и не отличаются от них по своему содержанию. Аристотель вводит понятие субстанции как бытия, существующего само по себе, но не в чем-то ином. Основу субстанции составляют единичные вещи. Единичное бытие или вещь есть единство материи и формы. Без материи нет бытия, но и сама материя не существует самостоятельно. Материя - это чистая возможность, некий пассивный космический субстрат. Форма - активное начало, аналогичное общему или платоновским идеям, но в отличие от них, ни одна из форм не существует сама по себе, а лишь через сами единичные вещи. Деятельный характер формы придает материи определенность. Материя без формы лишена жизни, энергии. Материя не есть действительность, а лишь возможность. Действительной она становится лишь в связи с формой. Аристотель впервые выделяет категории как формы мышления, имеющие предметный смысл и объективное значение, и одновременно выступающие как объективные формы окружающего мира. Это категории: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.Философия Аристотеля завершает «классический период» развития Древнегреческой философии и является основой развития всей европейской философии.

Человек,индивид,личность.

Человек— особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность— это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность». Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культур

Свобода— это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:

— историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

— индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени

 

Билет 29










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...