Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философская антропология как направление современной западной философии (М.Шелер, Х.Плесснер, А.гелен)




философская антропология - течение современной западной философии (М. Шелер, А. Гелен, X. Плеснер). Представители этого направления считают, что человек «открыт» миру, он существо духовное, которое может относиться к своей жизни принципиально аскетично, подавляя и вытесняя собственные влечения и желания. Человек - открытое миру, дисциплинированно, целесообразно и морально действующее существо. Родовое отличие человека от всего органического мира в том, что он умеет создавать предметно-вещную среду, пространственное расстояние, дистанцию между собой и миром. Человек есть деятельное существо, незавершенное и открытое миру. Чтобы выжить человек должен действовать, создавать социальные институты, учреждения, нормы и модели поведения, благодаря этому отрывается от естественной природной среды и получает возможность жить свободно и независимо от нее. Создает себе искусственную среду обитания - культуру и регулирующие социальные институты - подпорки, предохраняющие человека от вырождения (семья, право, собственность).

Философской антропологией называют раздел философии, изучающий сущность и природу человека. В специальном контексте этот термин принят для наименования отдельного направления философии XX века, основатель которого немецкий философ Макс Шелер считал необходимым объединить всё знание о человеке в рамках отдельной науки, названной им философской антропологией. Представители этого направления, среди которых наиболее известны, кроме М. Шелера, Г. Плеснер, А. Гелен, Э. Ротхакер, считали, что все философские проблемы можно свести к одному центральному вопросу - что такое человек. Согласно программе Шелера, философская антропология должна объединить конкретно-научное, предметное изучение различных сторон человеческой природы с целостным философским его постижением. Основные проблемы философской антропологии:

-проблема специфики человеческой природы: какие признаки являются действительно важными для определения сущности человека?

-проблема соотношения индивидуальных и социальных характеристик в структуре личности: насколько человек детерминирован социальными факторами?

-проблема определения и описания духовной природы человека: что такое духовность и в каких контекстах жизнедеятельности она проявляется?

-проблема смысла жизни.

2. Специфика научного знания. Понятие парадигмы, этос науки. Нравственная ответственность ученого.

                   К основным особенностям научного познания, таким образом, можно отнести следующие:

1)              ориентация главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций;

2)              объективность, устранение, по возможности, субъективистских моментов;

3)              проверяемость;

4)              строгая доказательность, обоснованность полученных результатов,достоверность выводов;

5)              отчетливое выражение (фиксация) понятий и определений на специальном языке

науки;

6)              применение специальных материальных средств: приборов, инструментов, так называемого «научного оборудования»

Современную науку рассматривают как единство научного знания и научной деятельности. Научная деятельность - это особого рода деятельность, направленная на выработку и проверку нового знания. Компонентами научной деятельности являются субъект и объект научной деятельности, средства научной деятельности.

Философские идеи активно участвуют в построении новых научных теорий, обосновывают соответствующие им новые идеалы и нормы, вносят компоненты в научную картину мира. Парадигма (Т. Кун) - совокупность убеждений, ценностей, методов, принятых данным научным обществом. Это то, что объединяет членов научного общества. Парадигма - это дисциплинарная матрица, учитывающая принадлежность ученых к дисциплине и системе правил их научной деятельности. Наличие парадигмы свидетельствует о зрелости науки. Смена парадигм называется научной революцией.

В научном исследовании, исходя из логики движения знания, из характера его организации, можно выделить два основных уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень: выработка научной программы, организация наблюдений, эксперимента, накопление фактов и информации, первичная систематизация знаний (в форме таблиц, графиков, схем) и т.п.

Теоретический уровень: синтез знания на уровне абстракции высоких порядков (в форме понятий, категорий, научных теорий, законов и т.д.. Оба эти уровня взаимосвязаны и дополняют друг друга.

этос науки - это совокупность моральных императивов, норм, принципов, принятых в данном научном сообществе и определяющих поведение его членов.

нормы р Мертон 1942

Универсализм-оценка любой научной идеи должна зависить от ее содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности Коллективизм-рез. исслед. должны быть открыты для научного сообщества Бескорыстность- при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой либо личной выгоды кроме удовлетворения отрешения от проблем Организованный скептитизм-иссл.должны критично относится,как к собственным идеям так и к идеям выдвигающимся их коллегами.Барбер- предложил дополнительный этосНормами «рациональности и эмоциональной нейтральности»Мертон включил в этос норму»оригинальности»

 

Билет 28










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...