Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия софистов: гнесеологический и этический релятивизм
Одной из заслуг софистов явилась переориентации философии от натурфилософских проблем на проблемы познания общества и человека. Среди наиболее видных софистов выделяют: Протагора, Горгия, Гиппия. Протагор - основатель школы софистов. Наиболее известно изречение Протагора, что «человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют». Протагор провозглашает человека единственной мерой истинности суждений: любое человеческое знание опосредовано человеческой субъективностью, индивидуальностью, следовательно, относительно. Таким образом, если человек – мера всех вещей, то все ставится в зависимость от его оценки, то есть превращается в относительное. Это касается не только знания, но и этических норм и религиозных представлений – этический релятивизм. Идею относительности любого мнения и знания о мире выразил Гиоргий: 1) истины нет (как кому кажется, так оно и есть) 2) если она и есть, то ее нельзя мыслить 3) если даже ее можно мыслить, ее нельзя высказать (ибо каждый вкладывает в слово только свой, ему доступный смысл). Такая позиция софистов называется гносеологическим релятивизмом. Софисты ограничивались установлением различий, останавливаясь на индивидуальном, частном и субъективном. Абсолютизируя индивидуальное, особенное и субъективное, они забывают об объективном, общем, едином. СОКРАТ , как и софисты, в центр своей философии ставит не проблему натурфилософии, а проблемы человека, морали и познания. Методом Сократа была диалектика как искусство спора. Сократ тесно связывает понятия добродетели и знания - этический рационализм. Ведь только человек, знающий, что такое справедливость и имеющий представления о добродетели вообще, может поступать согласно справедливости и быть счастливым. Поэтому необходимо прежде всего познать самого человека: «Познай самого себя», – эти слова часто повторял Сократ. Знание и добродетель – всегда одно, они носят абсолютный, а не относительный (как у софистов) характер. Софисты не только равнодушны к добру и злу, но и доводят относительность добра и зла до абсолюта. Центром внимания Сократа был человек, человек познающий 2.Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы(факт, гипотеза, проблема, теория) эмпирическое познание - исследует объект со стороны его внешних связей и отношений. Признаками эмпирического познания являются сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность. Эмпирическое, опытное исследование осваивает свой объект с помощью таких средств, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшей формой является факт. Факт - форма эмпирического познания, знание, достоверность которого доказана.Эксперимент - это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем.Наблюдение - целенаправленное изучение предмета. Итогом наблюдения является описание.Описание - фиксация средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте. Измерение - это процесс определения отношения одной измеряемой величины к другой однородной величине, принятой за единицу. Анализ - процедура мысленного расчленения предмета, свойства предмета на части. Цель анализа - познание частей как элементов сложного целого. Синтез - процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Индукция- форма умозаключения, посредством которой осуществляется переход от единичных фактов к общим положениям. теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций: понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. Формы теоретического познания: проблема, гипотеза, теория; теория - это наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Основные элементы теории: 1.исходные основания - первичные фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.д.; 2.идеализированный объект теории - абстрактная мысленная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов; 3.логика теории - правила вывода и способы доказательства; 4.совокупность законов и утверждений, логически выведенных из основных положений данной теории; 5.философско-методологические установки и ценностные факторы. проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Это вопрос или комплекс вопросов, возникших в ходе познания и требующих ответа. гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве.
Билет № 33 Философия прагматизма Получила широкое распространение в США в 70-е гг. 19 века. Ее представителями являются Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи. В центре философии прагматизма находится т.н. "принцип пользы”, определяющий значимость знания его практическими последствиями (Пирс). В работах Джемса прагматизм формулируется как метод разрешения философских споров путем сравнения “практических последствии”, вытекающих из той или иной теории, и как теория истины: истина есть то, «что лучше “работает” на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта».Философия прагматизма зафиксировала в себе, но при этом неоправданно абсолютизировала факт изменчивости, непостоянства объективного мира. Опыт – это не плавный, спокойный поток событий, текущих в ясно видимое будущее; скорее это серия неожиданных ситуаций, в которых наш кругозор ограничен рамками сложившихся в данный момент условий, требующих от нас принятия быстрого решения. Постоянное возникновение чего-то непредвиденного создает реальную опасность, трудности, проблемы. Чтобы действовать безошибочно, необходим эффективный инструмент регуляции поведения. Им является интеллект. По Дьюи, функция интеллекта состоит не в том, чтобы копировать, отражать объекты окружающего мира, а прежде всего в том, чтобы устанавливать путь, каким в будущем могут быть созданы наиболее выгодные отношения с этими объектами. Т.обр., понятие (идея) понимается Дьюи как «инструмент» действия. Задача человека – хорошо устроиться в мире; задача прагматизма – ему в этом помочь. Фактически мир нашего опыта – это единственно реальный мир подлинных ценностей (того, к чему мы стремимся, чем мы дорожим и что хотели бы сохранить в нашей жизни). Познание – не что иное как действие, направленное на сохранение ценностей, достижение блага. Истина тут отождествляется с ценностями, благами. Истина – то, во что нам выгоднее верить.Деятельность сводится к привычке, осознаваемой как устойчивое верование; истина – это прагматическое верование. Т. обр., если возникает необходимость общест. изм-ий, то универ. способ – это просто смена привычек; смена веры (на более эффективную и полезную).Дьюи считал, что понятие получает свое содержание из действий и операций субъекта (понятие – синоним набора операций). Поэтому понятия не открывают нам объективной реальности. Истина определяется как полезность понятия. 2.Понятие общества в истории социально-философской мысли. общество - система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности. Общество как система есть единство экономической, социальной, политической и духовной сфер общественной жизни. Экономическая сфера - область осуществления хозяйственной деятельности человека, область создания материальных благ. Социальная сфера - это область возникновения и функционирования отношений между социальными группами людей. Политическая сфера - это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом. Духовная сфера - это область создания и освоения духовных ценностей. Социальная философия - это раздел философии, изучающий особенности общественной формы существования индивидов; ее цель состоит в описании социального бытия в наиболее общих, предельных понятиях. Основными категориями социальной философии являются категории «общество» и «социальное». Общество - это система исторически сложившихся форм взаимодействия и деятельности людей. Подходы к изучению общества: 1)Натуралистический. Общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей (А.Л.Чижевский, Л.Н.Гумилев, Ш- Л.Монтескье, Л.И. Мечников, социобиология). 2)Религиозно-идеалистический. Усматривает сущность общества в тех или иных идеях, верованиях, духовных отношениях. (Г.Гегель, А.Тойнби). 3)Теория «общественного договора». Рассматривает общество как результат общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж.Руссо). 4)Марксистский подход. Рассматривает общество как совокупность общественных отношений, сущностью которой является материальное производство. 5)Концепция постиндустриального общества. Выделяет в обществе доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную стадии (Д.Белл). 6)Теория информационного общества. Исследует становление нового уровня общества, основанного на производстве и использовании научно-технической и другой информации. Билет №34 1???? 2.Общество как система, его свойства как системы: целостность, устойчивость, самодостаточность. Общество - это система исторически сложившихся форм взаимодействия и деятельности людей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 308. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |