Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Познание как предмет философского анализа. Объект и субъект познания, диалектика их взаимосвязи
Познание-процесс общественно-исторической деятельности людей, направленный на получение нового знания и освоения действительности. В истории философии в решении данной проблемы сложились философские направления: гносеологический оптимизм и агностицизм. Многие философы оптимистически оценивают познание. К агностикам же относятся, например, Юм, Кант. Юм был уверен, что наше познание имеет дело с опытом и привычкой, а не с истиной и законом. Суть кантовской позиции – невозможно познать сущность вещей, нам доступны лишь явления. Античная философия, в частности софисты, понимали силу мышления, стремились придать ему диалектический характер. Софисты подчеркивают тесную связь познания и этики, материализма и нравственности. Платон считал, что важнейшим принципом познания, побуждением души к развитиюявляется противоречие. Аристотель создал «Органон» - инструмент познания. Познавать мир необходимо с помощью логики (Аристотель). Теория познания – центральная проблема философия Нового времени. Нельзя исследовать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде каковы законы познающего разума. При поисках нового универсального метода познания произошло разделение философов на сторонников эмпиризма и рационализма. Противоречивость эмпиризма и рационализма снимается в немецкой классике, прежде всего у Канта. Кант говорит, что чувства без разума слепы, а разум без чувств пуст. В современной философии оба направления объединены, синтезированы. Ни один из этих двух видов знания нельзя абсолютизировать. Оба необходимы, взаимодополняют друг друга, но это не исключает того, что в определенных ситуациях познания то один, то другой вид знания выступает на первый план и становится более актуальным.Маркс полагал, что познание есть форма духовного производства, главная роль в процессе познания с его точки зрения отводится практике. В современной философии мы выделяем сциентизм и антисциентизм. Сциентические направления – абсолютизируют роль естественных наук в процессе познания. Постпозитивизм – современная форма позитивизма, связана с именами К. Поппера, Т. Куна. Если логический позитивизм имел дело со структурой готового знания, то основной предмет постпозитивистской гносеологии – развитие знания, его история. К антисциентическому направлению относят герменевтику. Представители герменевтики считают, что научное знание не является универсальным способом познания. Субъект познания – активно действующий, обладающий сознанием и волей индивид или группа индивидов. Объект познания – то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Объектом познания могут выступать как материальные, так и духовные явления. Каждый человек может делать объектом познания самого себя. В терминах субъекта и объекта познание выступает как процесс активного освоения субъектом объекта. Субъект и объект как парные категории представляют единство противоположностей. Разрешение постоянно возникающих противоречий между субъектом и объектом происходит за счет практического изменения объекта субъектом посредством подчинения его сознательной воле человека. Билет26 Философия Ницше. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни". Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека: • "воля к жизни"; • воля внутри самого человека ("внутренний стержень"); • неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты; • "воля к власти". Последней разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я". Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, "воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. Наука и общество. Функции науки. Роль науки в решении глобальных проблем современности. Наука - есть форма духовной деятельности людей и социальный институт, в рамках которых осуществляется коллективная деятельность по производству, хранению и трансляции нового знания. Наука - есть творческая деятельность по производству новых знаний и изучению закономерностей природы, общества, мышления. Наука выполняет в обществе ряд функций -познавательную, поскольку основная ее цель исследовать закономерности развития мира. - культурно-мировоззренческую, она не только активно участвует в производительных процессах, производимые ею знания обладают самой ценностью, оказывают влияние на формирование мировоззрения личности, систему идеалов, убеждений и ценностей. - социальную функцию. Методы и данные науки используются при разработке программ социального и экономического развития. -является производительной силой общества, т.к. производимые ею знания оказывают возрастающее влияние на все производительные процессы. -составная часть экономики, функционирует как специфическое предприятие, продукция которого может обмениваться на любые результаты человеческой деятельности.
Билет 27 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 279. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |