Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исскуство в системе культуры




Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности , которые "точно" ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, то есть художественные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональные так и иррациональные мотивы и стимулы к выбору в поведении человека.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Билет з1

1. Философия постмодернизма (ризома, принцип деконструкции, текст).

Постмодернизм – это широкое явление современной культуры, включающее в себя образ жизни, образ мышления, в том числе проявляясь в экономике и политике.

Постмодернизм - тенденции, проявившиеся в культурной практике и самосознании Запада в течение последних десятилетий. ризома - метафора, используемая для обозначения отличного от модернистского стиля мышления в философии, который критикует такие традиционные для западной метафизики принципы построения мысли, как гетерогенность, связность, упорядоченность и противопоставляет подобной «древовидности» идею становления и множественности, не основанной ни на каком единстве. деконструкция- термин, предложенный М. Хайдеггером, введённый в оборот в 1964 г. Ж. Лаканом и теоретически обоснованный Ж. Деррида. Деконструкция - набор аналитических приёмов и практик, призванных показать, что любой текст всегда отличается от самого себя в ходе его критического прочтения. Главная задача деконструкции - показать в любого рода текстах значимость элементов внесистемных, маргинальных, т.е. деталей, незамеченных или же осознанно замолчанных сначала автором текста, а потом его читателями. Децентрация (текста). В тексте отсутствует центральная объединяющая идея или автор как центр произведения. Текст бессистемен, «неуловим», нелогичен, опять же ассоциативен. В искусстве это проявляется как эклектичность, коллажность, бессюжетность, фрагментарность. В постмодернизме язык(текст) обладает такими свойствами:а) Активность, способность порождать смыслы, а не пассивно отражать мир. Таким образом, смысл не предшествует языку, а наоборот непрерывно производится языком.б) Власть языка над культурой и субъектом. Более того, сознание человека рассматривается как функция языка. Язык, рождая новые смыслы, формирует субъекта, определяет способ и содержание человеческого мышления.в) Функционирование («порождение») языка происходит бессознательно.г) Язык абсолютно свободен, лишен жесткой структуры, будучи организован как ризома, и полисемантичен.д) Источником смысла является не Автор, а Читатель (интерпретатор). Поэтому центральное место в языковых процессах занимает не Письмо (создание текста), а Чтение (как интерпретация и рождение смысла). Процесс письма «затягивает» автора, ведет его за собой, порождает новые смыслы; при этом важно не только «что» говорится, но «как» говорится.е) Порождение и восприятие текста всегда есть игра (без цели, без центра, т.е. основной идеи, без предсказуемости и т.п.).ж) Язык (текст) всегда принципиально открыт, не завершен

Религия в культуре человека

. Религия- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Основные черты религиозного мировоззрения:

1.опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия мира

2.В религии отсутствует размышление человека над своими взглядами, психическими состояниями, отсутствует их оценка.;

3.Важнейшими атрибутами религии является Вера и Культ. Вера — это способ осознания мира религиозным сознанием, убежденность человека в чем-либо, не требующая доказательств. Культ — это система обрядовых действий, ритуалов, обуславливающих отношение со сверхъестественным;

4.религия имеет этическую направленность. В религиозном мировоззрении большое значение приобретают этические представления, нормы, , идеалы, ценности; культивируются чувства любви, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

1. Догматизм;

2. центральное место в религиозном мировоззрении занимает образ или идея

Бога.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть изменчивые аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.

Чем больше человек накапливает знаний о мире, тем возникает большая потребность в формировании точной, объективной картины мира, вследствие этого возникает новый тип мировоззрения — философское мировоззрение

Билет № 32










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...