Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и X. Хесса




Ознакомившись с вопросом или суждением, надо ответить «да» или «нет».

1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?

2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.

3. Я чувствую себя легко ранимым.

4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.

5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?

6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.

7. Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться?

8. Я довольно нервный.

9. Мне кажется, что меня никто не понимает.

10. Я довольно раздражительный.

11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.

12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.

13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.

14. У меня были очень странные и необычные переживания.

15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?

16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.

17. Легко ли изменить Ваше настроение?

18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.

20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.

21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?

22. Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?

23. Критика или выговор меня очень ранят.

24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.

25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?

26. Я часто испытываю недовольство.

27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.

28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.

29. Большей частью я счастлив.

30. Я недостаточно уверен в себе.

31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.

32. Часто я чувствую себя просто скверно.

33. Я много копаюсь в себе.

34. Я страдаю от чувства неполноценности.

35. Иногда у меня все болит.

36. У меня бывает гнетущее состояние.

37. У меня что-то с нервами.

38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.

39. Самая тяжелая борьба для меня - это борьба с самим собой.

40. Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?

Обработка данных

Надо подсчитать количество утвердительных ответов: если получено более 24 баллов — это говорит о высокой вероятности невроза. Еще раз подчеркнем, что методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подробного изучения личности.

Тема 7. Основные психологические теории личности

И их классификация: теории в рамках модели конфликта, модели самореализации, модели согласованности. Биологические основы индивидуальности. Темперамент и пол: психологическая характеристика и место в работе врача.

Цели и задачи:Сформировать представление о личности как одном из центральных понятий психологической науки, вне связи с которым невозможно понимание психологического развития. Ознакомить со структурой личности, составляющими Я – концепции, психологическими характеристиками актуализирующейся личности, изучить личностные свойства участников лечебно-диагностического процесса. Сформировать представление о темпераменте и характере, умение выделять динамические особенности психики, что создает возможность дифференцированного подхода к пациентам.

Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность, зрелость личности, темперамент, мотивация.

Вопросы к занятию:

1.Понятие и структура личности.

2. Самосознание личности. Составляющие Я – концепции.

3. Психические свойства индивида. Темперамент.

4. Психические свойства индивида. Характер. Акцентуации черт характера.

5. Психодиагностика.

6. Развитие личности. Критерии зрелой личности.

7. Личность участников лечебно-диагностического процесса.

Классики говорят, что …………………

«Каждый человек стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет»

Марк Аврелий

«

«Баобабы надо выпалывать не откладывая, как только их можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые»

А. Сент-Экзюпери

 «Гений вырастает из обыкновенного человека, а не присоединяется к нему, как нечто добавочное»

А.Ф. Лазурский

Задание №1. Дискуссия «Темперамент» в работе врача.

Влияние темперамента на некоторые этапы деятельности хирурга (цит. по А.В. Шапошников «Ятрогения. Терминологический анализ и конструирование понятия». – Ростов-на-Дону, 1998)

 

Темпера-

мент

ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

диагностический тактико- стратегическая оценка операционный акт
Холерик быстрое, поверхностное обследование, пропуск важных симптомов, укорочен вербальный контакт с пациентом. принимается решение о выборе лечения, не подкрепленное дополнительными методами диагностики, в спешке; отдаленные последствия, степени риска учитываются редко. оперирует быстро, нервно, часто превышая необходимый объем, особенно в экстренной хирургии; бывает неосторожен.
Сангвиник поверхностный осмотр, чрезмерное доверие словам пациента, показателям лабораторий, консультантам; необоснованная вера в правильность диагноза; упускаются детали. оценки и прогнозы упрощены, часто шаблонны оперирует добротно, обычно пользуется стандартными приемами.
Флегматик медлителен, не вызывает заинтересованности больного к контакту, может быть равнодушен; в условиях оказания экстренной помощи недостаточно активен. адекватно оценивает статус пациента, ближайшие и отдаленные последствия операции. медленно реагирует на интраоперационные осложнения (кровотечения и т.п.).
Меланхолик собирает достаточно полную информацию о больном и заболевании, иногда гиперболизирует отдельные признаки. осторожен, пессимистичен в оценках и прогнозах боится принимать ответственные решения в ходе операции, теряется в нестандартных ситуациях.

 

Темпераментные особенности должны учитываться при анализе общения, взаимодействия «врач-пациент». Известно, что можно быть одновременно холериком и сангвиником, но нельзя быть одновременно меланхоликом и сангвиником или холериком и флегматиком - темпераменты ходят «по кругу». Из этого следует, что лучше общаются холерик и сангвиник, флегматик и меланхолик, сангвиник и флегматик.. Флегматик и меланхолик не будут раздражать друг друга, но общение у них будет затруднено, т.к. они оба являются интровертами. Холерики и сангвиники - экстраверты «души нараспашку» - не любят копаться в своих мыслях и чувствах. Флегматики и сангвиники имеют стабильный, цельный характер; холерики и меланхолики - нестабильные. Эти противоречия мешают ровным взаимоотношениям. Врач не может подбирать себе пациента по типу темперамента дополнительного к своему, но знать и видеть эти особенности, а также контролировать свои эмоции, корректно реагировать на проявление темперамента пациента - он обязан.

Кроме того, врач может учесть особенности пациента в лечении: сангвиника нужно включать в лечение и поощрять его усилия; флегматика надо заинтересовать лечением, но нельзя резко переключать на новые методы лечения и незнакомые препараты, необходимо соблюдать постепенность; в отношении меланхолика недопустимы не только грубость, но и ирония, невнимание; холерику стоит указать энергично на нарушения им рекомендованных мер лечения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...