Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие категорий оперативно-разыскных мероприятий и основы их выделения.




Понятие категорий ОРМ и критерии для их выделения. Эти категории можно представить как группы ОРМ, которые объединены общностью существенных свойств, признаков, связей и отношений.

 

Непосредственного указания законодателя на специально выделенные категории ОРМ в действующем Оперативно-розыскном законе не содержится. Известные в оперативно-розыскной теории варианты выделения групп ОРМ предполагают три базовые группы критериев, основывающиеся на различных признаках (как на существенных, так и порой на несущественных):

 

1) особенности того или иного вида ОРМ, или так называемые видовые признаки;

2) особенности осуществления различных ОРМ, или так называемые организационно-управленческие признаки;

3) сущностные признаки различных видов самой ОРД, в которых ОРМ как «мелкие» части ОРД приобретают характерные признаки определенной разновидности ОРД.

 

Следовательно, в основе подразделения ОРМ на категории должен быть заложен не какой-то один критерий, пусть даже объективного свойства, а должна быть положена система научно обоснованных признаков материально-объективного и формально-юридического характера. При этом нежелательно ограничиваться применением сугубо субъектно-волевых или так называемых организационных критериев, например группировка ОРМ только с учетом уровня их санкционирования или, допустим, выделение среди ОРМ только оперативно-технических и отличных от них. Система категорий ОРМ с учетом признаков материально-объективного и формально-юридического характера. В основе научного построения системы категоризации ОРМ лежит единство групп признаков материально-объективного и формально-юридического характера.

К материально-объективным признакам относится необходимость осуществления групп ОРМ для защиты (выделяют по принципу соразмерности оперативно-розыскного реагирования):

 

только от преступных посягательств (различной степени тяжести и др.);

как от преступных посягательств, так и для решения иных задач (административная оперативно-проверочная работа и др.).

 

К формально-юридическим признакам (иначе — субъектно-волевым) относятся прежде всего допустимость самостоятельного осуществления ОРМ, формально отраженная в обязательности получения разрешения (санкции) на осуществление некоторых ОРМ (в ФЗ об ОРД — от судьи или от руководителя оперативно-розыскного органа; в сыскной теории — от прокурора и т.д.), а также установленные в ФЗ об ОРД запреты на осуществление отдельных ОРМ теми или иными оперативно-розыскными органами. На основе системы признаков материально-объективного и формально-юридического характера выделяют три категории ОРМ:

 

1) первой категории, или обычные (см. гл. 19);

2) второй категории, или острые (см. гл. 20);

3) третьей категории, или специальные (особо острые) (см. гл. 21).

 

Иные категории ОРМ.

 

В оперативно-розыскной теории известен достаточно широкий диапазон категоризации ОРМ. В зависимости от различных критериев выделяют те или иные группы ОРМ.

 

Выделение ОРМ с учетом особенностей того или иного вида самого ОРМ.

 

По источнику получения информации — ОРМ, в которых информацию получают непосредственно от человека (опрос и др.), преимущественно с помощью технических средств (снятие информации с технических каналов связи и др.) или смешанным способом (наблюдение и др.).

 

По наступлению юридически значимых последствий — ОРМ, влекущие и не влекущие таковых (например, прослушивание телефонных переговоров всегда влечет ограничение конституционных прав граждан).

 

Выделение ОРМ с учетом особенностей осуществления ОРМ.

 

В зависимости от необходимости санкционирования, предусмотренного в ФЗ об ОРД, выделяют две категории ОРМ:

 

1) не требующие получения разрешения (санкции) на проведение ОРМ, или несанкционируемые (т.е. проводимые оперативниками самостоятельно) — опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности;

 

2) требующие получения санкции на проведение ОРМ, или санкционируемые.

 

В зависимости от санкционирующего должностного лица выделяют две их разновидности, которые требуют получения санкции:

 

руководителя оперативно-розыскного органа (утвержденного постановления), например проверочная закупка и контролируемая поставка;

судьи (ОРМ, ограничивающие конституционные права человека и гражданина, согласно ФЗ об ОРД проводятся на основании судебного решения) — контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, обследование жилых помещений, снятие информации с технических каналов связи, сопряженное с вторжением в частную жизнь человека.

 

По форме осуществления выделяют категории гласных и негласных ОРМ (например, оперативное внедрение проводится только в негласной форме, а опрос может быть как гласным, так и негласным).

 

По основным применяемым силам и средствам — с участием агентов (агентурно-оперативное мероприятие); оперативно-техническое мероприятие; ОРМ, проводимое только отдельными оперативно-розыскными органами (так, снятие информации с технического канала связи проводится только ФСБ России, МВД России и ФСКН России).

 

По продолжительности (времени) осуществления ОРМ их делят на-разовые, кратковременные и долговременные.

 

Выделение ОРМ с учетом сущностных признаков различных видов самой ОРД и тех общественно опасных посягательств (преступных и иных противоправных деяний), от которых осуществляют защиту. Различают ОРМ, проводимые только в уголовно-розыскной работе, и ОРМ, проводимые как в ней, так и в других видах ОРД, включая административно-проверочную работу (см. § 3).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...