Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие оперативно-разыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-разыскного закона.




Оперативно-розыскной закон есть комплексный нормативный правой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти, состоящий из взаимосвязанных юридических норм, определяющих ОРД и устанавливающих ее принципы, а также регулирующих в ОРД общественные отношения.

Оперативно-розыскной закон обладает следующими основными признаками:

обладает высшей юридической силой относительно других нормативных правовых актов (в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции он как федеральный закон имеет верховенство на всей территории России);

регулирует комплекс общественных отношений, возникающих в ОРД в связи с необходимостью защиты человека, общества и государства от преступных посягательств;

является законодательным актом общенационального уровня (в настоящее время — федеральным законом);

принимается высшим законодательным органом государственной власти (в настоящее время — Государственной Думой Федерального Собрания РФ).

Кроме того, оперативно-розыскной закон, как и любой законодательный акт, обладает нормативностью, т.е. содержит нормы права.

Классификация оперативно-розыскных законов.

Термин «оперативно-розыскной закон» — собирательный (сравни: уголовный закон, уголовно-процессуальный закон). Используя этот термин, следует помнить, что под ним понимают как конкретный закон, так и определенную группу законодательных актов. В учебных целях все их можно определенным образом классифицировать. По силе действия различают оперативно-розыскные законы:

действующий — ФЗ об ОРД (см. § 2 гл. 5);

утратившие силу;

не вступившие в законную силу — Федеральный закон 1995 г. «О борьбе с организованной преступностью»;

носящие рекомендательный характер — Модельный закон СНГ об ОРД.

По содержанию выделяют оперативно-розыскные законы:

включающие основной нормативный правовой массив в области ОРД (в настоящее время это ФЗ об ОРД);

содержащие отдельные правовые нормы в области ОРД.

Ими являются федеральные законы, которыми в действующий оперативно-розыскной закон вносят изменения и дополнения. Так, в ФЗ об ОРД внесены уточнения десятью законами (в частности, Федеральным законом от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод»). Общая характеристика оперативно-розыскных законов, утративших юридическую силу. Из российской истории известны два таких оперативно-розыскных закона.

Первым специально посвященным сыску оперативно-розыскным нормативным правовым актом в истории России был Закон от 6 июля 1908 г. «Об организации сыскной части» (действовал до марта 1917 г.)(Отдельные положения сыска регламентировались в царском законодательстве и ранее. Так, известны правила ст. 311 и 312 Устава уголовного судопроизводства Свода законов Российской империи). В соответствии с ним в составе полицейских управлений Российской империи были образованы сыскные отделения четырех разрядов для производства розыска по делам общеуголовного характера как в городах, так и в уездах (в дальнейшем правила сыскной деятельности были развиты и детализированы в принятой 9 августа 1910 г. Инструкции чинам сыскных отделений).

Руководствуясь Законом, чины сыскных отделений, кроме сыскных действий, проводили дознание не только по общеуголовным преступлениям, но и выполняли отдельные поручения прокуроров и судебных следователей.

Вторым в истории страны и первым в современной истории России оперативно-розыскным законодательным актом стал Закон РФ от 12 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Он принят Верховным Советом РФ (№ 2506-1), вступил в силу 29 апреля 1992 г. Закон состоял из преамбулы и шести разделов, включающих 20 статей. Определял содержание ОРД, осуществляемой на территории России, и закреплял систему гарантий законности при проведении ОРМ.

Этот Закон действовал более трех лет, и его сменил ФЗ об ОРД, который является, по существу, новой редакцией Закона 1992 г.

Общая характеристика оперативно-розыскного закона, который носит рекомендательный характер.

Этим законом является Модельный закон государств — участников СНГ «Об оперативно-розыскной деятельности». Отличительными его чертами является то, что он носит сугубо рекомендательный характер и принят международной региональной организацией — Содружеством Независимых Государств в целях унификации законодательства участников СНГ в области ОРД. Модельный закон был принят на 10-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление от 6 декабря 1997 г. № 10—12). Он состоит из 19 статей (в ст. 6 предусмотрены такие неизвестные действующему российскому Оперативно-розыскному закону ОРМ, как слуховой контроль и образование юридического лица).

Модельный закон играет важную роль для совершенствования нормотворчества в области ОРД и теоретических изысканий в оперативно-розыскной науке.

Понятие оперативно-разыскного мероприятия как информационного поведенческого акта.

В настоящее время ОРМ все чаще называют информационным поведенческим актом, совершаемым в ОРД. Это вызвано тем, что отдельное ОРМ есть, с одной стороны, не что иное, как способ (метод) получения информации в ОРД, а с другой — общественно полезный поведенческий акт, совершаемый уполномоченным на то ФЗ об ОРД субъектом (оперативник, лицо, оказывающее содействие оперативно-розыскному органу, и др.) специально для получения оперативно значимой информации.

Вместе с тем в ОРД известны и другие поведенческие акты ее субъектов, которые непосредственно не предназначены для добывания информации как ОРМ, например результативные оперативно-розыскные меры (см. гл. 22).

Нормативно определенный перечень ОРМ. Все ОРМ предусмотрены законом. Им является акт федерального уровня — ФЗ об ОРД. Именно в нем изложен закрытый перечень ОРМ (ч. 1 ст. 6).

В ФЗ об ОРД определен перечень из 14 ОРМ. В соответствии с ч. 1 ст. 6 при осуществлении ОРД проводятся следующие ОРМ:

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 360.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...