Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тест «Несуществующее животное»




Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки — зафиксированной в виде гра­фического следа движения, рисунка). По И.М.Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тен­денция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается дви­жением»).

Если реальное движение по какой-то причине не проис­ходит, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осу­ществления ответного движения (на представление — мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вы­зывающие страх, стимулируют напряжение в группах нож­ной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необхо­димым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.

Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо по­лотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к простран­ству, т. е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим, а также с действенностью или идеально-мыслительным пла­ном работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездея­тельностью (отсутствием активной связи между мыслью — представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели про­странства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неувереннос­тью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая до­минантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

558

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству, при толковании материала те­ста используются теоретические нормы оперирования с сим­волами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической про­верки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест — ориентировочный и как единственный метод иссле­дования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента ис­следования.

Инструкция:«Придумайте и нарисуйте несуществующее животное (или любое другое живое существо) и дайте ему несуществующее имя».

Показатели и интерпретация

Положение рисунка на листе.В норме рисунок располо­жен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, не­глянцевый. Пользоваться надо карандашом средней мягко­сти; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражение) трактуется как высокая са­мооценка, недовольство своим положением в социуме, не­достаточностью признания со стороны окружающих, как претензии на продвижение и признание, тенденция к само­утверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенден­ция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавлен­ность, нерешительность, незаинтересованность в своем по­ложении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывает­ся, планируется — осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до кон­ца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тен­денций. Голова повернута влево — тенденция к рефлексии,

559

Г I

к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначи­тельная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также боязнь перед активным дей­ствием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить допол­нительно.) Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие орга­нам чувств, — уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — пря­мое: заинтересованность в информации, значимость мне­ния окружающих о себе. Дополнительно по другим показа­телям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оцен­ки или только продуцирует на оценки окружающих соот­ветствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приотк­рытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисов­ки губ трактуется как большая речевая активность (болтли­вость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как лег­кость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обра­щение к нему отрицательного свойства, осуждение, пори­цание). Для детей и подростков характерен рисунок зачер­ченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение в рисунке придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается рез­кой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстра-тивные манеры поведения; для мужчин: женственные чер­ты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, при­дание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) раз­мер головы говорит о том, что испытуемый ценит рацио­нальное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружаю­щих.

560

На голове также бывают расположены дополнительные детали:например, рога — защита, агрессия. Определите по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защит­но-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и само­оправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы,иногда — по­стамент).Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность при­
нятия решения, пути к выводам, формирование суждения,
опора на существенные положения и значимую информа­
цию;

б) поверхность суждений, легкомыслие в выводах и не­
основательность суждений, иногда импульсивность приня­
тия решения (особенно при отсутствии или почти отсут­
ствии ног).

Обратите внимание на характер соединения ног с корпу­сом:соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контро­ля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Одно­типность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и ус­тановок в принятии решений, их стандартность, баналь­ность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность, иногда даже творческое начало (соответ­ственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополни­тельные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей; цветково-функциональные дета­ли — энергия охвата разных областей человеческой деятель­ности, уверенность в себе, «самораспространение» с неде­ликатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места

561

И

(I II

и

Е

под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т. д.). Украшающие детали — демон-стративность, склонность обращать на себя внимание окру­жающих, манерность (например, лошадь или ее несуществу­ющее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты.Выражают отношение к собственным действи­ям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыс­лям, решениям; к упущенным возможностям, к собствен­ной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим дви­жением вниз (недовольство собой, сомнение в собствен­ной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раская­ние и т. п.). Обратите внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда -разветвлен­ные.

Контуры фигуры.Анализируются по наличию или отсут­ствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со стра­хом и тревогой —- если имеет место затемнение, «запачки­вание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направ­ленность такой защиты — соответственно пространственно­му расположению: верхний контур фигуры — против выше­стоящих, против лиц, имеющих возможность наложить зап­рет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчи­ненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самоза­щите любого порядка в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внут­ри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше

562

в процессе деятельности (реальной), слева — больше защи­та своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия.Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности, хвост, крылья и т. п.): с запол­ненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и услож­няющих конструкцию дополнительных деталей. Соответствен­но, чем больше составных частей и элементов (помимо са­мых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается ха­рактером линии — слабая паутинообразная линия, «возит» карандашом по бумаге, rie нажимая на него.) Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является поляр­ным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить вни­мание на резко продавленные линии, видимые даже на об­ратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки), — резкая тревожность. Обратите внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии(дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкива­ние», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.) осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, не­законченность, оборванность рисунка.

Тематическиживотные делятся на угрожаемых, угрожа­ющих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», пред­ставление о своем положении в мире, как бы идентифика­ция себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, со­бакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное — пред­ставитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку,начиная с постановки животного в положение прямохождения на две

563

лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, лап — на ноги и руки, — свидетельствует об инфантильности, эмо­циональной незрелости, соответственно степени выражен­ности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их ха­рактеров в сказках, притчах и т. п.

Степень агрессивностивыражена количеством, располо­жением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весо­мы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акценти­ровку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) сим­волизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкну­тость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание да­вать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратите внимание на случаи вмонтирования механичес­ких частейв тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — ру­кояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможностивыражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существу­ющего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществую­щим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с лас­тами и т. п. Оригинальность выражается в форме построе­ния фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Названиеможет выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и

564

т. п.). Другой вариант— словообразование с книжно-науч­ным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ра-толетиус» и т. п.)- Первое означает рациональность, конк­ретную установку при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленную главным образом на де­монстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встре­чаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмыс­ления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), знаменую­щие легкомысленное отношение к окружающему, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных крите­риев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния и т. п.).







Шкала депрессии

(Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. В.М. Бехтерева Т.И.Балашовой, 1992)

Опросник разработан для дифференциальной диагности­ки депрессивных состояний и состояний, близких к депрес­сии, для скрининг-диагностики при массовых исследовани­ях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 ми­нут. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

УД = Snp + 1ОБР,

где ЕПР — сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказыва­ниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; £ОБР— сумма ци<! р «обратных» зачеркнутым к высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например: у высказывания № 2 зачер­кнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у выска­зывания № 6 зачеркнут ответ 3 — ставим в сумму 2 балла; у

565

высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 — ставим в сумму 1 балл и т. д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состоя­ние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или не­вротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскиро­ванная депрессия. Истинное депрессивное состояние диаг­ностируется при УД более чем 70 баллов.

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приве­денных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время: 1 — почти никогда; 2 — иногда; 3 — до­вольно часто; 4 — всегда.

Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку пра­вильных или неправильных ответов нет».

Фамилия

Бланк для ответов

Шкала депрессии

___________  Дата _

 

1. Я чувствую подавленность 1 2 3 4
2. Утром я чувствую себя лучше всего 1 2 3 4
3. У меня бывают периоды плача или близости к слезам 1 2, 3 4
4. У меня плохой ночной сон 1 2 3 4
5. Аппетит у меня не хуже обычного 1 2 3 4
6. Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом 1 2 3 4
7. Я замечаю, что теряю вес 1 2 3 4
8. Меня беспокоят запоры 1 2 3 4
9. Сердце бьется быстрее, чем обычно 1 2 3 4
10. Я устаю безо всяких причин 1 2 3 4
11. Я мыслю так же ясно, как всегда 1 2 3 4
12. Мне легко делать то, что я умею 1 2 3 4
13. Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте 1 2 3 4
14. У меня есть надежды на будущее 1 2 3 4
15. Я более раздражителен, чем обычно 1 2 3 4
16. Мне легко принимать решения 1 2 3 4
17. Я чувствую, что полезен и необходим 1 2 3 4
18. Я живу достаточно полной жизнью 1 2- 3 4
19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру 1 2 3 4
20. Меня до сих пор радует то, что радовало всегда 1 г> 3 4

566

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)

Этот тест дает информацию о субъективном представле­нии ребенка о своей семейной ситуации. Результаты теста помогают определить отношение ребенка к членам своей семьи, особенности взаимоотношений, которые вызывают у ребенка тревогу или конфликты, показывают, как вос­принимает ребенок свое место в системе семейных отноше­ний.

Для теста КРС разработана система количественной оцен­ки, где определено 5 симптомокомплексов:

I. Благоприятная семейная ситуация.

II. Тревожность.

III. Конфликтность в семье.

IV. Чувство неполноценности.

V. Враждебные отношения в семье.
Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи

(по Р. Ф. Беляускайте, 1982)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симпто мо-комплекс Симптомы Балл

Благопри­ятная семейная ситуация

1 Общая деятельность всех членов семьи 0,2
2 Преобладание людей на рисунке 0,1
3 Изображение всех членов семьи 0,2
4 Отсутствие изолированных членов семьи 0,2
5 Отсутствие штриховки 0,1
6 Хорошее качество линии 0,1
7 Отсутствие показателей враждебности 0,2
8 Адекватное распределение людей на листе 0,1
9 Другие возможные признаки  

Тревожность

1 Штриховка 0,1,2,3
2 Линия основания —поля 0,1
3 Линия над рисунком 0,1
4 Линия с сильным нажшом 0,1
5 Стирание 0,1,2
6 Преувеличенное внимание к деталям 0,1
7 Преобладание вешей 0,1
8 Двойные или прерывистые линии 0,1
9 Подчеркивание отдельных деталей 0,1
10 Другие возможные признаки  

567

Окончание симптомокомплексов...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симптомо-комплекс Симптомы Балл

Конфликт-ность в семье

1 Барьеры между фигурами 0,2
2 Стирание отдельных фигур 0,1,2
3 Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур 0,2
4 Выделение отдельных фигур 0,2
5 Изоляция отдельных фигур 0,2
6 Неадекватная величина отдельных фигур 0,2
7 Несоответствие вербального описания и рисунка 0,1
8 Преобладание вещей 0,1
9 Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 0,2
10 Член семьи, стоящий спиной 0,1
11 Другие возможные признаки  

Чувство не­полноцен­ности в семейной ситуации

1 Автор рисунка непропорционально маленький 0,2
2 Расположение фигур на нижней части листа 0,2
3 Линия слабая, прерывистая 0,1
4 Изоляция автора от других 0,2
5 Маленькие фигуры 0,1
6 Неподвижная по сравнению с другими фигура автора 0,1
7 Отсутствие автора 0,2
8 Автор стоит спиной 0,1
9 Другие возможные признаки  

Враждеб­ность в семейной ситуации

1 Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа 0,2
2 Агрессивная позиция фигуры 0,1
3 Зачеркнутая фигура 0,2
4 Деформированная фигура 0,2
5 Обратный профиль 0,1
6 Руки раскинуты в стороны 0,1
7 Пальцы длинные, подчеркнутые 0,1
8 Чругие возможные признаки  

 

3.12.Проба на внушаемость (Рекомендована В. Рожковым, 1972)1

Обследуемому предлагают три пустые, совершенно чис­тые пробирки и говорят: «Я сейчас проверю ваше обоняние. Понюхайте и скажите, в какой из пробирок находился ке­росин, в какой — духи, а в какой — чистая вода».

Если обследуемый «найдет» пробирки из-под керосина или духов, это указывает на его повышенную внушаемость.

'Внимание! Использование данной методики допускается в учеб­но-методических целях, поскольку представлен ее сокращенный ва­риант.

568










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...