Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этапы процесса исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Исследовательский процесс может быть представлен следующимиэтапами (См.: Ползунова Н.Н., Краев В.Н. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд.. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2005. – 176 с. Сс.10-13): Первый этап – распознание проблемной ситуации и ранжирование её компонентов в соответствии с классификацией Таблицы 1 с делением их на следующие 4 группы: 1) требуют немедленного решения; 2) допускаютотсрочки решения на квартал, год; 3) опасны и требуют контроля состояния от усугубления; 4) не составляют угрозы и могут быть терпимы.
На основе ранжирования компонентов проблемной ситуации проводится отбор наиболее существенных и переход ко второму этапу. Второй этап – определение происхождения отобранных (наиболее существенных) компонентов проблемной ситуации, их содержания, свойств, закономерностей поведения и взаимовлияния. (Например: несовпадение целей и интересов коллектива; неадекватность задач и ресурсов их решения; неадекватность прочностных характеристик вяжущих, инертных заполнителей и арматуры в железобетонной конструкции;неэффективная комбинация стоимостных, технологических и временных ограничителей в сооружении объекта;нерациональное сочетание точечной и ковровой застройки в старогородской территории; неэффективная комбинация серийного и мелкоштучного производства промышленной продукции; несогласованность интересов и функций крупных и мелких участников производственного кластера).
Третий этап – определение места компонентов, формирующих проблемную ситуацию,в системе накопленных научно-прикладных знаний и умений:1) известные;2) новые;3) частично новые. (А именно: имеются стандартные решения по проблемной ситуации в целом; имеются стандартные решения по отдельным её компонентам; имеющиеся стандартные решения требуют корректировки или существенной переработки; требуется разработка новых способов решения проблемы). На этом этапе необходимо перевести теоретические знания о сущности проблемной ситуации и методах её разрешения в практическое русло, обосновать принципы и методы решения проблемы.
Четвертый этап – разработка вариантов разрешения проблемной ситуации. На этом этапе разрабатываются несколько вариантов решения задачи преодоления проблемной ситуации. Поскольку проблемная ситуация зачастую поликомпонентна (опосредована рядом факторов, содержит ряд формирующих её компонентов), постольку и варианты решения могут быть соответственно разветвленными. При этом требуется провести сравнительную оценку вариантов решения проблемы. Для этого разрабатываются оценочные критерии. В случае невозможности прямых сравнений прибегают к отвлеченным формам сопоставлений, заключениям экспертов.
Пятый этап – выбор предпочтительного варианта раз решения проблемной ситуации. Важно иметь в виду, что отбираемый вариант может быть не самым лучшим по ряду критериев, но в силу доступности по ресурсообеспечению и практической реализуемости – предпочтительным для заказчика исследований. В общем виде управленческий алгоритмисследования и разрешенияпроблемной ситуацииможет быть представлен в форме Таблицы№ 2 Таблица № 2 Алгоритм исследования и разрешения проблемной ситуации
В комментарии к Таблице №2 даются обоснования следующих позиций: - принципы разложения проблемной ситуации на компоненты; - вариантов её разрешения проблем и объяснение предпочтительного; - план поэтапного выполнения работ по разрешению проблемной ситуации; - ресурсное обеспечение работ (внутренние и внешние ресурсы); - ограничения и возможные помехи (внутренние и внешние); - предполагаемые результаты (технико-экономический эффект и сроки достижения).
Необходимыми элементами, базовыми методами исследования проблемной ситуации являются анализ и синтез. Анализ представляет собой разложение явления или предмета на элементы и выяснение содержания и причин отклонения от желаемого состояния, выделение наиболее существенных элементов проблемы. Синтезпредставляет собой отбор наиболее существенных характеристик проблемной ситуации и формирование (конструирование) общей картины из наиболее существенных элементов её распознания и методов разрешения.
Если анализ в большей мере является регистрацией фактического состояния явления или процесса, то синтез представляет собой активное действие исследователя по конструированию очищенного от «второстепенностей» образа проблемы в двух её состояниях: - «де-факто»(какая она есть в сущности); - «де-футуро» (какой она станет в результате разрешительных действий). Результирующим и в анализе, и в синтезе становится формирование виртуального образа проблемной ситуации и результата её разрешения (отражение того, как её воспринимает исследователь в своем сознании).
Список литературы Основная, дополнительная и нормативная литература
Основная 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 592 с. 2. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс] : учеб.пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. - М. : Дашков и К°, 2013. - 244 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=415019 3. Овчаров А.О. Методология научного исследования [Электронный ресурс] : учебник / А. О. Овчаров, Т. Н. Овчарова. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 304 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=427047
Дополнительная 4. Космин В.В. Основы научных исследований (Общий курс) [Электронный ресурс] : учеб. пособие.. - М. : РИОР [и др.], 2014. - 214 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=487325 5. Баланчеев В.П. Управление инновациями: учеб.для бакалавров по экон. напр. и спец. / В.П. Баланчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. – М.: Юрайт, 2012 (71203).- 711 с. 6.
7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 344 с.
8. Гумба Х.М. Планирование в строительстве: учебно-практическое пособие / Гумба Х.М., Карпенко А.А. и др. – М.: Издательство АСВ, 2012. – 248 с. 9. Зарецкий А.Д. Промышленные технологии и инновации: учеб.пособие. – Краснодар: просвещение-Юг, 2012. – 381 с. 10. Горелова Г.В., Захарова Е.Н., Радченко С.А. Исследование слабоструктурированных проблем социально-экономических систем6 когнитивный подход. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2006. – 332 с. 11. Строителева Т.Г. Методологические основы исследования кадровой политики промышленных предприятий (теория и практика). – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2008. – 168 с. 12. Мишулин Г.М., Стягун А.В. Экономический рост: факторы, источники, механизмы. Монография. – М.: ЗАО «Издательство современная экономика и право»; Краснодар: Изд. ФГБОУ ВПО «КубГТУ», 2012. – 212 с. |
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 210. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |