Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержательные элементы научного знания
В научной теории и методологии принято выделять следующие элементы научного знания: - категории– наиболее общие понятия, которые отражают особенности предмета, содержания и метода научного исследования; Например: в науке широко используются следующие категории: в философии – движение, пространство и время; в естествознании - вещество и энергия; в механике – сила и ускорение; в сопротивлении материалов – напряжение, изгиб и надежность; в экономике – товар, стоимость и собственность; в земледелии – плодородие почв и урожайность сельхозкультур; в промышленности и строительстве – производственный ритм и поток, производительность труда. - постулаты – предварительныеположения (концепты), которые формулируются как модель последующего теоретического вывода либо заключения; по завершению научного исследования постулат может не подтвердиться. Так, в начале исследования на основе собранного и предварительно изученного материала исследователь формулирует предварительный вывод о сущности и содержании объекта, называет характерные черты и высказывает мнение (которое может не совпадать с общепринятым) о его состоянии и перспективах развития, - такое заявление принято называть, постулатом либо концепцией. Выдвижение постулата, которого некоторые авторы называют рабочей гипотезой, позволяет исследователю либо их группе сориентироваться в научном поиске, выделить его главные направления, подобрать инструментарий, - и методом поэтапного анализа либо подтвердить, либо опровергнуть постулат. - принципы – это определенные положения, установления, согласно которым имеет место явление либо осуществляется процесс; принципы обязательно адресованы конкретному элементу природы и без него не существуют; принципы формулируют люди и они могут быть неверными и отвергнутыми. Например: в форме постулата на протяжении многих веков просуществовал принцип центральности Земли по отношению ко всем планетам и Солнцу (геоцентризм), в соответствии с которым астрономы строили схемы движения небесных тел; в настоящее время в астрономии довлеет принцип расширяющейся Вселенной (при наблюдениях – «красное смещение» в спектральном диапазоне), согласно которому Вселенная остывает и охладится полностью;в физике широко известен принцип независимости действия сил – согласно ему удается рассчитывать с большой точностью усилия в стержневых системах (фермах, рамах); в рыночной экономике - принцип зависимости предложения от спроса выступает регулятором деловой активности; в демократическом управлении реализуется принцип большинства; в управлении армией и производственно-экономическими системами действует принцип единоначалия; в менеджменте популярны принципы управления А.Файоля; в некоторых социальных системах действует принцип плюрализма мнений (учет мнения всех). - правила – общепринятые нормы поведения, действия, состояния, которые создаются для точного описания явления либо процесса, его оценки и управления осуществлением; правила носят описательную и оценочную (для сопоставления фактического состояния с ранее принятым) функцию в отражении процессов и явлений. Например: правило буравчика в электротехнике; правила правописания в языке; правила техники безопасности при возведении уникального объекта. Тема 2. Методология научных исследований в сфере производственной деятельности План лекции 2.1. Классификация объектов и предметов научных исследований 2.2. Исследование факторных зависимостей в системах 2.3. Подходы к определению параметров исследования 2.4. Методы классификации объектов исследования 2.5. Принципы классификации объектов исследования |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |