Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержательные элементы научного знания




 В научной теории и методологии принято выделять следующие элементы научного знания:

- категориинаиболее общие понятия, которые отражают особенности предмета, содержания и метода научного исследования;

Например: в науке широко используются следующие категории: в философии – движение, пространство и время; в естествознании - вещество и энергия; в механике – сила и ускорение; в сопротивлении материалов – напряжение, изгиб и надежность; в экономике – товар, стоимость и собственность; в земледелии – плодородие почв и урожайность сельхозкультур; в промышленности и строительстве – производственный ритм и поток, производительность труда.

- постулатыпредварительныеположения (концепты), которые формулируются как модель последующего теоретического вывода либо заключения; по завершению научного исследования постулат может не подтвердиться.

Так, в начале исследования на основе собранного и предварительно изученного материала исследователь формулирует предварительный вывод о сущности и содержании объекта, называет характерные черты и высказывает мнение (которое может не совпадать с общепринятым) о его состоянии и перспективах развития, - такое заявление принято называть, постулатом либо концепцией. Выдвижение постулата, которого некоторые авторы называют рабочей гипотезой, позволяет исследователю либо их группе сориентироваться в научном поиске, выделить его главные направления, подобрать инструментарий, - и методом поэтапного анализа либо подтвердить, либо опровергнуть постулат.

- принципы – это определенные положения, установления, согласно которым имеет место явление либо осуществляется процесс; принципы обязательно адресованы конкретному элементу природы и без него не существуют; принципы формулируют люди и они могут быть неверными и отвергнутыми.

Например: в форме постулата на протяжении многих веков просуществовал принцип центральности Земли по отношению ко всем планетам и Солнцу (геоцентризм), в соответствии с которым астрономы строили схемы движения небесных тел; в настоящее время в астрономии довлеет принцип расширяющейся Вселенной (при наблюдениях – «красное смещение» в спектральном диапазоне), согласно которому Вселенная остывает и охладится полностью;в физике широко известен принцип независимости действия сил – согласно ему удается рассчитывать с большой точностью усилия в стержневых системах (фермах, рамах); в рыночной экономике - принцип зависимости предложения от спроса выступает регулятором деловой активности; в демократическом управлении реализуется принцип большинства; в управлении армией и производственно-экономическими системами действует принцип единоначалия; в менеджменте популярны принципы управления А.Файоля; в некоторых социальных системах действует принцип плюрализма мнений (учет мнения всех).

- правила – общепринятые нормы поведения, действия, состояния, которые создаются для точного описания явления либо процесса, его оценки и управления осуществлением; правила носят описательную и оценочную (для сопоставления фактического состояния с ранее принятым) функцию в отражении процессов и явлений.

Например: правило буравчика в электротехнике; правила правописания в языке; правила техники безопасности при возведении уникального объекта. 

Тема 2. Методология научных исследований в сфере производственной деятельности

План лекции

2.1. Классификация объектов и предметов научных исследований

2.2. Исследование факторных зависимостей в системах

2.3. Подходы к определению параметров исследования

2.4. Методы классификации объектов исследования

2.5. Принципы классификации объектов исследования










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...