Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Научные законы и закономерности, их проявления в общественной жизни
Научные законы, как всеобщая, необходимая, объективная и существенная связь явлений и предметов, подразделяютсяна: А)общие законы – обеспечивают логическую связь научных представлений в различных областях знания. Например: Законы философии отражают наиболее общие черты отношений в экономике и организации производства: 1) накопление противоречий между производительными силами и производственными отношениями приводит к смене способа производства (в политэкономии реализуется философский закон перехода количественных изменений в качественные); 2) интересы заказчика и подрядчика по цене и качеству строительных работ противоположны, однако в целом у их интересов имеется и единство – быстрый ввод объекта в эксплуатацию (в экономике строительства реализуется философский закон единства и борьбы противоположностей). К числу общих законов могут быть причислены: 1) закон ограничивающего фактора, который проявляется в разных отраслях производства: в промышленном цеху его мощность ограничивается максимальной производительностью самого маломощного станка в технологической линии; скорость возведения многоэтажного здания из монолитного железобетона ограничивается временем набора 70% прочности бетона – 14 суток, так как в противном случае каркас «поплывет»; в агропроизводстве урожайность культур определяется фактором, находящимся в минимуме – влага, температура и др.; 2) закон оптимума, который характерен как для социальных, так и для производственных систем. Б)частные законы – раскрывают зависимости и закономерности в строении и функционировании отдельных сфер природы и человеческого бытия. К частным законам относятся многие законы функционирования неживой природы - законы физики (Архимеда, Ома, Джоуля-Ленца), химии (Зелинского, Бутлерова), а также биологических систем (генетический код, изменчивость видов), законы функционирования социально-экономических и производственно-технических систем (закон экономии времени, закон рычага). Например: 1) действие закона преимущественного развития производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления проявляется в необходимости обеспечения обновляющимся оборудованием (станками, машинами) как первого, так и второго, что и требует более ускоренного и в больших масштабах развития производства средств производства (в противном случае случится технологический застой); 2) закон повышающейся производительности труда, как продукт развития цивилизации, проявляется в неуклонном росте объемов создаваемого продукта в расчете на одного человека (если не учитывать это процесс в производстве, то в макромасштабе уровень жизни не станет повышаться по причине нехватки произведенных благ, а в масштабе предприятия себестоимость его продукции окажется выше цены спроса и вызовет убытки). Частные законы выражают относительную самостоятельность науки, указывают на возможность её саморазвития. Тем не менее, деление законов на общие и частные содержит некоторую условность и не носит строгой определенности, поскольку каждый из законов, к какому виду его ни причислить, должен отвечать общим для всех требованиям – всеобщность, объективность, постоянство. 1.3. Этапы развития научного знания, представления Развитие научного знания проходит следующие этапы: 1 этап – описательный: - сбор фактического материала (эмпирический, литература) и его изучение; - группировка собранного материала и разработка алгоритма (формулы, таблицы, анкеты) для сбора дополнительного исследовательского материала; - систематизация собранного материала по определенным критериям (по количественным параметрам; по качественным характеристикам). 2 этап – логико-аналитический: - по систематизированному материалу исследование явлений и процессов путем разложения их на элементы, выявление в них общего и особенного и проведение соответствующих группировок; - выявление недостатков, резервов (разрыва между желаемым и достигнутым), противоречий в трактовках разных исследователей о конкретном явлении, процессе; - определение наиболее существенных элементов (фактов, факторов, явлений) и путем их сочетания (синтез) моделирование нового (оптимального) образа процесса либо явления. 3 этап – теоретический: - разработка рабочей гипотезы исследуемого процесса, явления; - демонстрация концептов рабочей гипотезы на примерах элементов исследуемого процесса, явления (подтверждение либо опровержение); - систематизация полученных в результате исследования знаний и их оформление в новую научную концепцию, теорию. 4 этап - экспериментальный: - разработка технологии эксперимента; - проведение эксперимента; - анализ и обобщение результатов эксперимента и их использование для подтверждения либо корректировки выдвинутой концепции, теории. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 256. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |