Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание и функции научной теорииСтр 1 из 8Следующая ⇒
Методология научных исследований Краткий курс лекций Для всех форм обучения по направлению 08.04.01 Строительство
Краснодар 2015
Составитель: д.э.н., профессор Р.А.Попов
Методология научных исследований: краткий курслекций для всех форм обучения направления 08.04.01 Строительство / Р.А. Попов, Кубан. гос. технол. ун-т, Кафедра технологии, организации, экономики строительства и управления недвижимостью. – Краснодар; 2015. – 26 с. Режим доступа: http://moodle.kubstu.ru (по паролю)
В краткой конспективной форме освещаются основные вопросы теории и методологии научных исследований технико-экономических проблем общественной практики в современных условиях. Рассматриваются сущность и содержание научной методологии исследований процессов и явлений применительно к производственной сфере, принципы и правила исследовательской деятельности
Рецензенты: д-р экономических наук, профессор кафедры технологии, организации и экономики строительства КубГТУ Е.В. Соловьева, доцент кафедры ТОЭСиУН В.А. Пархоменко
КубГТУ, 2015
Содержание
Введение Дисциплина «Методология научных исследований» относится к профессиональному циклу базовой части и является для магистрантов строительных специальностей одной из основных дисциплин, формирующих профессиональные знания магистра в области исследований процессов и явлений в области капитального строительства. Целью данной дисциплины является обучение магистрантов основополагающим знаниям в области теории и методологии научно-прикладных исследований применительно к задачам и функциям строительного производства. В числе основных задач данного лекционного курсаможно выделить следующие: - овладение знаниями об основных теоретических положениях, методологии научных исследований и процессов общественной практики; - овладение понятийным аппаратом научных исследований в предметной области; - формирование умения осуществлять научный анализ в спектре проблематики капитального строительства на современном этапе. Дисциплина «Методология научных исследований» входит в базовую часть учебного плана подготовки магистров по направлению 08.04.01 Строительство программа «Строительство». Она базируется на знаниях, приобретенных студентами в ходе изучения дисциплин при обучении в вузе на получение степени «бакалавр строительства», а также дисциплина, изученных в первом семестре. Лекционный курс логически взаимосвязан со смежными дисциплинами. Чтение курса лекций осуществляется на первом курсе в очном отделении вслед и параллельно с такими дисциплинами, как «Философские проблемы науки и техники», «Специальные разделы высшей математики». Одновременно с данной дисциплиной изучается дисциплина «Методы решения научно-технических задач в строительстве», что позволяет увязывать рассмотрение научно-прикладных аспектов методологии исследований с современной проблематикой капитального строительства в производственно-технической деятельности. Лекционный курс ориентирован на закрепление лекционного материала на проводимых параллельно практических занятиях с конкретизацией соответствующих положений на конкретных примерах из современной общественной практики. Предполагается, что овладение магистрантами теорией и методологией научно-прикладных исследований будет способствовать изучению последующих дисциплин и осуществлению исследований при подготовке выпускных квалификационных работ (диссертаций). Тема 1. Соотношение теории, методологии и методики в исследованиях явлений и процессов общественной практики План лекции 1.5. Содержание и функции научной теории 1.6. Научные законы и закономерности, их проявления в общественной жизни 1.7. Этапы развития научного знания, представления 1.8. Содержательные элементы научного знания Содержание и функции научной теории По содержанию научная теория представляет собой определенный логический ряд общепринятых положений, который в совокупности описывает новое знание о явлениях и предметах. Выделяют следующие функции научной теории: 1) Познавательная– глубокое изучение (познание) предмета и объекта (их сущности и содержания) на основе научных законов, характерных для конкретной области знания. Научным законом считается всеобщая, необходимая, объективная и существенная связь явлений и предметов, характеризующаяся устойчивостью и постоянством. Законы природы существуют вне и независимо от сознания человека; законы общественных систем опосредованы человеком, но также действуют независимо от его желаний (объективно). В ходе научных исследований познаются тайны мироздания, функционирования, неживой и живой природы, общественных систем, человека. На основе научных исследований устанавливаются зависимости и тенденции, формулируются закономерности и законы. 2) Прогностическая – обоснование и составление научных прогнозов развития событий на перспективу, а также установление механизмов такой изменчивости и её последствий. Применительно к территориально-строительному комплексу (как органическому сочетанию конкретной территории с процессом строительства конкретного объекта) научный прогноз проявляется в предвидении условий протекания инвестиционно-строительного процесса, его внутренней динамики и конечного результата намеченной программы. 3) Критическая – выявление противоречий, недостатков и резервов в содержании и функционировании исследуемых систем, а также разработка средств их устранения либо минимизации. Всякое научное исследование процесса либо явления чревато несовершенством, если оно рассматривается лишь с одной стороны. Критический подход предполагает рассмотрение (и оценку) объекта со всех наиболее существенных сторон, – как положительных, так и отрицательных. Это позволяет выяснить как преимущества, так и недостатки, определить резервы совершенствования. 4) Методологическая – формирование теоретического фундамента для исследований процессов и явлений в природе и обществе. Принято считать «наукой наук» философию – науку о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, - которая выступает теоретическим фундаментом (протонаукой) других научных направлений. 5) Практическая – обоснование преобразовательной деятельности, разработка принципов и методов рационального построения систем, устранения недостатков, совершенствования процессов и явлений (такую науку называют прикладной). Наука, как система знаний (совокупность научных теорий), имеет определенную внутреннюю структуру. Научная мысль развивается по законам логики. Наряду с этим встречается эвристическое знание – открытие,- которое также можно причислить к результату предшествующих логических построений (ведь научные открытия осуществляют ученые, которые постоянно находятся в плену раздумий и размышлений). |
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 324. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |