Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание и функции научной теории




Методология научных исследований

Краткий курс лекций

Для всех форм обучения по направлению 08.04.01 Строительство

 

 

Краснодар

 2015

 

Составитель: д.э.н., профессор Р.А.Попов

 

 

Методология научных исследований: краткий курслекций для всех форм обучения направления 08.04.01 Строительство / Р.А. Попов, Кубан. гос. технол. ун-т, Кафедра технологии, организации, экономики строительства и управления недвижимостью. – Краснодар; 2015. – 26 с. Режим доступа: http://moodle.kubstu.ru (по паролю)

 

 

В краткой конспективной форме освещаются основные вопросы теории и методологии научных исследований технико-экономических проблем общественной практики в современных условиях. Рассматриваются сущность и содержание научной методологии исследований процессов и явлений применительно к производственной сфере, принципы и правила исследовательской деятельности

 

 

Рецензенты: д-р экономических наук, профессор кафедры технологии, организации и экономики строительства КубГТУ Е.В. Соловьева, доцент кафедры ТОЭСиУН В.А. Пархоменко

 

КубГТУ, 2015

 

 

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………………..4 Тема 1 Соотношение теории, методологии и методики в исследованиях явлений и процессов общественной практики………………………………………………………………………..……….5 1.1. Содержание и функции научной теории 1.2. Научные законы и закономерности, их проявления в общественной жизни 1.3. Этапы развития научного знания, представления 1.4. Содержательные элементы научного знания Тема 2. Методология научных исследований в сфере производственной деятельности………………………………………………………..…………………..9 План лекции 2.1. Классификация объектов и предметов научных исследований 2.2. Исследование факторных зависимостей в системах 2.3. Подходы к определению параметров исследования 2.4. Методы классификации объектов исследования 2.5. Принципы классификации объектов исследования Тема3. Современные подходы к решению научно-прикладных проблем капитального строительства………………………………………………………14 План лекции 3.1. Системный подход к исследованию и моделированию ситуаций и процессов 3.2. Институциональный подход 3.3. Структурно-синергетический подход 3.4. Воспроизводственный подход 3.5. Кейсовый подход 3.6. Программно-целевой подход к исследованию и решению научно-прикладных проблем Список литературы……………………………………………………………………26    
   
   
   
   
   

Введение

Дисциплина «Методология научных исследований» относится к профессиональному циклу базовой части и является для магистрантов строительных специальностей одной из основных дисциплин, формирующих профессиональные знания магистра в области исследований процессов и явлений в области капитального строительства.

Целью данной дисциплины является обучение магистрантов основополагающим знаниям в области теории и методологии научно-прикладных исследований применительно к задачам и функциям строительного производства.

В числе основных задач данного лекционного курсаможно выделить следующие:

- овладение знаниями об основных теоретических положениях, методологии научных исследований и процессов общественной практики;

- овладение понятийным аппаратом научных исследований в предметной области;

- формирование умения осуществлять научный анализ в спектре проблематики капитального строительства на современном этапе.

     Дисциплина «Методология научных исследований» входит в базовую часть учебного плана подготовки магистров по направлению 08.04.01 Строительство программа «Строительство». Она базируется на знаниях, приобретенных студентами в ходе изучения дисциплин при обучении в вузе на получение степени «бакалавр строительства», а также дисциплина, изученных в первом семестре.

 Лекционный курс логически взаимосвязан со смежными дисциплинами.

Чтение курса лекций  осуществляется на первом курсе в очном отделении вслед и параллельно с такими дисциплинами, как «Философские проблемы науки и техники», «Специальные разделы высшей математики». 

Одновременно с данной дисциплиной изучается дисциплина «Методы решения научно-технических задач в строительстве», что позволяет увязывать рассмотрение научно-прикладных аспектов методологии исследований с современной проблематикой капитального строительства в производственно-технической деятельности.

Лекционный курс ориентирован на закрепление лекционного материала на проводимых параллельно практических занятиях с конкретизацией соответствующих положений на конкретных примерах из современной общественной практики. Предполагается, что овладение магистрантами теорией и методологией научно-прикладных исследований будет способствовать изучению последующих дисциплин и осуществлению исследований при подготовке выпускных квалификационных работ (диссертаций).

Тема 1. Соотношение теории, методологии и методики в исследованиях явлений и процессов общественной практики

План лекции

1.5. Содержание и функции научной теории

1.6. Научные законы и закономерности, их проявления в общественной жизни

1.7. Этапы развития научного знания, представления

1.8. Содержательные элементы научного знания

Содержание и функции научной теории

По содержанию научная теория представляет собой определенный логический ряд общепринятых положений, который в совокупности описывает новое знание о явлениях и предметах.

Выделяют следующие функции научной теории:

1) Познавательная– глубокое изучение (познание) предмета и объекта (их сущности и содержания) на основе научных законов, характерных для конкретной области знания.

Научным законом считается всеобщая, необходимая, объективная и существенная связь явлений и предметов, характеризующаяся устойчивостью и постоянством. Законы природы существуют вне и независимо от сознания человека; законы общественных систем опосредованы человеком, но также действуют независимо от его желаний (объективно).

В ходе научных исследований познаются тайны мироздания, функционирования, неживой и живой природы, общественных систем, человека. На основе научных исследований устанавливаются зависимости и тенденции, формулируются закономерности и законы.

2) Прогностическая – обоснование и составление научных прогнозов развития событий на перспективу, а также установление механизмов такой изменчивости и её последствий.

Применительно к территориально-строительному комплексу (как органическому сочетанию конкретной территории с процессом строительства конкретного объекта) научный прогноз проявляется в предвидении условий протекания инвестиционно-строительного процесса, его внутренней динамики и конечного результата намеченной программы.

3) Критическая – выявление противоречий, недостатков и резервов в содержании и функционировании исследуемых систем, а также разработка средств их устранения либо минимизации.

Всякое научное исследование процесса либо явления чревато несовершенством, если оно рассматривается лишь с одной стороны. Критический подход предполагает рассмотрение (и оценку) объекта со всех наиболее существенных сторон, – как положительных, так и отрицательных. Это позволяет выяснить как преимущества, так и недостатки, определить резервы совершенствования.

4) Методологическая – формирование теоретического фундамента для исследований процессов и явлений в природе и обществе.

Принято считать «наукой наук» философию – науку о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, - которая выступает теоретическим фундаментом (протонаукой) других научных направлений.

5) Практическая – обоснование преобразовательной деятельности, разработка принципов и методов рационального построения систем, устранения недостатков, совершенствования процессов и явлений (такую науку называют прикладной).

Наука, как система знаний (совокупность научных теорий), имеет определенную внутреннюю структуру.

Научная мысль развивается по законам логики. Наряду с этим встречается эвристическое знание – открытие,- которое также можно причислить к результату предшествующих логических построений (ведь научные открытия осуществляют ученые, которые постоянно находятся в плену раздумий и размышлений).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...