Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел VI. Возникновение и основные этапы развития Советского государства и права.




 

Большую сложность представляет изучение уже самого первого вопроса раздела — Революции 1917 года в России. Нужно отметить, что учебники по истории государства и права проявляют некоторую консервативность, по-прежнему выделяя на протяжении 1917 года целых две революции (Февральскую и Октябрьскую), называя последнюю даже социалистической. В исторической же науке к настоящему времени четко обозначилось изменение в оценке и понимании событий 1917 года в России. В настоящий момент большинство историков согласны в том, что февральское 1917 года восстание в Петрограде и последовавшее за ним 2 марта отречение от престола императора Николая II стали лишь началом целостного революционного процесса, продолжавшегося до начала 1920-х годов. Начальной хронологической границей революционного процесса, таким образом, становится начало краха старого государственного порядка в феврале–марте 1917 года. А за конечную хронологическую границу в таком случае будут приняты окончание Гражданской войны (1920 год), приведший к достижению относительного гражданского мира в стране переход к НЭПу (1921 год), начало международного признания Советского государства (1921–22 годы) и создание СССР (1922 год). При этом вопрос о том, как назвать этот революционный процесс, еще не решен. В основном используются такие названия как «Революция 1917 года» (что, как видим, не вполне корректно), «Революция 1917 года и Гражданская война» и даже, хотя и редко, «Великая Российская революция».

Обоснованность такого нового подхода очевидна. Ведь также как и в случае с событиями Первой Российской революции (см. выше), выделение двух революция на протяжении всего одного года было необходимо пришедшим к власти большевикам по причинам чисто идеологическим. Социалистическое переустройство общества, по их мнению, могло начать не ранее ликвидации в России всех пережитков феодализма и торжества буржуазных отношений. Не признавая, что все это было достигнуто в ходе Революции 1905–1907 годов, большевики неизбежно должны были преподносить события февраля–марта 1917 года как победившую буржуазно-демократическую революцию, в то же время четко отделяя ее от революции «социалистической». Понятно, что осознавая сегодня события 1917 года нет смысла руководствоваться этими идеологическими клише, мешающими объективному научному изучению данной проблемы.

Первая проблема, с которой сталкивается студент при изучении событий 1917 года — ликвидация монархии в России. Нужно четко представлять себе следующее.

Николай II отрекся от престола 2 марта 1917 года под влиянием получаемых им известий о ходе народного восстания Петрограде. Одновременно он подписал датированный более ранним часом манифест, в котором фактически легализовывал сформированное Временным комитетом Государственной Думы правительство под председательством князя Г.Е. Львова. Именно этот манифест являлся в последствии основанием для признания российского Временного Правительства легитимным.

Отречение произошло не в пользу сына Николая — малолетнего и больного цесаревича Алексея Николаевича — а в пользу младшего брата последнего императора — Михаила Александровича. С точки зрения действовавшего в России того времени законодательства это действие представляло собой любопытную правовую коллизию. С одной стороны, Николай безусловно мог выступать как «законный представитель» своего несовершеннолетнего сына. С другой — законодательство о престолонаследии не предполагало лишь возможность отречения от прав на престол за себя лично. Это обстоятельство (наряду собственно с событиями народного восстания в Петрограде) стало одним из обстоятельств, побудившим великого князя Михаила Александровича отказаться от принятия короны. Однако, надо учесть, что этот отказ был оформлен не в виде отречения. В манифесте, изданном 3 марта 1917 года Михаил выражал согласие принять корону только из рук Учредительного собрания, призвав до тех пор население подчиняться Временному Правительству князя Львова. Это событие фактически и означало ликвидацию монархии в России, хотя нужно помнить, что Россия была провозглашена республикой официально лишь 1 сентября 1917 года, а Учредительное собрание собралось еще позже — в начале 1918 года.

Изучая развитие отечественного государства и права в период пребывания у власти Временного Правительства, для лучшего усвоения этого материала, студенту целесообразно выделить в этой проблеме следующие блоки вопросов. Во-первых, «доктрина непредопределения» — то есть нерешение Временным Правительством принципиально важных вопросов (о земле, о государственном устройстве и пр.), которые откладывались до созыва Учредительного собрания. Нужно помнить, что в политических целях Правительство часто нарушало эту доктрину — например, провозгласив Россию республикой 1 сентября 1917 г. Во-вторых, вопрос об Учредительном собрании. Временное Правительство считалось временным именно вплоть до Учредительного собрания, но в течение всего своего пребывания у власти всячески затягивало избрание и созыв этого органа по разного рода субъективным политиканским соображениям. Лишь осенью 1917 года было издано «Положение о выборах в Учредительное собрание». В-третьих, это преобразования государственного аппарата и создание новых высших и центральных государственных учреждений и совещаний (Юридическое совещание, Демократическое совещание, Временный совет Российской республики и пр.). Нужно помнить, что основной линией Правительства здесь являлась демократизация государственной жизни. Именно в этом ключе следует рассматривать замену царской полиции народной милицией, ликвидацию постов губернаторов, введение мелкой земской единицы и пр. На деле же эта политика привела к развалу как административного аппарата, так и силовых структур.

Также необходимо помнить, что Временное Правительство не являлось стабильной структурой. Менее чем за восемь месяцев нахождения у власти Правительство пережило четыре кризиса, там сменилось два министра-председателя, а средняя продолжительность пребывания министра с своем кресле равнялась двум месяцам.

Переходя к изучению вопросов истории Советского государства и права, нужно сказать следующее.

В целом в становлении, развитии и упадке Советской государственной и правовой системы можно выделить несколько этапов:

· период создания Советского государства (1917 – середина 1920-х гг.);

· период режима личной власти И.В. Сталина (конец 1920-х – 1953 гг.);

· период «партократической государственности», когда у власти находилась обезличенная номенклатура КПСС (1950-е –1980-е гг.);

· период «перестройки», кризиса и распада СССР (1985–1991 гг.). Нужно учесть, что на каждом из этих этапов Советская государственная и правовая система развивалась подчиняясь специфичной для данного конкретно-исторического периода внутренней логике.

На каждом из этапов можно выделить несколько характерных для развития Советского государства данного периода черт и тенденций, понимание которых поможет студенту лучше усвоить учебный материал.

На первом этапе захватившим власть большевистским правительством руководила идея прежде всего удержать власть любой ценой. В период Гражданской войны это стремление выражалось в «красном терроре» (система судов общей юрисдикции фактически не имела значения по сравнению с системой революционных трибуналов) и прочих чрезвычайных методах руководства страной. Впоследствии, в период НЭПа, желая умиротворить страну, большевики пошли на временное введение таких «буржуазных» атрибутов жизни как наемный труд, мелкая частная собственность, свобода торговли и пр. Однако, не следует забывать, что при этом большевики были революционерами, стремившимися перестроить российскую государственность на новых началах в соответствии с собственной идеологической доктриной. В стране была введена советская демократия (право голоса при этом принадлежало только представителям «трудящихся слоев общества»), проведена национализация, запрещен наемный труд (восстановлен под жестким государственным контролем при НЭПе), частная собственность (допущена при НЭПе лишь ограниченно) и т.п.

Таким образом, характеризовавшаяся поначалу торжеством революционного романтизма, политика большевиков в годы НЭПа приобрела весьма прагматический характер. Однако, нужно помнить, что Советское государство все же замышлялось его создателями именно как государство рабочих и крестьян (в более широком смысле — трудящихся, эксплуатируемых слоев населения). В этом ключ к пониманию правовой политики большевиков в этот период. Определенную трудность представляет и усвоение идеи советской республики: государства без профессиональных политиков-парламентариев, с точки зрения теории права являвшегося государством скорее прямой, нежели представительской демократии. Хотя при этом надо оговориться, что советская система, внешний демократизм которой одно время примирил с большевиками даже некоторых анархистов, проявляла себя пассивно. Советы попросту придавали легитимность партийным решениям. После оформления в 1918 г. фактически однопартийной системы, советы стали прикрытием диктатуры одной партии — РКП(б).

На втором этапе на первый план выступают отношения связанные с режимом именно личной власти И.В. Сталина, которая осуществлялась им через посредство различных постов. До конца 1930-х гг. это был партийный пост Генерального секретаря ЦК ВКП(б), а после этого — государственный пост Председателя Совета народных комиссаров (с 1946 г. — Совета министров). В период режима личной власти деятельность многих государственных структур носила номинальный характер. Так, Верховный Совет СССР, обязанный по Конституции собираться на заседания не реже двух раз в год, собирался не чаще одного, и в повестке дня, как правило, стоял лишь вопрос об утверждении указов Президиума Верховного Совета. Политбюро ЦК ВКП(б) фактически перестало собираться в полном составе и т.п. Смерть И.В. Сталина в 1953 г. завершила этот период.

На последующем, третьем, этапе вся полнота реальной власти в СССР переходит к КПСС, а точнее — к партийной бюрократии. Все прочие государственные институты лишь исполняли ее волю. Их реформирование и развитие подчинялось различным мотивам: волюнтаристическим. идеологическим, хозяйственно-экономическим. Но инициатива исходила только от руководства КПСС. Необходимо учесть такую форму законотворчества, получившую широкое распространение в те годы, как совместные постановления ряда государственных, партийных и даже общественных органов. Например, совместные постановления Совета министров (правительства), ЦК КПСС (органа партийного руководства) и ВЦСПС (высшего органа советских профсоюзов). К концу своего существования эта система порождает законодательные акты, носившие совершенно декоративный характер, что было видно уже из их названий (например: «Закон об укреплении связи школы с жизнью»).

Наконец четвертый, последний период существования Советского государства проходил под знаком необходимости реформирования всей системы государственных отношений в условиях острого экономического и политического кризиса. Проведение реформ сочеталось с борьбой за власть в высших эшелонах руководства партией и страной. Нужно понимать, что в рамках сложившейся Советской государственной структуры Генеральный секретарь ЦК КПСС не обладал определяющей личной властью. Именно поэтому для осуществления программы реформ М.С. Горбачев стремился занять государственный (а не партийный) пост, дававший ему возможность осуществлять те или иные политические преобразования. В этом ключе и следует рассматривать такие крупнейшие шаги как учреждение Съезда народных депутатов СССР, поста Президента СССР и т.п.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключалась идея республики советов? К чему привело ее осуществления на практике?

2. Каковы были правовые механизмы сохранения рабоче-крестьянской власти в период НЭПа?

3. Каковы были основные правовые механизмы формирования режима личной власти И.В. Сталина?

4. В чем значение принятия Конституций СССР 1936 и 1977 гг.?

5. Почему мирное развитие российской государственной системы в начале 1990-х гг. оказалось невозможным?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...