Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел V. Государство и право России в период конституционной монархии и после свержения самодержавия.




 

Данный раздел не представляет большой сложности для изучения в силу локализации всего изучаемого материала на относительно небольшом временном отрезке — 1905–1917 гг.

Нужно учитывать, что мощным толчком к превращению России в конституционную монархию стали события Революции 1905–07 гг. Именно они вынудили императора Николая II (1894–1917) к введению в политическую систему России элементов парламентаризма.

Ключевыми актами и памятниками, которым нужно уделить внимание здесь будут являться «Манифест об усовершенствовании государственного порядка» (известен в литературе также как Манифест 17 октября 1905 г.) и «Основные государственные законы» 1906 г. Именно в рамках этих законов и действовала российская ограниченная монархия начала ХХ в.

Студенту нужно хорошо уяснить взаимосвязь между такими органами власти как Совет министров, Государственный Совет и Государственная Дума. Важно обратить внимание на порядок избрания Государственной Думы и изменения, внесенные в этот порядок в 1907 г. (это событие известно также как «третьеиюньский переворот»). Также необходимо четко представлять себе механизм издания законов императором в обход Думы в порядке так называемого «чрезвычайноуказного» законодательства.

Однако, значение Манифеста 17 октября 1905 г. не ограничивается введением в российскую политическую практику зародыша конституционализма. Опираясь именно на этот акт в России впервые легально возникли политические партии. С главными программными целями основных из них, перечисленных в программе курса, также надо познакомиться.

При изучении событий Первой Российской революции необходимо помнить, что большинство современников сознательно принижали ее значение. Так, официальный правительственный лагерь по идеологическим причинам не желал признать, что складывание «думской системы» означало ликвидацию самодержавия как такового. Русские юристы начала ХХ в. поэтому сформулировали новое понимание термина «самодержавие». По их мнению, после создания Государственной Думы и преобразования Государственного Совета самодержавный характер власти императора всероссийского проявлялся в том, что только «по его почину» (ему принадлежало право законодательной инициативы) было возможно изменять «Основные государственные законы». Противоположный, революционный (а в значительной части и либеральный) лагерь не желал признать новую систему конституционной, а самодержавие ликвидированным, поскольку был недоволен объемом уступок: ведь «думская система» не предполагала даже наличия правительства, ответственного перед парламентом (так называемого «ответственного министерства»!

Представляется, однако, что нам сегодня нет смысла принимать за чистую монету эти отголоски политической борьбы начала ХХ века, находящие отражение и во многих современных учебниках. События 1905–1907 гг. безусловно носили революционный характер и привели к окончательной ликвидации абсолютизма в России. Понятие «самодержавие» после этого носило рудиментарный характер, первоначальный смысл его был полностью выхолощен.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем значение Манифеста 17 октября 1905 г.?

2. Что такое «Булыгинска Дума»?

3. Каков был механизм принятия законов по Основным государственным законам 1906 г.?

4. Что такое «чрезвычайноуказное» законодательство?

5. В чем суть «переворота» 3 июня 1907 г.?

6. Как обосновывалось в государственно-правовой науке начала ХХ века понятие «самодержавие» в условиях «думской монархии»?

7. Дайте оценку системе «думской монархии» в свете развития конституционализма и гражданского общества в России.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...