Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел III. Образование и развитие абсолютной монархии в России.




 

Материал, который необходимо освоить студентам при изучении данного раздела, достаточно объемен. Студенту, прежде всего необходимо обратить внимание на характер и содержание реформ государственного аппарата Петра I. Необходимо четко понимать связь между деятельностью первых Романовых и политикой реформ Петра I (1682–1725). При изучении всего многообразия этих преобразований, нужно иметь в виду, что в своей деятельности Петр руководствовался идеей общей пользы и так называемого «регулярного» государства, то есть такого государства, где понятие благополучия подданных подменялось благополучием всего государства в целом. Таким образом, государственные преобразования Петра сопровождались закрепощением почти всех социальных групп в России.

После же смерти Петра I начался процесс эмансипации дворянства, как социальной группы и превращения его в привилегированное сословие. Именно в этом процессе надо искать причины всех изменений в послепетровском государстве. Этот процесс нашел свое логичное завершение в издании в 1762 г. Манифеста о вольности дворянской и, особенно, Жалованной грамоты дворянству 1785 г.

При изучении законодательной политики Екатерины II (1762–1796) вообще следует уделить внимание соотношению таких понятий как «просвещенный абсолютизм» и «дворянская империя». При внимательном анализе политики Екатерины II видно, что принципы эпохи Просвещения распространялись прежде всего, а иногда и исключительно, на дворян. В этой связи необходимо помнить, что политика наследника и сына Екатерины — Павла I (1796–1801) целиком и полностью была попыткой отказаться от принципов Просвещения даже в столь урезанном их понимании и вернуться к практике петровского регулярного государства. Однако, при новом императоре — Александре I (1801–1825) наметился возврат к прежним принципам. Кроме того, были проведены крупномасштабные преобразования административного аппарата.

Здесь необходимо выделить прежде всего министерскую реформу 1802–11 гг. При ее анализе студенту необходимо обратить внимание на отличие нового делопроизводства, основанного на принципе единоначалия, от старого, коллежского, созданного еще Петром I. Если министерства, как и когда-то приказы Московского государства, функционировали на основе принципа единоначалия, то в петровских коллегиях вопросы решались коллективно всеми членами этих органов. Также для понимания реформаторской деятельности Александра I необходимо обратить внимание на фигуру его главного советника, выдающегося русского юриста М.М Сперанского.

При изучении завершающего блока вопросов, связанных с оформлением кризиса крепостнического самодержавия нужно поставить во главу угла стремление императора Николая I (1825–1855) осуществлять личный контроль за всеми отраслями государственного управления, и в этом свете рассматривать реорганизацию административного аппарата, проводившуюся в то время. Именно поэтому во второй половине 1820-х гг. в России появляется такой необычный орган, как Собственная его императорского величества канцелярия (СЕИВК). Сложный по структуре, он воплотил стремление императора Николая I лично контролировать те или иные вопросы. За время его царствования в канцелярии были созданы следующие отделения:

I Отделение, представлявшее собой собственно личную канцелярию монарха.

II Отделение, занимавшееся кодификацией российских законов.

III Отделение, ведавшее политическим розыском.

IV Отделение, в ведение которого после смерти матери Николая, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, перешли созданные ею благотворительные учреждения

V Отделение, разрабатывавшее и проводившее в жизнь реформу государственных крестьян.

Студенту необходимо сформировать представление о таких памятниках права как Полное Собрание Законов (ПСЗ, 1830) и Свод Законов (СЗ, 1832) Российской империи. Их издание явилось плодом кропотливой работы II Отделения СЕИВК. Существует спорный в науке вопрос: являлось ли создание этих памятников кодификацией или простой инкорпорацией русского права.

ПСЗ безусловно следует признать инкорпорацией, то есть простым механическим соединением законов. Оно представляет собой собрание законов в хронологическом порядке (по дням), начиная с Соборного Уложения 1649 г. Всего издание насчитывает более сорока томов с пятью видами различных указателей и приложений. На его основе был подготовлен в 1832 г. СЗ, введенный в действе с 1 января 1835 г. Этот памятник имел уже структуру кодекса. Там были собраны не сами законы, а лишь их действовавшие на тот момент нормы, расположенные в тематическом порядке (например, в первом томе «основные государственные законы», в девятом и десятом — гражданские, в пятнадцатом — уголовные и т.д.). Каждая статья подкреплялась ссылкой на предшествующее законодательство, однако Свод не являлся указателем: было определено, что при производстве дел нужно ссылаться только на статьи самого свода. Это дает основания признать работу по созданию СЗ кодификацией.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое «регулярное государство»? Какие реформы Петра I указывают на следование этой идее?

2. Какие вехи можно наметить на пути превращения Российской империи в середине XVIII в. в дворянскую монархию?

3. Что такое «просвещенный абсолютизм»? Как он сочетался с дворянской монархией?

4. В чем отличие министерской системы от коллежской?

5. В чем отличие Свода Законов Российской империи от Полного Собрания Законов?

6. Какими достижениями в развитии права и государственности этого периода Россия может по праву гордиться? Почему?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...