Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Чтение статьи учебника, работа, направленная на понимание прочитанного.




На этом этапе работы с учащимися по осмыслению текста могут быть использованы разные приёмы и методы, однако любой из них должен быть направлен, с одной стороны, на осуществление навыка чтения для понимания, а, с другой стороны, на его дальнейшее совершенствование. При всём том, что задача выработки навыков чтения для понимания текста не входит в задачи курса православной культуры, этот предмет – пока единственный, где ученик имеет дело с новым для него типом текста: научно-популярным философским текстом, вот почему чтению на уроке по этому предмету уделяется пристальное внимание.

На этапе работы с текстом могут быть использованы такие методы работы, как

 - чтение с остановками, когда чтение прерывается для обсуждения возможной дальнейшей логики рассуждений, представленных в тексте;

- чтение с вопросами, которая характеризуется такими особенностями, как предоставление возможности детям самим задавать вопросы, направленные на понимание текста, а не только на них отвечать, во-первых, и, -во-вторых, предоставление возможности детям усвоить модель речевого правильного поведения (имеется в виду логика ответа взрослого человека: ответ именно на заданный вопрос, наличие тезиса и доказательства), когда учитель будет отвечать на вопросы учащихся к тексту;

- различные способы маркировки текста: маркировка текста значками «знал», «узнал», «хочу знать об этом больше», «это вызывает вопрос» и т.п.

- аналитические способы чтения текста: выделение тезиса, аргументов, выводов.

Рефлексивные формы работы, направленные на присвоение прочитанного и обсуждённого на уроке.

Самым распространённым способом проведения этой работы может быть переопосредование изученного материала. Простейшей формой переопосредования является пересказ. Пересказ может быть подробным и сжатым, главное, чтобы при пересказе ученик не терял логические связи и логическую последовательность изложения. Пересказ – традиционная, испытанная форма проверки знаний учащегося.

Однако могут быть использованы и другие формы переопосредования изученного материала, позволяющие одновременно повторить, обобщить изученное и проверить уровень усвоения и понимания учащимся изученного материала.

Сегодня широко используются тестовые формы проверки знаний, однако тестовые формы переопосредования текста могут быть использованы не только для проверки, но и для обобщения изученного, выстраивания обобщенного целого по теме.

Составление резюме текста также является одновременно и формой осмысления текста, его обобщения и повторения, и способом проверки знаний учащихся.

Обобщение изученного в виде таблиц, схем, вычерчивания линий логических связей могут быть использованы в начале урока как способ вызова имеющихся в опыте представлений и в конце урока как средство повторения и обобщения.

Творческие формы осмысления изученного: сочинения, рисунки, составление рассказов, дополненных рисунками (нечто подобное комиксам), инсценирование – возможность использования такой формы творческой переработки информации не должна проходить мимо внимания учителя.

Одной из самых мощных форм творческого и интегрированного способа осмысления материала является метод проектов. Метод проектов широко используется в современной школе при изучении разных предметов, он может быть использован и при изучении курса основ православной культуры.

(вставить из статьи о методе проектов)

Одним из способов рефлексии, осмысления прочитанного и осмысленного на уроке может быть «Разговор по душам», «Сядем в кружок», однако следует помнить, что чувство меры и такта – необходимое свойство учителя, берущегося за преподавание основ православной культуры. Материал почти каждого урока может быть воспринят ребёнком очень личностно, поэтому необходимо оставить за ребёнком право промолчать. Учителю же помнить, что несмотря на очень высокий воспитательный потенциал уроков основ православной культуры, он не должен превращаться в исповедь, а учитель не должен брать на себя роль исповедника или обличителя людских пороков.

 

Урок 1 (18). Как христианство пришло на Русь.

Цели урока:заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

Ключевые понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь, спасение души.

Ход урока

Выявление восприятия, мотивация

Работа с рубрикой учебного пособия:

(Дополнительный материал мы будем обозначать курсивом)

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Что о православной культуре вы вынесли из курса, который прошли в прошлом году? Что нового летом узнали по нашей теме? С какими замечательными людьми познакомились? Какие храмы видели? Сумели ли вы начать осуществлять «эру милосердия», о которой рассуждали в прошлом учебном году? Поделитесь вашими впечатлениями и достижениями. Будет хорошо, если вы оформите это в виде связного ответа. (Поэтому вопросы заранее могут быть записаны на доске).

2. В этом году мы продолжаем наш курс и начнем с истоков нашей православной культуры.  Как вы думаете, Евангелие сразу разлетелось по всему миру или же христианство постепенно достигает все новых и новых народов?

Отвечая, учащиеся могут выяснить, что крещение Руси, сменившее языческое многобожие, добровольно было принято населением Киевской Руси. Принятие новой веры происходило мягко, хотя не единовременно и заняло определенный исторический промежуток.

3.Где была первая столица Руси?

 

Исследовательская работа с текстом

 ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

-Прочитав текст, попробуйте ответить на вопрос, почему на Руси было принято именно православие.

 ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

ВОПРОСЫ

1. Попробуйте ответить на вопрос, почему Русь крестилась в православие?

Можно поработать с фрагментом из «Повести временных лет», который традиционно называют «Выбор веры», когда старцы и князья обратились к своему князю Владимиру:

В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришлипосланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…

- Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия?

 1. Церковь=храм, это синонимы. А какое новое значение этого слова вы узнали сегодня?

 Как вы представляете церковь как сообщество людей? Не является ли это (сообщество единомышленников) главным основанием для храма-здания? Подумайте, почему говорят: «Храм не в бревнах (т.е. не в материальном здании), а в ребрах (т.е. в самом человеке, его душе).

2. Как произошло Крещение Руси? Рассмотрите икону, на которой изображено крещение Руси.

2. Чем обогатилась жизнь киевлян после их крещения?

Как крещение затронуло богослужение, книгоиздательство, образование, быт людей?

Учитель может внести дополнительную информацию.

Событие Крещения Руси, произошедшее в 988 году, стало знаковым для нашего народа. Памятники письменности, например, встречались на Руси и до 10 века. Но широкое освоение письменности, рождение качественно новой культуры, произошло именно после Крещения Руси.

До Крещения племена и народы, населявшие Русь, были язычниками. Главной особенностью языческой религии является многобожие. Славяне-язычники обожествляли живую природу и поклонялись богам ветра, грома, молнии,  домашнего очага и другим. Крестившись, наши предки стали православными христианами. А поскольку православие языческая Русь унаследовала из Византии, то вместе с христианством русичи унаследовали и высокоразвитую византийскую культуру. Главным в православии являлось обозначение ведущего смысла человеческой жизни. В чем смысл и назначение человеческой жизни? Наверное, разные люди ответили бы на этот вопрос по-разному, а вот недавно крестившиеся неграмотный крестьянин-смерд и высокородный князь ответили бы на этот вопрос одинаково: «Спасение». Для них было ясно, что целью кратковременной земной жизни является спасение души. Человек призван пройти нелегкий земной путь и спасти свою бессмертную душу.

Крестившийся русский мир скрепляли, обеспечивали духовную цельность вера, Христос, Евангелие. Представим мысленно церкви, купола, увенчанные крестами. Вокруг церквей располагались различные постройки – это была окрестность, то есть то, что расположено около, вокруг креста. Церковь, как Христов корабль, была в центре жизни. Все главные события в жизни человека были связаны с церковью: человек крестился, становился прихожанином церкви, исповедовался, причащался, венчался, здесь его отпевали, провожая в вечную жизнь. Храм, молитва, церковные таинства стали основой жизни. Все мирские, земные дела были пронизаны чаянием спасения души. Наши предки спасались не только через храмовое, но и домашнее благочестие. И в домашнем укладе все было оцерковлено, освящено молитвой.

На Русь, в 10 веке принявшей христианство, вера пришла вместе с недавно возникшим церковнославянским языком, родственным древнерусскому. Этот язык был создан святыми братьями Кириллом и Мефодием специально для перевода Евангелия и богослужебных книг. Церковнославянский язык обогатил древнерусский язык такими словами, как истина, разум, пространство, вечность, вселенная, милосердие, благодать и другими. Литературный язык совершенствовался и приобрел славу одного из наиболее развитых языков средневековья

Одним из ярких достижений новой культуры была книга. Книга была окружена на Руси особым почитанием. Книга этого времени говорила о деятельной любви к родине, к ближнему, воспитывала чувство ответственности каждого за всех. Описывая окружающий мир, древнерусские авторы не уставали удивляться красоте и мудрости мироустройства, призывали к творческому созиданию, устроению, благоукрашению данного Богом природного мира.

3. Подсчитай, сколько лет назад крестился князь Владимир. Из ответа ты поймешь, сколько лет русской православной культуре.

Прочитайте материал ВРЕЗКИ о крещении князя Владимира. Можно сказать, что в результате крещения он стал другим человеком?

4. Какое имя-прозвание и почему русский народ дал князю Владимиру?

Для учителей приведем высказывание церковного историка А.В. Карташова: «Сам князь Владимир, когда-то неистовый язычник, стал совершенно другим человеком и правителем. За 25 лет своего христианского правления он не только крестил русичей, но и сумел воплотить евангельское благовестие в общественную жизнь. Святого Владимира теперь именовали «ласковым князем» и «красным солнышком». Его любил бедный люд как справедливого судью и защитника. Князь завоевал сердца своих современников, особенно простого народа сказочной щедростью. Он устраивал пиры для бедных каждое воскресенье, щедро оделял милостыней нищих и убогих. Это была впервые осуществляемая на Руси социальная помощь. Владимир действовал как христианин и как князь-государственник, понимавший, что в его попечении нуждается простой люд. На примере святого равноапостольного князя Владимира мы убеждаемся в том, что под влиянием веры безжалостный эгоизм, жестокость уступили место любви и милосердию».

Важно подчеркнуть, что князь Владимир стал зачинателем осуществления программы социальной помощи, милосердия на Руси. А также мысль о том, что под влиянием христианской истины человеческий эгоизм может «свернуться» и отступить, замещаясь лучшими качествами человека.

Первая русская летопись - «Повесть временных лет» - пишет, что в 983 году киевляне решили: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Как вы думаете, после принятия христианства прекратились на Руси человеческие жертвоприношения языческим богам?

          Подводим итоги

Поговорим по душам

Подведите итоги урока, сказав о роли, которую сыграло крещение Руси для нашего Отечества.

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку узнайте сами значение слов «экология» и «экологический кризис»

 

Вариант урока 1

Урок 1 (18). Как христианство пришло на Русь.

Ключевые понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь.

Цель урока: осмысление учащимися факта Крещения Руси как основы развития её культуры, факта, обусловившего особенности её быта, системы жизненных ценностей её граждан.

Оборудование урока:географическая карта, мультимедиапроектор

Ход урока

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами».

II. Работа с текстом учебника.

1.Чтение статьи учебника про себя.

2.Перечитывание статьи учебника на основе выполнения заданий:

2.1.Найдите в статье учебника ответы на следующие вопросы:

Как распространялось христианство?

Как возникала христианская церковь?

Как христианство пришло на Русь?

Кто принял христианство, какова причина принятия христианства?

Что означает Крещение?

Почему храм Софии в Константинополе был назван этим именем?

Что изменилось с принятием христианства на Руси, как преобразило христианство Русь?

В чём смысл обряда Крещения?

Что означает выражение Святая Русь?

Под каким прозвищем князь Владимир вошёл в народное сознание?
Почему прозвище князя Владимира «Владимир Красное солнышко», как это связано с его решением принять христианство

2.2.Найдите, какие географические названия упоминает автор статьи учебника (Израиль, север Европы, Болгария, Греция, Константинополь (Стамбул), Киев, Днепр). Покажите их на карте. Вычертите в тетради схематично расположение названных географических объектов относительно друг друга. Подумайте над ответом на вопрос: как могло случиться, что Русь, страна, отдалённая от Израиля, страны, где проповедовал Христос, приняла его учение?

III. Работа с дополнительной информацией (врезкой).

Чтение и ответ на вопрос: Как вы понимаете смысл Крещения?

После Крещения человеку надевают крест. Как вы понимаете смысл ношения человеком креста?

 

После этой части урока учащимся могут быть показаны слайды с изображением храма Софии в Константинополе, памятника Владимиру в Киеве, иконой Крещения Христа, картины Виктора Васнецова «Крещение Руси». Демонстрация слайдов может стать основой для пересказа учащимися статьи учебника.

IY. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника.

Y. Опережающее задание к следующему уроку: определение по словарю значений слова «экология» и выражения «экологический кризис».

Возможный вариант задания на дом принести изображение пейзажа или животного (рисунок, репродукцию или фотографию)

 

 

 Урок 2 (19) Отношение христианина к природе

Цели и задачи урока:привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам современности. Сделать очевидным христианское происхождение проблемы. Сосредоточить внимание учащихся на возможности личного участия в решении проблемы.

Ключевые слова: экология, ковчег


Ход урока

1. Выявление восприятия,  мотивация

 

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

может быть дополнена:

Вы часто гуляете на лоне природы? Вам знакомо чувство лирического героя из стихотворения А. Майкова:

                                По ниве прохожу я узкою межой,

                                Поросшей кашкою и цепкой лебедой.

                                Куда ни оглянусь – повсюду рожь густая!

                                Иду, с трудом ее руками разбирая.

                                Мелькают и жужжат колосья предо мной

                                И колют мне лицо… Иду я наклоняясь,

                                Как будто бы от пчел тревожных отбиваясь,

                                Когда, перескочив чрез ивовый плетень,

                                Средь яблонь в пчельнике проходишь в ясный

                                                                                               день.

                                О, Божья благодать!..

1. Какие места в нашей стране вам нравятся?

2. Расскажите о значении слова экология. (Экология (социальная) – раздел науки, в котором рассматриваются взаимоотношения человека и окружающей среды). Какое отношение оно имеет к теме нашего урока?

3. Как сегодня складываются отношения человека с окружающей средой? Что-то для улучшения среды мы можем сделать?

4. Расскажите и об экологической программе улучшения среды (вашего двора, улицы, лестничной площадки), которую вы предложили бы.

1. Есть ли у вас любимые места на природе? Расскажите о них.

2. Знакомы ли вам случаи разрушительного и вредного воздействия человека на природу?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...