Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследовательская работа с текстом учебника




Опережающее задание

Ищем в тексте ответы, подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу.

Чтение текста

Послетекстовая работа

К ВОПРОСАМ УЧЕБНИКА можно добавить следующие задания:

1. Ты согласен с тем, что осуждающий упрощает мир и человека?

2. Как развести (разделить, постараться увидеть) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке? Приведи примеры такого отношения твоих родителей, учителя, собственного отношения к людям.

3. Как вы понимаете крылатое высказывание о бревне в собственном глазу и сучке в глазу ближнего?

4. Прочитайте ВРЕЗКУ о старце Моисее. Прокомментируйте поведение старца, взявшего дырявую корзину.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Сядем в кружок

Как увидеть в «другом» ближнего, брата и не унизиться до сплетни?  

Урок 15. Храм.

Цели урока:узнать и прочувствовать устроение и назначение православного храма. Закрепить представление о том, что культура есть еще и система запретов во имя доброго развития личности.

Ключевые слова и выражения: икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

Ход урока

ВЫЯВЛЕНИЕ восприятия, мотивация

 

1. Работа с использованием рубрики учебника:

Сначала размышляем сами

1. Вам уже приходилось бывать в православных храмах?

2. Можно ли назвать природу прекраснейшим храмом Божиим?

При ответе на вводные вопросы дети, будучи по-разному осведомленными, могут отвечать разное. Важно в их ответах отследить общее, способствующее уточнению, структурированию знаний. Это традиционное устроение храма: притвор, место для молящихся, солея (возвышенная часть пола перед иконостасом), амвон (центральная часть солеи, расположенная напротив Царских врат и служащая местом для чтения Евангелия, произнесения проповедей, алтарь. В целом храм – особое здание, предназначенное для совершения богослужений, общей молитвы. Можно вместе с детьми создать чертеж-схему храмового устройства. Учитель только должен помнить, что эти понятия вводятся не для обязательного запоминания.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.

 При работе с текстом постараться отследить новую информацию. Быть очень внимательным: возможно что-то в тексте может удивить или озадачить.

Чтение текста

Чтение текста можно осуществлять целиком или поабзацно.

ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

Вопросы и задания

1а) Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке).

1б) Рассмотрите икону. Чем она отличается от обычной картины, от портрета человека? (Важно, чтоб дети поняли, что икона – это живописное изображение (обычно на доске) Иисуса Христа, св.Троицы, Богоматери или святых, а также событий, связанных с их жизнью или деяниями. Важно понять, что иконы это не предмет рассматривания только, а образ Святости, к Которому можно обращаться в молитве. Вот почему мы ходим перед святыми образами, а они смотрят на нас. (Так обычно дети объясняют закон обратной перспективы!)

1. Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?

Можно схематично изобразить нижний ярус иконостаса с Царскими вратами и расположенными справа и слева традиционными иконами.

Почему в алтарь нет общего доступа?

Можно использовать часть видеофильма о храме, его устройстве.

2а) Дайте свое определение молитвы. О чем обычно люди молятся? Почему в молитве нельзя просить зла?

2. Может ли православный христианин молиться без иконы? Можно привести примеры молитвенного обращения к Богу в самых разных местах, Бог всегда услышит, но при этом значение общей храмовой молитвы совершенно особенное!

3а) Прочитайте сведения из ИСТОРИЧЕСКОЙ КОПИЛКИ о Пресвятой Богородице. Попробуйте сделать перевод этой молитвы. Почему эта молитва так любима православным народом?

3. Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь». Уже на этом этапе можно показать учащимся репродукции с икон Владимирская, Знамение, Смоленская. Почему так много иконописных изображений Божией Матери? (Разумеется, это свидетельствует о всенародной почитании Божией Матери. Особенно часто обращаются к Пресвятой Богородице женщины, вероятно, понимая, что именно Она искупает первородный грех человечества, грех Адама и Евы, а еще - Ее совершенно не случайно называют Пречистая, честнейшая (то есть выше по чести перед Богом) даже чем бесплотные ангелы, херувимы и серафимы).

4. Прочитай стихотворение Ираклия Абашидзе «Пчела»:

Благословлённая Вечной природой,

Ставшая телом живым благодать,

Кружит пчела, чтобы воском и медом

За сотворенье природе воздать.

 

Пусть мне простят – но ни много, ни мало

Быть на пчелу я похожим хочу,

Чтоб и мое бытие даровало

Мёд - человеку, и Богу - свечу.

В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу?

 

5. Что-то вас удивило в тексте учебника? Найдите в последнем абзаце текста определение культуры. Прокомментируйте свое согласие или несогласие. Как вы думаете, такое понимание культуры помогает человеку расти и развиваться?

4. Как вы думаете, зачем существуют правила поведения и общепринятые жесты в различных общественных местах?

Подводим итоги

Сядем в кружок

Какие храмы в нашей местности мне известны? Для чего люди ходят в храм?

Урок 16. Икона

Цели и задачи урока:углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

Ключевые слова и выражения: икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени.

Ход урока

Выявление восприятия, мотивация.

Сначала размышляем сами

1а) Находящиеся в классе репродукции разделите на две группы: иконописные изображения и картины. (Можно предложить для обзора детям несколько репродукций икон: Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский или другие и картины. Можно выбрать картины, изображающие события церковной истории, можно самые популярные, типа «Опять двойка!» Решетникова или «Аленушку» Васнецова). Дайте обоснование того, что вы правильно произвели разделение.

1. Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по очень строгим канонам-правилам).

2. Как вы понимаете слово гармония? (Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь). Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваши гипотезы.

Исследовательская работа с текстом.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Работая с текстом, найдите подтверждение нашим предположениям. Найдите новую информацию.

 Чтение текста

 Послетекстовая работа

1а) Какие подтверждения своих гипотез вы обнаружили в тексте? Как расширились ваши представления по теме?

Вопросы

1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

2. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?

Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?

Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не, например, солнце?

Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога?

Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего он является на иконе?

3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?

4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

Мы уже говорили о законе «обратной перспективы», своеобразном взгляде в направлении «от света», изнутри. Прочитайте ВРЕЗКУ по Б.Успенскому. Объясните логику изображения на рисунке мальчика. Что он понял?

Подводим итоги

Сядем в кружок

Как и на иконе, на рисунке мальчика линии расходились вдаль. Мальчик объяснил, что рисунок он построил не со своей точки зрения, а как бы с точки зрения того, кто придет к нему издалека. Есть ли тут что-то общее с построением пространства на иконе? Как это связано с эгоизмом?

В заключительной рефлексии очень важно, чтобы прояснилось, что закон обычной перспективы в живописи, который был открыт в эпоху Возрождения,  как раз больше соответствует логике эгоистического восприятия: все исходит от человека и направляется к непонятному, далекому горизонту. В иконописи – обратной перспективе - точки взаимодействия меняются местами: от источника света- святости к человеку, который, только благодаря этому свету, может духовно возрастать.

Зачетное занятие

 Зачетное занятие давайте проведем в виде праздничного проекта, который и станет вашим зачетом. Хорошо, если зачет друг другу поставите вы сами, опираясь на то представление о любви, которое могло у вас сформироваться в результате занятий.

Итак, мы предложим много заданий, часть из которых вы все должны выполнить. Задания, предназначенные для всех, помечены значком, например 1*.

Остальные задания вы можете готовить по желанию в составе группы или индивидуально. Некоторые из заданий требуют длительной подготовки. Подумайте, как распределить задания по времени. Какие-то задания из предложенных нами, вы можете не использовать, зато имеете полное право предложить свои.

 

1*.Закончите предложения: а) Я понимаю «Православную культуру» как … б) Суть православного поведения (этики) для меня состоит в следующем…

2  Подготовьте экскурсию по православному храму

3. Проведите конкурс сочинений на тему «Как я понимаю «золотое правило этики»?

4. Подберите несколько живописных картин известных художников на евангельскую тему (не вошедших в наш учебник). Расскажите, как они связаны с Евангелием.

5. Создайте «пакет вопросов», связанных с главными проблемами, затронутыми при изучении православной культуры. Пусть каждый ученик создаст свой вопрос, а вы отберите лучшие для конкурса.

7. Подберите пары картин и икон на одну тему. Чем они схожи и чем отличаются?

8. Прокомментируйте несколько самых дорогих для вас заповедей. Подберите к ним или создайте сами иллюстрации.

9. Создайте небольшую антологию (в вашем случае сборник стихов), с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать наш предмет.

10. Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние»? Почему в православной культуре это ключевые понятия? Создайте инсценировку, чтобы проиллюстрировать свое понимание.

11. Проведите на зачетном занятии класс-концерт, включив в него стихотворения, посвященные понятиям, с которыми вы познакомились, говоря о православной культуре. Создайте программу и программку концерта. Подготовьте ведущего. Пригласите любезных вам зрителей.

12. Осуществите проектное задание «Эра милосердия». Покажите свой проект родителям, другим ребятам.

13. На каникулах посетите православные храмы в тех местах, где вы будете бывать, узнайте побольше об их истории и убранстве.

А главное – помогайте людям!

КЛАСС

5 класс

 

Методические принципы изучения курса основ православной культуры в 5-м классе остаются теми же, что и в 4-м: каждый урок организуется таким образом, чтобы вызвать самостоятельные размышления учащихся о закономерностях развития христианской мысли в России, о связи развития её культуры с христианской идеей, обусловленности содержания культуры России фактом принятия в 988 году христианства.

В основе каждого урока, в его центре лежит работа с текстом. При всём том, что текст учебных статей является адаптированным, учитывающим когнитивные возможности младшего подростка, это философский текст, требующий понимания его логики и отклика на суждение, и поэтому нельзя быть уверенным, что без определённой работы, направленной, в первую очередь, на понимание содержания статьи учебника, он будет освоен учеником. Следует иметь в виду, что для многих (скорее всего, для большинства) учащихся информация, содержащаяся в статье учебника, будет не только новой, но может быть, парадоксальной, разрушающей стереотипы восприятия окружающего мира, сложившиеся в предыдущем опыте познания. Вот почему работа с текстом учебной статьи никогда не может быть просто чтением, даже чтением с пересказом, но всегда чтением, связанным с исследованием, то есть с поиском самых значимых элементов содержания учебной статьи, их интерпретации, увязывания в целое и рефлексии, то есть объяснения своего собственного понимания и его обоснованности.

Вот почему в структуре каждого урока прослеживается три этапа (настоятельная методическая рекомендация эти три этапа соблюдать):

- работа, направленная на подготовку восприятия материала урока и статьи учебника;

- чтение текста статьи учебника, работа со статьёй, направленная на понимание прочитанного;

- осмысление прочитанного;

- рефлексивные формы работы, направленные на присвоение прочитанного и обсуждённого на уроке;

- обсуждение вопроса, направленного на подготовку восприятия материала следующего урока.

Работа, направленная на подготовку восприятия материала урока.

Эта работа должна вызвать представления об изучаемой теме, уже имеющиеся в жизненном опыте учащихся. Вот почему задания в этой части урока связаны с такими действиями, как «вспомните», «представьте себе», «вообразите», «как вы думаете...», «нарисуйте», реже, «знаете ли вы, что...». Такие приёмы работы помогают повысить уровень мотивации в изучении и осмыслении новой темы, помогают выстроить новые представления на фундаменте имеющихся, подготовить возможность работы по выявлению, распознаванию новых знаний и изменяющихся представлений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...