Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ключевые слова и выражения: заповедь, различение добра и зла.




Введение.

Обращение к преподавателю нового предмета «Основы православной культуры».

Мы, наверное, не ошибемся, если скажем о чувствах,которые испытывает преподаватель перед тем, как начать разговор по предмету, которого не было в школьном преподавании очень давно. О чувстве волнения мы, пожалуй, говорить не будем – это естественно. А скажем об ответственности, во-первых, а во-вторых, о значимости нашего нового предмета не только для понимания отечественной культуры, но и для укрепления духовного здоровья детей.

Экспериментальный курс, на который отведены важные школьные часы, очень небольшой – всего 34 часа. Это значит, разумеется, что роль каждого слова, выбранного метода, способа введения информации очень велика. Уроки по основам православной культуры связаны не только с усвоением информации, овладением универсальными учебными действиями, но и вхождением в пространство отечественной традиции, понимания возможности с ее помощью гармонизации души современного человека. Авторы этого пособия много лет преподают в школе гуманитарные предметы и с полной ответственностью могут сказать, что преподавание литературы, истории, МХК, музыки ИЗО и других школьных предметов невозможно без знания основ традиционной отечественной культуры.

Святейший патриарх Кирилл, справедливо утверждает, что кризис социальный имеет под собой духовную основу. Новый предмет и должен способствовать возникновению интереса к своему внутреннему миру. Сегодня, как, может быть, никогда, необходимо умение человека строго и тщательно анализировать собственные поступки и осуществлять правильный выбор. В новом предмете как раз и акцентировано внимание на постоянном возрастающем осознании собственного поведения: от взаимоотношения с людьми до отношения к политике, государству и т.д. Новый предмет призван обеспечить развитие у учащихся толерантной рефлексии.

Учитель, ведущий новый предмет, должен понимать как свою главную задачу введение в тезаурус учащихся представлений, связанных с основными отечественными традициями. Тексты учебного пособия, созданные отцом Андреем Кураевым, по своему содержанию и духу толерантны, написаны с любовью по отношению к потенциальному читателю-ребенку и направлены прежде всего на внимание к окружающему миру и к себе. Ценности православия представлены как некое возможное мерило для понимания себя и окружающих людей. Учитель не призывается к воцерковлению учащихся: это дело семьи и личное дело каждого человека. Но знание основных православных ценностей поможет и сегодня быть более толерантным и творчески активным человеком.

Каждый урок курса состоит из следующих составляющих: во-первых, указаны цели занятия, дана мотивационная составляющая и цепочка исследовательских действий, сопровождающих чтение, работу с текстом, его осмысление и подведение итогов. Материал к уроку в пособии дан избыточно, поэтому у учителя всегда есть возможность выбора. Во-вторых, мы предлагаем серию проверочных, итоговых работ, которые могут иметь проектный характер. Примерный ход проекта, варианты заданий и способы оценивания нами предложены. Наконец, мы предлагаем планирование учебного материала с указанием возможностей формирования на уроках универсальных учебных действий, ключевых понятий, которые усваиваются на уроке. В Приложении мы расположили дополнительные художественные и публицистические тексты, которые могут быть востребованы как в классной, так и внеурочной работе.

Для нас кажется необходимым сделать преподавание важным проектным исследованием мало известной стороны отечественной культуры, сохранить пространство для рефлексии и полемики учащихся. Мы уверены, что при соблюдении этих важных условий предмет, которого долго ожидали российские граждане, принесет очевидную пользу.

Авторы пособия

 

 

 1. Вводный урок. Культура, народы, религии в России

Цели урока:Мотивация к познанию нового предмета.

Рефлексия по поводу основных понятий, связанных со словами «патриотизм», «культура», религия». Приращение знаний и представлений.

Ключевые слова: Родина, культура, религия

Ход урока

Выявление восприятия, мотивация

Предлагаем несколько возможностей вхождения в тему.

1. Этап мотивации, постановки исследовательских задач.

Запись темы или выразительное чтение темы с доски.

Запишем основные понятия, над которыми мы будем задумываться. Запись можно осуществить на доске в табличном виде:

 

родина культура религия
     

Далее под каждым понятием подписываются те слова, которые с ними у детей тесно связаны. Можно задать вопрос: «С какими воспоминаниями у каждого из вас связаны слово «родина»? Также можно проговорить понятия «культура» и «религия». Эта беседа с фиксацией результатов в таблице может проходить очень быстро, так как это своеобразный старт для дальнейшей работы. Он не может быть затянут.

 В итоге мотивационного разговора таблица может иметь примерно такой вид:

родина культура религия
Мама Дом Гимн Любовь Береза Сад или др. Вежливость Спасибо Уступить Сдержать слово Аккуратность или др. Картины, кино Церковь Священник Крест Пасха  Рождество или др.

Итак, эти большие понятия связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными составляющими. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся. Прочитаем текст, помещенный в учебнике с задачей получить более глубокое, четкое, интересное представление о рассматриваемых понятиях. Поэтому и текст станем читать особым образом – «с остановками».

Исследовательская работа с текстом

Опережающее задание

Будем внимательны к каждому слову вступительного текста, чтобы прокомментировать те представления, которые мы уже имеем, и добавить новые знания.

Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.

Остановка

- Почему с такого явного отрицания (это утверждение путем отрицания) начинается наш разговор о культуре и религии?

 (В результате беседы, осмысления можно прийти к пониманию того, что не все человек может выбирать, есть что-то, что дается человеку изначально. И это изначальное мы воспринимаем как данность, основу, как нечто драгоценное, что призваны хранить и беречь).

Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами.

Остановка

-Как названа наша страна? Как она же называлась в древности?

- Почему она страна с древней историей и молодыми мечтами? Каков возраст Руси-России?

- А о чем вы мечтаете, когда думаете о нашей стране?

С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна - Россия.

Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.

Остановка

Давайтевыстроим цепочку слов, с помощью которых даже, может быть, обозначено наше взросление:

Родители ** родственники ** друзья** соседи ** дом ** двор ** школа** улица** город ** Россия (вместо ** нужно поставить стрелочки)

- Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в большом государстве – отечестве?

- А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим?

Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.

Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего – единая культура.

Остановка

-Найдите ключевое слово в первом абзаце. (Соотечественники).

- Найдите в этом слове корень («отеч»). Слово «родина» и отечество» – это синонимы? (Безусловно)

- Мы можем считать своими соотечественниками всех людей, все народы, живущие в нашей стране? (Безусловно, да).

- Какими своими соотечественниками, кроме Юрия Гагарина, вы гордитесь? Помните, что ими могут быть люди и не столь широко известные, но очень достойные.

- А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести примеры?

Итак, (рисуем в виде схемы на доске, все время спрашивая ребят и делая записи на доске)

                                   РОДИНА – это

земля история законы общей жизни   культура

Культура – сложное понятие, которое включает все «человеческое» в окружающем нас мире. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Одним из следствий таких поступков становятся прекрасные произведения искусства. Но главное их следствие – это развитие самого человека. И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает совершить именно такой, своеобразно-человеческий поступок.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры.

Остановка

- Объясните, как вы поняли, что такое «культура»?

- Что, по-вашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды?

- Почему именно культура отвечает за это? (Культура как передача накопленных ценностей, постоянное усвоение и развитие).

- Представьте на минуту, что культуру бы упразднили, предали забвению – что бы началось?

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.

Как надо отмечать государственный, народный или религиозный провести праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека, ухаживать за могилами предков? Это тоже вопросы культуры.

Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

Остановка

-Какие составляющие, входящие в понятие «культура», вас удивили?

- А как вы объясните утверждение о том, что свою культуру человек не выбирает? Мы уже встречались с подобным утверждением сегодня на уроке? А как человек может «расти» в культуре? Усвоение опыта, правил, норм, обмен впечатлениями, получение образования).

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один объяснит: «не лги, потому что однажды и тебе солгут». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог».

В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

Остановка

- Найдите в тексте объяснение поступка религиозное и без- религиозное. (Во втором абзаце данного отрывка)

В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Россия когда-то стала такой большой страной именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители граждане могут принадлежать к разным народам, религиям, иметь свою, своеобразную культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались.

Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

На страницах именно этого учебника мы будем знакомиться с основами православной культуры. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религии, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться с культурой этих религий.

Остановка 8

- Как, по-вашему, вера может определять поведение и культуру? Вера – это система запретов или, наоборот, разрешений быть лучше, сознательно строить и направлять свой путь в сторону добра?

- Почему различия в культуре нужно непременно уважать?

Культура, как мы узнали - это то, что отличает людей от животных. Значит, на уроках православной культуры вы будете знакомиться еще и с самими собой. Изучать не только внешнюю жизнь людей, — как они жили раньше и живут сейчас, что они ценят, во что верят, на что надеются, но и познавать свой внутренний мир, душу человека. Это называется – «самопознание».

Остановка 9

- Почему наш новый предмет может способствовать еще и самопознанию? А что такое самопознание и что бы вы хотели узнать о себе в первую очередь?

Послетекстовая работа

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

-Начнем с анализа и корректировки нашей таблицы, которую мы составили в начале урока. Какие дополнительные понятия можно включить в табличные фреймы? (Эту работу можно выполнить по вариантам). В группах учитель осуществляет помощь, подбадривая сильных и помогая слабым).

- Чтение материала учебника ВРЕЗКА. Поиск ответа на 4 вопрос учебника:

«Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?»

Подводим итоги

СЯДЕМ В КРУЖОК

Дети образуют общий круг, в данном случае сохраняя деление по группам.

Каждая группа по одному для всех рассказывает, представляя свое понятие: родина, культура (Как следует относиться к различиям в культуре? Здесь ищем главные слова: терпимо, уважительно, толерантно, творчески), религия.

Все вместе могут сделать вывод о том, почему эти понятия часто оказываются тесно связанными?

Учитель может отметить и подбодрить многих, особенно слабых детей, поощряя их на будущие открытия.

Урок 2.Бог

Ключевые понятия:спасибо, Творец

Цель урока. Начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры

Оборудование урока:бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры

Ход урока

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами».

Задания, помещённые в учебнике под этой рубрикой могут быть дополнены следующими:

1. Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

2. Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ.

На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.

3. Теперь прикрепи рисунок к стенду или стене. Расскажи одноклассникам о том, что в твоём представлении тесно связано с понятием «БОГ», то есть представь свой рисунок через словесные суждения.

4. Обрати внимание, есть ли такие слова, которые в рассказах и рисунках твоём и одноклассников повторялись?

Итак, по твоему мнению, БОГ - .....(запиши повторяющиеся слова) Есть ли в списке слова, которые являются опорными словами темы урока?.

 

II. Работа с текстом учебника.

1.Чтение статьи учебника про себя.

2.Перечитывание статьи учебника на основе выполнения заданий:

2.1 В статье учебника разные действующие лица так или иначе высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка, учитель физики, учительница русского языка. Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу:

 

Для Вани Бог Для Леночки Бог Для учителя физики Бог Для учительницы литературы
         

Можешь добавить: для меня Бог .......

 

 

 

2. Обсуждение ответов на следующие вопросы:

Нужна ли сила для совершения добра? Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила?

Изменится ли твоё поведение от того, что ты будешь знать, что за тобой постоянно наблюдает тот, Кто любит тебя?

Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котёнка?

Кто сильнее, умнее, разумнее: Ваня или котёнок?

Что могло помешать Ване спасти котёнка? Были ли какие-то внутренние силы, которые могли помешать спасти котёнка?

 

III. Работа с дополнительной информацией (врезкой).

Осмысление данного в дополнительной информации

К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился, написано вот так: « И человек обратился к тому, Кто…».

К кому обратился автор следующих реплик: «я обратился ксоздателю этого фильма» и «я обратился к Создателю»?

Работа с дополнительным материалом может быть дополнена следующими материалами:

Происхождение слова Бог

В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке бага или бхага означало – доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

Знаешь ли ты?

Слово «спасибо» это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИи БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».

Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание? Если пожелание, то чего?

Какой синоним можно подобрать?

Когда уместно сказать просто спасибо, а когда «спаси вас Господь?»

 

IY.Чтение стихотворения А.К. Толстого

Осмысление стихотворения по следующим вопросам:

Перечитай стихотворения, подчеркни непонятные тебе строки, задай вопросы, ответы на которые тебе помогут понять смысл стихотворения.

Почему слово Слово в стихотворении написано с большой буквы?

Как ты понимаешь фразу «Всё рождённое от Слова... к нему вернуться жаждет снова»?

Как ты понял фразу «Всем мирам одно начало»?

Какова, по мысли поэта, цель творения? Найди строчку, которая отвечала бы на данный вопрос.

Какие законы природы ты можешь наблюдать вокруг себя? Как этим законам подчиняется природа?

 

Y. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника.и дополнительные вопросы:

 - Какую силу имела в виду учительница русского языка

- Попробуй понять связь между словами Бог, богатый, убогий. Каково их современное значение?

- Согласен ли ты с тем, что добро, которое совершается по принуждению, перестаёт быть добром? Как это?

-Поговори с родителями, родственниками: может быть, они смогут рассказать тебе о людях (своих знакомых или исторических лицах), которые сделали какое-то дело, по-настоящему доброе, необходимое не только их близким, но и совсем чужим, и сделали его бескорыстно, ради Бога.

 

Задание, направленное на усвоение следующей темы урока:

 Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может, то как он это делает?

Урок 3Православие. Православная молитва

Опорные понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание

Цель урока. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом

Оборудование урока:распечатка таблицы, предлагаемой для работы на уроке, цветные карандаши

Ход урока

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами».

II. Перед чтением статьи учебника учащиеся выполняют следующее задание:

Предположи, о чём будет статья, если в начале урока ты выполнял задания, связанные со словами православие, молитва.

 

Чтение статьи учебника

 

III. Ответы на вопросы после чтения учебника:

- Что в высказанном тобой предположении оказалось верным? Что нового ты узнал?

Обобщим и повторим узнанное из статьи учебника:

Слово православие означает .....

Молитва – это...

Видов молитвы ... Молитва-..., молитва-..., молитва -...; высший вид молитвы ...

Каково действие молитвы?

Как православные объясняют, почему человек меняется во время молитвы?

Какие люди в православии считаются святыми?

Что называется православным Преданием?

 

IY. Осмысление прочитанного

Если бы ты был волшебником и у тебя была волшебная палочка – чтобы ты приказал, кому? А о чем бы ты счел уместным молить Бога?

Может ли магия или волшебство сделать человека добрее? Как вы думаете, сама просьба (моитва) к Богу о том, чтобы я стал добрее, меняет меня самого?

Согласен ли ты с мыслью о том, что по тому, о чём человека молит Господа, можно многое понять о человеке? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку или ещё какую-нибудь компьютерную игру или новое платье, туфли... да мало ли чего!

Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость, то что ты скажешь об этих людях?

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил её, ответил со злобой на её упрёк в том, что чересчур долго играл в компьютере, в том, что не убрал комнату, не заправил постель, а после поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

 

Про себя (это будет твой секрет!!!, только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

 

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: что вот в эту минуту твоей жизни заслуживает твоей благодарности?

Вспомни, а не упустил ли ты вчера случая за что-то и кому-то сказать спасибо?

 

Какое действие Бога называется благодатью? Как почувствует в себе человек, что на него снизошла благодать Божья?

Ты носишь имя какого-то своего святого. Что ты знаешь о его жизни? Попробуйте к концу четверти узнать, что означают ваши имена и чем прославились те святые, в честь которых эти имена были вам даны.

 

Y. Работа с дополнительной информацией (врезкой)

YI.Осмысление прочитанного. Работа с таблицей.

Человек культурный и человек православной культуры. Они чем-то отличаются друг от друга? Оба работают над собой.

Отметь свойство человека православной культуры. Закрась нужный квадрат (один). Зачеркни тот квадрат (он один), в котором описано свойство, не могущее быть в человеке православной культуры

Много читает, ходит в театры и музеи, может рассказать о своих впечатлениях, дать оценку   Не толкается в общественных местах, при входе в общественный транспорт; не хохочет во всё горло в общественных местах, не говорит громко, привлекая к себе внимание Не ведёт пустых разговоров, не сплетничает, не разговаривает часами по телефону Красиво ест, не объедается, не жадничает за столом, умеет пользоваться столовыми приборами, не выносит из-за стола куски
Внимателен к своему собеседнику, хорошо и заинтересованно слушает, не перебивает Не спорит, уважительно относится к чужой точке зрения, умеет аргументировать свою точку зрения Аккуратно, без вызова, но современно и, может быть, даже модно одет Уважает чужой труд, бережно относится к его результатам, ему не придёт в голову портить вещи или памятники ни тем, чтобы у них что-нибудь отломить, ни тем, чтобы нарисовать графити Выключает мобильный телефон на собраниях, лекциях, в театрах, тем более в церкви, не показывает, что он исключительно важный и занятой человек
Умеет сдержаться, не ответить хамством или просто грубостью на обидную выходку   Грамотно, красиво говорит и пишет, умеет высказать свои мысли на письме и устно Умывается, чистит зубы, моет руки перед едой; следит за чистотой белья, одежды и обуви Не показывает виду, но втайне гордится собой, что много потрудился, чтобы быть человеком культурным
Умеет признать свою вину, неправоту, не стыдится повиниться в этом, попросить прощения   Хранит память о предках, чтит их могилы, помнит о главных событиях отечественной и общечеловеческой истории, уважает жизнь, подвиги и добрые дела ушедших поколений За лучшие качества, что находит в себе, за свои победы над собственными недостатками благодарит Бога Соблюдает субординацию, знает своё место в общественной иерархии, но при этом не унижает себя, не лебезит, не заискивает перед вышестоящими и не унижает людей, уважает человеческое достоинство нижестоящих

Сделай вывод: в чём отличие человека православной культуры от любого другого культурного человека.

Дополнительный материал для учителя

Учитель, объясняя значение новых для учащихся слов, может воспользоваться следующими не вошедшими в учебник сведениями:

ПравославиеРусское слово «право-славие», как и его греческий прообраз, несет в себе два корня. Право-славие – орто-доксия. Первый из этих корней - «прав» - означает «верный». Греческий корень «орто» имеет тот же смысл и он уже знаком вам по слову «орфография». А вот корень «слав» - это перевод греческого «докса». Докса имеет два значения: 1) мнение; 2) прославление. Значит, «орто-доксия»означает 1) право-мыслие 2) право-славие.

Ликование Корнем в этом слове является «лик». Слово пришло к нам от древних готов (это не современная молодежная мода, а древний народ). У них оно означало танец. Ликование - это вершина радости. Так радоваться можно только при личной встрече. Просить Бога можно издалека, а ликовать – только вблизи. Смысл православия и состоит в том, чтобы возвести человека к такому состоянию, когда Бог становится для него очевидностью. Чтобы, прикоснувшись к Нему, сердце само запело.

YII. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника. Вопросы могут быть дополнены следующими:

1 О каких молитвах идет речь в стихотворении К.Р.(Константина Романова) (см. приложение к учебнику)? Как ты понял выраженье «Когда креста нести нет мочи»?

В чём упрекнул поэт нас, т.е. всё человечество и себя лично?

2. Как ты считаешь, слова Бог и Господь говорят об одном и том же или о разном?

3.Перед тобой рисунок, изображающий ствол дерева и четыре ветви: три ветви цветущих, одна, нижняя, засохшая. Ствол – это молитва, просьба. Напиши на ветвях, о чём каждая молитва-ветвь. Какая ветвь-молитва будет самой высокой? Какую молитву символизирует засохшая ветвь?

4* Найди произведения русских поэтов с названием «Молитва» и прочитай одно из них.

5. С твоей точки зрения, быть справедливым и быть милостивым одно и то же? Как ты понимаешь разницу? Что труднее: быть справедливым или быть милостивым?

6 Есть ли у православных такая молитва, которую знают наизусть все без исключения? Или если не знают всей молитвы (ещё не запомнили), то хотя бы первые её слова? Произнеси эти слова.... .

Урок 4 Отче наш

Опорные понятия: насущный, искушение, «небеса»

 

Цель урока. Осмысление учащимися значения для христиаг молитвы «Отче наш»

Оборудование урока:листы с распечаткой таблицы для составления конспекта статьи учебника

Ход урока

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами».

Дополнительное задание:

Вспомни одну хорошо известную сказку, где слова «Отче наш» помогли одержать победу одной маленькой девочке над могущественными злыми силами. Как называется эта сказка, кто её автор?

II. Чтение статьи учебника. Перед чтением статьи необходимо вспомнить с детьми сказку Андерсена «Снежная королева», прочитать учащимся вслух один из важнейших для понимания мысли Андерсена фрагментов.

Все, конечно, вспомнили сказку Г.Х. Андерсена «Снежная Королева». Мы все её знаем. Но все ли мы в ней понимаем?

Вот Кай привязал свои санки к саням Снежной Королевы. Вскоре он испугался: «Мальчик попытался скинуть веревку, которую он зацепил за большие сани. Это не помогло: салазки его словно приросли к саням и все так же неслись вихрем. Кай громко закричал, но никто его не услышал. Метель бушевала, а сани все мчались, ныряя в сугробах; казалось, что они перескакивают через изгороди и канавы. Кай дрожал от страха, он хотел прочесть “Отче наш”, но в уме у него вертелась только таблица умножения».

Что пробовал вспомнить Кай? Какой урок в своей школе он пропустил?

А вот в финале сказки Герда на пороге ледяного дворца. «Навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние — нет, они бежали по земле прямо на Герду и, по мере приближения, становились все крупнее и крупнее. Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие — стоголовых змей, третьи — толстых медвежат с взъерошенною шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями. Герда принялась читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и, когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячу кусков. Герда могла теперь смело идти вперед: ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы».

III. Осмысление прочитанного.

Для осмысления прочитанного учащимся может быть предложена работа по заполнению таблицы, которая, когда задание будет выполнено, явится конспектом статьи учебника. Каждый ученик работает самостоятельно в тетради, но лучше на листах, подготовленных учителем, перечитывая статью. Дополнительное задание вставить пропущенную букву (учащиеся должны вспомнить, что буква должна быть заглавной)

«Отче наш» Это – (молитва христиан, которую читает Герда)
Отче  
иже  
еси  
на небесех  
В молитвах небо Это...
Да святится имя ...вое  
Да придет царствие ...вое  
Да будет воля ... воя  
Да остави нам долги наша  
Яко и мы оставляем должником нашиим  
И не введи нас во искушение  
И избави нас от лукавого  

 

IY. Осмысление дополнительного материала

1. Что означает слово справедливый? Ты часто требуешь справедливости? Может быть, тебе припомнится случай, когда ты очень хотел справедливости?

А как ты понимаешь слова милость, миловать, милостыня? Как ты сопоставишь понятия милости и справедливости?

Знаешь ли ты такую молитву: «Господи, помилуй»? Как ты объяснишь, о чём просит молящийся в этой молитве?

После предваряющего задания следует чтение статьи учебника

Y. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника и дополнительные вопросы

1. Ты помнишь, какое же слово в конце концов составилось из льдин? Почему это слово не получалось у Кая и получилось у Герды? Чего не хватало прекрасному дворцу Снежной Королевы (любви и радости, игры и веселья). Герда это принесла с собой – льдинки заплясали и сами сложились в вечность.

Для православного (христианина) это важно: вечность может быть холодной скучной одинокой. А может быть радостной и любящей.

2. В сказке говорится: «Пусть Снежная королева возвращается, когда ей вздумается, — ведь его (Кая) отпускная, написанная блестящими ледяными буквами, лежала здесь». Снежная Королева украла Кая у Герды. Но Герда на хочет повторять такой же поступок. Она не крадет Кая, а «выкупает» его. Если вы читали или смотрели «Хроники Нарнии», то помните, что и в этой сказке лев Аслан также выкупает (ценой своей жертвы и смерти) мальчика из рук Белой Королевы.

Чуть позже мы увидим, что подобным образом разлорачивается и повествование  в главной книге христиан – в Евангелии.

 3. Чем же искушала Кая Снежная королева? Чем тебе кажется странным обещание подарить «весь мир и новые коньки»?

4. А какие искушения приготовили злые силы для Герды? Что помогло ей преодолеть эти искушения? Выбери нужное слово (нужные слова): награда, слава, любовь, долг, Божья помощь, похвала близких, клятва, любопытство, смелость. Объясни свой выбор

3. Как ты думаешь, сколько лет прошло с тех пор, как люди обратились к Богу? Сколько лет люди знают молитву «Отче наш»? Может быть, ты знаешь и том, как люди узнали эту молитву? Кто её передал людям? А как люди смогли понять, что такое «небеси», что у Бога есть ангельское воинство?

Знаете ли Вы, что делала бабушка Герды и Кая, когда дети вернулись домой?

«Послышался колокольный звон, и они узнали высокие башни своего родного города. Кай и Герда вошли в город, в котором жила бабушка; потом они поднялись по лестнице и вошли в комнату, где все было по-старому: часы тикали: “тик-так”, а стрелки все так же двигались. Но проходя в дверь, они заметили, что выросли и стали взрослыми. Розы цвели на желобке и заглядывали в открытые окна. Тут же стояли их детские скамеечки. Кай с Гердой уселись на них и взялись за руки. Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы они забыли, как тяжелый сон. Бабушка сидела на солнышке и вслух читала Евангелие: “Если не будете, как дети, не войдете в царствие небесное!”. Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:

Розы в долинах цветут... Красота!

Скоро узрим мы младенца Христа!»

Какую книгу читала бабушка? Вот о ней мы будет говорить в следующий раз.

 

Урок 5 Евангелие и Библия

Опорные понятия: Библия, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное Писание, пророк, апостол, христианин, откровение.

Цель урока:Осмысление учащимися значения для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значения для христианской культуры сюжетов Библии.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, бумага для письма и рисования

Ход урока

 I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами».

Задания учебника могут быть дополнены следующими вопросами и заданиями

1. Знаешь ли ты, что обозначают слова, вынесенные в название урока?

2. Есть ли у тебя дома Библия и Евангелие?

3. Знаешь ли ты о том, как пользуются Библией и Евангелием?

4. Объясни, кто такие христиане? В какой книге изложено то, во что верят христиане?

На этом этапе урока, до чтения статьи учебника нужно рассмотреть с учащимися несколько картин (3 - 4 ) с евангельскими сюжетами: к примеру, «Динарий кесаря» Тициана, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Христос и грешница» Поленова, «Тайная вечеря» Ге или любые по выбору учителя. Смысл этой работызаключается в том, что она будет началом к пониманию того, что культура современного мира- это христианская культура, что именно Евангелие пробудило европейскую мысль.

II. . Работа с текстом учебника.

1.Чтение статьи учебника про себя.

2. Перечитай статью учебника и пометь значком + те сведения, которые были тебе известны до чтения статьи и значком ! те сведения, которые явились для тебя новыми.

3.Выполни небольшое проектное задание: на основании статьи учебника сделай оглавление Библии и нарисуй обложку.

III. Работа с дополнительной информацией (врезкой)

В какую книгу Библии входит прочитанная притча?

Как ты понял смысл приведённой в учебнике Библейской притчи?

IY Подведение итогов урока.

Беседа по вопросам учебника. Вопросы могут быть дополнены следующими:

1. Рассмотри Библию. Прочитай оглавление Библии. Расскажи, из каких книг состоит Библия и кто является автором Библии?

2. Один из мыслителей и писателей придумал список вопросов, который определял самые ценные для опрашиваемых по этому списку людей вещи. Один из вопросов звучит так: какие книги вы бы взяли с собой на необитаемый остров? Подумай, какую книгу чаще всех других называли опрашиваемые люди (а среди них были величайшие ученые, поэты, философы) и почему?

3. Кто является главным Лицом книг Нового Завета? Какие различия есть между учениями Ветхого и Нового Завета?

 

Урок 6 Чему учил Христос?

Опорные понятия христианство, Нагорная проповедь

Цель урока:началоосмысления Нагорной проповеди, начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой культуры

Оборудование урока: мультимедиапроектор, слайды с изображением Генисаретского озера, карты Галилеи, места Нагорной проповеди

Ход урока

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами».

2 Тебя обидели, ударили, обозвали - такое встречается часто. Слёзы застилают глаза, сердце рвётся от обиды. Как поступить? Дать сдачи, отомстить, дождавшись удобного случая…?

 

II.Чтение статьи учебника

Перед чтением статьи учебника учащиеся выполняют следующее задание:

Предположи, чему учил Христос.

Чтение статьи учебника

Перечитывание статьи с целью найти тезис, главное утверждение каждой части статьи (о мести, о богатстве, Нагорная проповедь)

Обсуждение вопросов::

1. В чём обвинили Христа люди?

2. Почему Христос не стал уклоняться суда тех, кто объявил Его преступником и требовал казни?

 

III. Работа с дополнительным материалом. Чтение и обсуждение содержания врезки «как исцеляла людей любовь Христа»

Какую любовь можно назвать христианской? Как на этот вопрос помогает ответить отрывок из Нового Завета, Первого послания к коринфянам апостола Павла:

Если я любви не имею, то я - медь звенящая. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Достигайте любви.

 

IY Подведение итогов урока.

Беседа по вопросам учебника. Вопросы могут быть дополнены следующими:

1.Подумай и ответь, согласен ли ты с тем, что месть за причиненное зло умножает количество добра или зла в мире? Почему же есть такие люди, которые стремятся отомстить?

2. Перечитай ещё раз то место статьи учебника, где говорится о Нагорной проповеди? В чём её смысл? Что человек должен делать, чтобы следовать Нагорной проповеди?

3. Какое богатство – истинное и вечное? Как ты думаешь, почему люди стремятся иметь богатство сиюминутное и которое легко утратить и с трудом понимают, как важно стремиться иметь вечное богатство?

4. Перечитай «гимн любви» апостола Павла и скажи, в чем проявляется любовь? Почему апостол Павел призывает «достигать любви» (стремиться любить)?

5. В «Снежной королеве» олень просит финку дать Герде «такого питья, чтобы она получила силу дюжины богатырей и одолела Снежную королеву? —Силу дюжины богатырей? — повторила финка. — Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Разве ты не видишь, как велика ее сила? Разве ты не видишь, как ей служат люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Она не должна думать, что силу ей дали мы: сила эта в ее сердце, сила ее в том, что она милое, невинное дитя. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и вынуть осколки из сердца и из глаза Кая, мы ей ничем не сможем помочь».

О какой силе говорит финка?

 

Y. Подготовка к следующей теме урока. Опережающее задание под рубрикой «Поговорим по душам».

 

Урок 7 Христос и Его Крест

Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест

Цель урока: формирование понимания значения креста для христиан.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, бумага для рисования, цветные карандаши

Ход урока

I. I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами».

Вопросы могут быть дополнены следующими:

1. Вспомни, как выглядит крест, который носят православные христиане у себя на груди. Можешь посмотреть в книге или рассмотреть свой крестик. Нарисуй его.

2. Что знаешь ты о том, что означает сам крест, каждая из его перекладин, буквы, начертанные на кресте?

3. Знаешь ли ты, какой человек изображён на кресте и почему он изображён пригвождённым к кресту?

 

4. Знакомо ли тебе слово жертва?Как ты понимаешь значение этого слова?

 

II. Работа со статьёй учебника

1.Чтение статьи

2. Перечитывание для ответов на следующие вопросы:

Что означает слово «вочеловечился»?

Какое чудо христиане называют воплощением (Боговоплощением)?

От какого слова происходит слово «воплощение»?

Как связаны между собою Рождество и Боговоплощение?

Что именно в Христе было от Бога, а что от человека?

Каков смысл смерти Христа?

Как Христос отнёсся к тем, кто судил и казнил его?

Почему Христос позволил казнить себя?

Почему крест воспринимается христианами как знак любви Господа?

Почему христиане носят на груди крест?

 

III.Работа с дополнительным материалом учебника.

Чтение статьи.

Работа в парах: объяснение друг другу значения каждой перекладины креста. Во время этой работы демонстрируются слайды с изображением православного восьмиконечного креста

 

YI. Подведение итогов урока.

Ответы на вопросы учебника и дополнительные вопросы:

1. Вернись к своему рисунку, на котором ты нарисовал крест. Исправь ошибки в рисунке, если они были. Объясни, почему на Православном кресте три перекладины.

2. Как ты считаешь, можно ли носить крест ради украшения? Почему?

3 Объясни, как ты понял, что такое Боговоплощение? Почему и с какой целью оно произошло?. Кого обозначает слово Богочеловек?

4 Объясни, как понял ты смысл жертвы Христа?

5. Почему Христос знал, что Его жизнь и Его смерть на кресте принесут облегчение людям?

6. Подумай, какие последствия для людей возникли после Распятия Христа на кресте? Менялись ли они?

7. Знаешь ли ты о том самом главном событии, которое произошло после смерти Христа на кресте, которое повлекло за собой большие изменения в образе жизни людей? Какое это было событие?

Урок 8 ПАСХА

Ключевые понятия:Спаситель, Пасха Христова, Великий пост

Цель урока:формирование понимания, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, бумага для письма и рисования, цветные карандаши

Ход урока:

I. I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами».

Этот этап урока дополняется следующим заданием. Многим учителям знакома педагогическая технология, называемая «мастерской». Одной из целей мастерских является актуализация имеющихся у ученика знаний и представлений по изучаемой теме. Жизненный опыт учащихся позволяет в начале данного урока провести небольшую мастерскую, которая позволит повысит уровень мотивации для изучения темы.

Класс делится на две группы (левая и правая колонка, первый- второй вариант, как это привычно детям и учителю). Даётся задание: вспомните прошедший Великий пост (для одной колонки), вспомните прошедшую пасху (для другой колонки), какие приметы поста (или пасхи) вы можете назвать. Слова запишите. Вспомните настроение этих дней. Какими словами можно определить это настроение? Слова запишите. Вспомните запах этих дней? Слова запишите. Каким цветом вы бы изобразили эти дна? Название цвета запишите. С какими звуками связаны для вас эти дни? Слова запишите.

Напишите небольшое сочинение на тему «Пост» или «Пасха». Сочинения прочитайте друг другу. И по желанию – всему классу.

1.2. Учитель читает отрывки из книги И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Чистый понедельник.

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру»- закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, ив затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

 

Пасха

Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. В комнатах – пунцовые лампадки, пасхальные. Постлали пасхальный ковёр в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале ив коридорах – новые красные дорожки. В столовой на окошке – крашеные яйца в корзинах, пунцовые. На пуховых подушках, в столовой на диване, - чтобы не провалились! – лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, - остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым.

Идём в молчанье по тихой улице, в темноте. Звёзды, тёплая ночь, навозцем пахнет. Горкин берёт меня за руку.

- Папашенька наказал с тобой быть, иллюминацию показать.

Едва пробираемся в народе. Горкин наказывает нашим: «Жди моего голосу! Как показался крестный ход, скричу – вали!- запущай враз ракетки! Ну, дай Господи!...

У него дрожит голос. Мы стоим с зажигальником у нитки. С паперти подают – идёт! Уже слышно -

Ангели поют на небеси!..

- В-вали-и! вскрикивает Горкин, и четыре ракеты враз с шипеньем рванулись в небо и рассыпались щелканьем на семицветные яблочки.

- Кумпол-то, кумпол-то! – дергает меня Горкин.

Огненный змий взметнулся, разорвался на много змей, взлетел по куполу до креста.. и там растаял. В чёрном небе алым крестом воздвиглось! Сияют кресты на крыльях, у карнизов. Сияет – Х.В. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени – кресты, хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И всё накрыло великим гулом, чудесным звоном, из серебра и меди.

Христос воскресе из мертвых....

 

II. Чтение статьи учебника

Осмысление статьи: сопоставьте содержание статьи с отрывком из книги И.С. Шмелёва «Лето Господне». Чем статья учебника дополнила ваши представления о пасхе и представления, возникшие после чтения отрывка из книги Шмелёва?

III.Чтение стихотворения А. Майкова. Чем близки стихотворение и отрывок из книги «Лето Господне».

IY Демонстрация картин Ге «Вестники воскресения», Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», Пимоненко «Пасха», Кошелева «Дети катают пасхальные яйца», Мохова «Пасха»

Y Ответы на вопросы учебника

Урок 9 Душа

Опорные понятия:тело,душа, внутренний мир человека.

Цель урока: осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности

Оборудование урока: бумага для письма

Ход урока.

 I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами».

Задания дополняются следующими вопросами:

1. Выберите слова, которые обозначают предметы и явления, которые близки душе, на которые она откликается: еда, телевизор, тихая песня, журчанье ручья, шелест листьев, громкий хохот подростков в вагоне метро, ссора, компьютер, материнская ласка, отчий дом.

2. Объясни следующие выражения: «чистая душа», «грязная душонка», «голубиная душа», «спасти душу»

3. Объясни, как ты понимаешь, что это такое, человеческая душа.

II. Чтение статьи учебника.

Осмысление статьи учебника. Найди в статье учебника то, что тебя удивило: ты никогда не предполагал, что может быть так, как написано в учебнике.

Найдите в статье учебника ответ на вопрос, чем человек поход на Бога.

Каково удивительно свойство души?

III Работа с дополнительным материалом

1.Сколько этапов было в создании человека?

2.Как в акте создания проявилась любовь Бога к человеку

IY. Работа с дополнительным материалом.

Прочитайте стихотворение неизвестного автора. Ответьте на вопрос: какие мысли, утверждения, высказанные в стихотворении, докажут, что автор приведённого стихотворения – христианин?

Круговая порука добра

Что бы в жизни ни ждало вас, дети,

В жизни много есть горя и зла,

Есть соблазна коварные сети

И раскаянья жгучего мгла.

Всё же вы не слабейте душою,

Как придёт испытаний пора –

Человечество живо одною

Круговою порукой добра!

Где бы сердце вам жить ни велело:

В шумном свете иль в сельской тиши –

Расточайте без счёта и смело

Вы сокровища вашей души!

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой.

Человечество всё же богато

Лишь порукой добра круговой!

(Неизвестный автор)

Y. Подведение итогов урока. Ответы на вопросы: учебника и дополнительные вопросы:

1.Как ты понял выражение «Круговая порука добра»?

2. Подумай, болела ли у тебя когда-нибудь душа? Подумай и расскажи об этом самому себе. Смог ли ты понять, чем была вызвана эта боль?

3. Вспомни любимых тобою людей. Вспомни, как они проявляли по отношению к тебе и другим людям душевную теплоту или как в трудные минуты была стойкой их душа, или случаи, когда они проявляли душевную твёрдость.

4. Вспомни, как помогала душа выдержать трудные испытания литературным героям: маленькой Герде, оставшейся без тёплой одежды, двигаться навстречу снежному воинству, Элизе (сказка Андерсена «Дикие лебеди»), превозмогая боль, вязать братьям рубахи из крапивы. Приведи свои литературные примеры, когда душа подсказывала герою, как надо поступить правильно.

5. Как ты думаешь, откуда душа человека знает, как надо поступать правильно, по совести?

 

Урок 10 Добро и зло. Совесть

Опорные понятия: добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой.

Цель урока:осмысление понятий греха, связи греха и зла, формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать меру добра в себе и мире.

Оборудование урока: мультмедиапроектор, слайд со словарными определениями слов добро, зло, грех, совесть (по современным толковым словарям, не по словарю Даля),бумага для письма

Ход урока:

I.Работа с вопросами под рубрикой «Сначала рассуждаем сами»

Тема на доске не написана. Тему урока учащиеся сформулируют сами в ходе работы, направленной на выявление восприятия.

На доску выписать опорные понятия урока, провести с учащимися работу, направленную на выявление понимания ими опорных понятий урока. Например, со словом добро составьте словосочетания (творить добро, излучать добро, добрый поступок, добрые люди и т.д.), затем со словом грех (сотворить грех, покаяться в грехе, грешный человек, греховный поступок, смертный грех).

Проблемное задание: попробуйте поменять в словосочетаниях местами слова «добро» и «грех». Какое словосочетание не получиться: можно ли сказать «раскаяться в добре»? А можно ли сказать «смертное добро»? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?

Вам знакомы слова содружество, соединение, собрание и др. с приставкой со- Приставка со означает соединение с чем-либо. С чем (или Кем?) же происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?

Что означает выражение «быть в ладу со своей душой»? Совесть сопряжена с умом или душой? (или тем и другим?) Достаточно ли осознавать грех умом?

2.Обсуждение возможной темы урока. Запись темы на доске.

3. Чтение статьи учебника

Работа со статьёй учебника после чтения:

Что показалось тебе самым главным в статье, выпиши эту мысль.

Выпиши в тетрадь определения добра, зла, греха, совести, как это понимают православные христиане.

Сравни с определениями словарей. Что главное в определении обсуждаемых понятий у православных христиан (человек может управлять злом, побеждать его, может активизировать добро, может трудиться над своей душой).

3. Подведение итогов урока.

4. Беседа по вопросам учебника

 

Урок 11 Раскаяние

Ключевыепонятия: раскаяние (покаяние), покаянные молитвы

Цель урокаосмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлениею

Так же, как и на предыдущем уроке, тема урока на доске не записывается до тех пор, пока её не сформулируют учащиеся.

1. Работа с заданиями под рубрикой «сначала рассуждаем сами». Задания учебника могут быть дополнены следующими:.

Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого и постарайтесь уловить чувства Николеньки в этом отрывке: (до чтения надо рассказать детям, что действие сцены, которая будет прочитана, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть)

После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Меня так это обидело, что я разревелся от злости.

«Как! _ говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»

Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.

Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

- Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Вычертите «партитуру» чувств Николеньки (как меняется настроение Николеньки?):

Веселье- злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь.

Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?

2. Демонстрация слайда с репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Не сообщая названия картину, учитель проводит с учащимся беседу о сюжете картины, как его понимают дети. Как вам кажется, кто изображена картине? В какой момент жизни изображены двое людей? Почему один из них не показан лицом зрителю? Почему он стоит на коленях? Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю. Знаете ли вы, как называется картина? Какой сюжет лёг в её основу? Из какой книги этот сюжет?

3. Формулирование темы урока, запись её на доске, обсуждение предполагаемого содержания статьи учебника.

4. Чтение статьи учебника. Выписка главного.

5. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам учебника

 

Урок 12 Заповеди

Цели и задачи урока.

Разобраться в понятии, ставшем темой урока, убедиться в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться. Предоставить учащимся возможность пошагово, адаптивно понять гуманную суть вечных заповедей.

Ключевые слова и выражения: заповедь, различение добра и зла.

Ход урока:

Примечание:материал, набранный курсивом, является дополнением к учебнику.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...