Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выявление восприятия, мотивация




Сначала размышляем сами

1. Поясните слово, ставшее темой урока.

2. После первого вопроса рубрики следует уточнить значение слова «традиция» - 1) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.д. Например: воинские традиции, национальные традиции; 2) обычай, установившийся порядок поведения в быту. Например: традиция встречи Нового года.

3. Традиции могут быть связаны и с повседневной бытовой жизнью и с другим серьезным опытом предшествующих поколений.

4. Расскажите о традициях, которые сложились в твоей семье, в школе, в кругу друзей. Если для оформления рассказа потребуются некоторые из перечисленных ниже положений, используй предложенные положения. Добавь другие, если аргументов недостает. Главное: подумай, что дает человеку и человеческому обществу следование традициям.

                        - взаимоуважение

                        - равенство

                        - доброе первенство (отца, матери, друга, учителя и т.д.)

                       - непреложность семейных или прочих установок

                       - следование слову, обещанию

                       - ответственность перед другими

                       - стремление помочь

                       - совместное переживание горя и радости

                       - уважение к старшим

5. Сделайте вывод о том, что дает человеку следование традициям. Это помогает или мешает ему жить? Аргументируйте свою мысль о роли традиции как цементирующего скрепляющего начала жизни.

6. Есть заповеди, которые пришли к нам из древности. Какие заповеди вы знаете?

7. Прочитайте текст в учебнике.

Исследовательская работа с текстом

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.

Что нового вы узнаете из текста? Отмечайте новую информацию.

Чтение текста

Послетекстовая работа

 

Работа с заданиями учебника рубрики «Вопросы». Дополнительные задания прописаны курсивом.

1. Есть ли связь между словами: заповедь, заповедник заповедный?

Попросим детей дать определение слова заповедь. Затем даем определение: Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. Пусть дети выделят главные слова в определении: религиозное предписание, моральная норма.

2. Что общего у вора и убийцы? Какие заповеди и моральные предписания они нарушили?

3. Чтение ВРЕЗКИ из учебника МОИСЕЙ.

4. Поразмышляйте над некоторыми заповедями Моисея:

Чти отца твоего и матерь твою, и благ и долголетен будешь на земле. Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?

Не убий! На первый взгляд все ясно: не убивай! Но будем еще помнить, что под убийством разумеется не только лишение жизни, но и попустительство, совет, способствующий этому преступлению. Эта заповедь повелевает жить со всеми в мире и согласии, потому что и словом можно убить человека. Лишение жизни человека всегда является грехом.

Не укради. То есть не воруй ни тайно, ни явно. Не обманывай при продаже, при сделке, делай все по совести.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Нельзя лгать, клеветать, осуждать другого.

В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и оказываются теснейшим образом связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь абсолютным, непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!

Подведение итогов

Сядем в кружок.Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.

Урок 13 Милосердие

Цели урока: Осмысление понятие «милосердие» как основополагающего  нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.

Ход урока:

Выявление восприятия, мотивация.

Можно добавить как дополнительные исследовательские действия – разбор слова по составу. Учащиеся объяснят, как могло возникнуть в языке это слово.

1. В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование слова: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». Выберите одно изположений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою позицию.

2. А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

Исследовательская работа с текстом.

Опережающее задание

Во время чтения текста и позже постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

           а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

           б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;

           в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить

(Для облегчения задачи это можно выполнять по вариантам).

Исследовательское чтение текста

ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

 Выполнение  опережающего задания после чтения текста.

Очень важно спокойно и уважительно выслушивать разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности.

Продолжение обсуждения темы:

- Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

- Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?» В чем можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?

- Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость». Придумайте ролевые игры:

        а) ребенок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание;

        б) преступник, осужденный по закону;

        в) нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзший и голодный.

Показав «классному народу» свою сценку, сформулируйте суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость.

Продолжение обсуждения темы:

- Вспомните сказку «Царевна-лягушка», когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой – лягушкой. Как вы думаете, стал ли бы он подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостивые чувства?

- Что помогает следовать призыву Христа: «Любите врагов ваших»? Почему это бывает полезно не только для того, кому оказывается милость, но, прежде всего, для того, кто эту милость совершает?

- Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?

- Как можно учиться совершать дела милосердия дома, на улице, в школе, в транспорте? Насколько это важно для смягчения ситуации в школе, в обществе в целом?

 - Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди? А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?

Может ли милостыня быть словесной? Можно ли помочь добрым словом?

Прочитайте толкование слова «милостыня».

- Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Докажите или опровергните это положение. Вспомните свои чувства при совершении добрых поступков. Может ли милостыня быть незаметной? Знаете ли вы, почему Деда Мороза в Европе называют Санта-Клаус - святой Николай? (история про его тайные милостыни). Христос сказал, что когда подаете милостыню, пусть правая ваша рука не знает что делает левая. Почему? Хорошо ли трубить всем вокруг о том, что ты помог кому-то?

А может ли человек даже не заметить, что он совершил доброе дело? Вы всегда замечаете, как вы дышите? Может ли желание добра другим людям стать для человека таким же естественным и незаметным для него самого как и его собственное дыхание? Можно ли сказать, что это признак хорошего, святого человека?

Великий русский историк Василий Ключевский рассказал, что в конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. Когда же в доме не осталось хлеба, Ульяна стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.

Покажите иконк св. Иулиании Лазаревской (Муромской)

Перескажите размышления историка Ключевского о милостыне в Древней Руси. Как она влияла на людей? На бедных и на богатых?

 

РАБОТА с ВОПРОСАМИ И ЗАДАНИЯМИ учебника

Вопросы и задания

Эти вопросы можно использовать и в беседе, которая описана выше.

1. Прочитай отрывок из стихотворения Пушкина:

 

И долго буду тем любезен я народу

Что чувства добрые я лирой пробуждал

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал

Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово «падший»? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?). Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?

2. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

4. Создайте собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами).

ПОДВЕДЕНИЕ итогов

Сядем в кружок

При этом можно сесть в кружок, а можно распределиться свободно. Можно поставить стул «для сомневающегося». Тогда пускай все дети аргументируют, адресуя ему свои доказательства. «Сомневающиеся» могут меняться, могут уходить в общий круг и т.д.

-Легко ли ответить на призыв Христа любить тех, кто обидел тебя, проявил себя как твой враг? Что вам кажется самым трудным в этом?

Подумайте над проектом, который мы условно назовем «Эра милосердия».Вот вам несколько предложений для «затравки»: Предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение. Придумайте пьесу «Будьте милосердны!» Название можете дать свое. Подберите пословицы о добре и милосердии. Подберите стихи, фрагменты из фильмов. Можете подобрать и обсудить антипримеры. Придумывайте, дерзайте!

 

 

Урок 14 Золотое правило этики

Цели и задачи урока.

Дать начальное представление об этике, этичном поведении. Постараться усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.

 

Ключевые слова: «золотое правило этики», неосуждение.

Ход урока

Выявление восприятия, мотивация

Сначала размышляем сами

1.Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?

2.Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?

3.Попробуйте сформулировать свое определение «этики» и «этикета». Одно из значений слова «этика» - система норм нравственного поведения человека. «Этикет» - установленный порядок поведения где-либо. Например: школьный этикет, дипломатический этикет.

3. Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило этики?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...