Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пример решения матричной игры в чистых стратегиях.




Рассмотрим пример решения матричной игры в чистых стратегиях, в условиях реальной экономики, в ситуации борьбы двух предприятий за рынок продукции региона.

 

Задача.

Два предприятия производят продукцию и поставляют ее на рынок региона. Они являются единственными поставщиками продукции в регион, поэтому полностью определяют рынок данной продукции в регионе.

Каждое из предприятий имеет возможность производить продукцию с применением одной из трех различных технологий. В зависимости от качества продукции, произведенной по каждой технологии, предприятия могут установить цену единицы продукции на уровне 10, 6 и 2 денежных единиц соответственно. При этом предприятия имеют различные затраты на производство единицы продукции.

 

Таблица 12.

 

Затраты на единицу продукции, произведенной на предприятиях региона (д.е.)

 

Технология

Цена реализации единицы продукции, д.е.

Полная себестоимость единицы продукции, д.е.

Предприятие 1 Предприятие 2
I 10 5 8
II 6 3 4
III 2 1.5 1

 

В результате маркетингового исследования рынка продукции региона была определена функция спроса на продукцию:

 

 

где

Y – количество продукции, которое приобретет население региона (тыс. ед.), а X – средняя цена продукции предприятий, д.е.

 

Данные о спросе на продукцию в зависимости от цен реализации приведены в табл. 13.

 

Таблица 13.

Спрос на продукцию в регионе, тыс. ед.

 

Цена реализации 1 ед. продукции, д.е.

Средняя цена реализации 1 ед. продукции, д.е.

Спрос на продукцию, тыс. ед.

Предприятие 1 Предприятие 2
10 10 10 1
10 6 8 2
10 2 6 3
6 10 8 2
6 6 6 3
6 2 4 4
2 10 6 3
2 6 4 4
2 2 2 5

 

Значения долей продукции предприятия 1, приобретенной населением, зависят от соотношения цен на продукцию предприятия 1 и предприятия 2. В результате маркетингового исследования эта зависимость установлена и значения вычислены.

 

Таблица 14.

Доля продукции предприятия 1, приобретаемой населением в зависимости от соотношения цен на продукцию

 

Цена реализации 1 ед. продукции, д.е.

Доля продукции предприятия 1, купленной населением

Предприятие 1 Предприятие 2
10 10 0,31
10 6 0,33
10 2 0,18
6 10 0,7
6 6 0,3
6 2 0,2
2 10 0,92
2 6 0,85
2 2 0,72

 

По условию задачи, на рынке региона действует только два предприятия. Поэтому долю продукции второго предприятия, приобретенной населением, в зависимости от соотношения цен на продукцию можно определить как «единица минус доля первого предприятия».

Стратегиями предприятий в данной задаче являются их решения относительно технологий производства продукции. Эти решения определяют себестоимость и цену реализации единицы продукции. В задаче необходимо определить:

1. Существует ли в данной задаче ситуация равновесия при выборе технологий производства продукции обоими предприятиями?

2. Существуют ли технологии, которые предприятия заведомо не будут выбирать вследствие невыгодности?

3. Сколько продукции будет реализовано в ситуации равновесия? Какое предприятие окажется в выигрышном положении?

 

Решение задачи.

1. Определим экономический смысл коэффициентов выигрышей в платежной матрице задачи. Каждое предприятие стремится к максимизации прибыли от производства продукции. Но, кроме того, в данном случае предприятия ведут борьбу за рынок продукции в регионе. При этом выигрыш одного предприятия означает проигрыш другого. Такая задача может быть сведена к матричной игре с нулевой суммой. При этом коэффициентами выигрышей будут значения разницы прибыли предприятия 1 и предприятия 2 от производства продукции. В случае если эта разница положительна, выигрывает предприятие 1, а в случае если она отрицательна – предприятие 2.

2. Рассчитаем коэффициенты выигрышей платежной матрицы. Для этого необходимо определить значения прибыли предприятия 1 и предприятия 2 от производства продукции. Прибыль предприятия в данной задаче зависит:

· от цены и себестоимости продукции;

· от количества продукции, приобретаемой населением региона;

· от доли продукции, приобретенной населением у предприятия.

 

Таким образом, значения разницы прибыли предприятий, соответствующие коэффициентам платежной матрицы, необходимо определить по формуле (28):

 

(28)

 

где

D – значение разницы прибыли от производства продукции предприятия 1 и предприятия 2;

p – доля продукции предприятия 1, приобретаемой населением региона;

S – количество продукции, приобретаемой населением региона;

и – цены реализации единицы продукции предприятиями 1 и 2;

и – полная себестоимость единицы продукции, произведенной на предприятиях 1 и 2.

 

Вычислим один из коэффициентов платежной матрицы.

Пусть, например, предприятие 1 принимает решение о производстве продукции в соответствии с технологией III, а предприятие 2 – в соответствии с технологией II. Тогда цена реализации единицы продукции для предприятия 1 составит 2 д.е. при себестоимости единицы продукции 1,5 д.е. Для предприятия 2 цена реализации единицы продукции составит 6 д.е. при себестоимости 4 д.е. (табл. 12).

Количество продукции, которое население региона приобретет при средней цене 4 д.е., равно 4 тыс. ед. (табл. 13). Доля продукции, которую население приобретет у предприятия 1, составит 0,85, а у предприятия 2 – 0,15 (табл. 14). Вычислим коэффициент платежной матрицы a32 по формуле (28):

 

где i= 3 – номер технологии первого предприятия, а j= 2 – номер технологии второго предприятия.

 

Аналогично вычислим все коэффициенты платежной матрицы. В платежной матрице стратегии – представляют собой решения о технологиях производства продукции предприятием 1, стратегии – решения о технологиях производства продукции предприятием 2, коэффициенты выигрышей – разницу прибыли предприятия 1 и предприятия 2.

 

  B1 B2 B3 Minj
A1 0,17 0,62 0,24 0,17
A2 3 -1,5 -0,8 -1,5
A3 0,9 0,5 0,4 0,4
Maxi 3 0,62 0,4  

 

Рис. 11. Платежная матрица в игре «Борьба двух предприятий за рынок продукции региона»

 

В данной матрице нет ни доминируемых, ни дублирующих стратегий. Это значит, что для обоих предприятий нет заведомо невыгодных технологий производства продукции. Определим минимальные элементы строк матрицы. Для предприятия 1 каждый из этих элементов имеет значение минимально гарантированного выигрыша при выборе соответствующей стратегии. Минимальные элементы матрицы по строкам имеют значения: 0,17, -1,5, 0,4.

Определим максимальные элементы столбцов матрицы. Для предприятия 2 каждый из этих элементов также имеет значение минимально гарантированного выигрыша при выборе соответствующей стратегии. Максимальные элементы матрицы по столбцам имеют значения: 3, 0,62, 0,4.

Нижняя цена игры в матрице равна 0,4. Верхняя цена игры также равна 0,4. Таким образом, нижняя и верхняя цена игры в матрице совпадают. Это значит, что имеется технология производства продукции, которая является оптимальной для обоих предприятий в условиях данной задачи. Эта технология III, которая соответствует стратегиям предприятия 1 и предприятия 2. Стратегии и – чистые оптимальные стратегии в данной задаче.

Значение разницы прибыли предприятия 1 и предприятия 2 при выборе чистой оптимальной стратегии положительно. Это означает, что предприятие 1 выиграет в данной игре. Выигрыш предприятия 1 составит 0,4 тыс. д.е. При этом на рынке будет реализовано 5 тыс. ед. продукции (реализация равна спросу на продукцию, табл. 13). Оба предприятия установят цену за единицу продукции в 2 д.е. При этом для первого предприятия полная себестоимость единицы продукции составит 1,5 д.е., а для второго – 1 д.е. (табл. 12). Предприятие 1 окажется в выигрыше лишь за счет высокой доли продукции, которую приобретет у него население.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...