Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Метод последовательных уступок (или пороговых значений).




,

 

где

hj – уступка по критерию fj(x), т.е. величина, на которую ЛПР согласен уменьшить значение данного критерия по сравнению с его максимальным значением.

Метод группировки критериев.

Суть метода заключается в том, что множество критериев, значения которых предварительно вычислены на некотором оптимальном (по Парето) плане x°, разбивается на три группы. Первая группа включает критерии, значения которых могут быть уменьшены по сравнению со значениями, вычисленными на плане x°. Вторая группа состоит из критериев, значения которых желательно увеличить. Третья группа включает критерии, значения которых не хотелось бы уменьшать по сравнению с достигнутыми на плане x°. Далее отыскивается план уже в новой системе ограничений, который позволяет максимально увеличить значение критерия второй группы.

Так как критерии могут иметь различные масштабы и шкалы измерения, то прежде, чем приступить к решению многокритериальной задачи, их необходимо привести к одной единице измерения (обычно к безразмерному виду). Этот процесс называется нормализацией. Существуют различные методы нормализации. Предлагается следующий способ получения безразмерной формы критериев:

 

(6)

 

где

 

 

Рассмотрим следующую многокритериальную задачу планирования. Пусть фирма имеет возможность реализовывать свои товары на 4-х различных рынках (альтернативы А1, А2, А3, А4). При этом ставятся одновременно следующие цели: минимизация затрат на рекламу, завоевание максимальной доли рынка и максимальный объем продаж в течение планируемого периода. Исходные данные приведены в табл. 3.

Таблица 3.

Исходные данные многокритериальной задачи (пример)

Альтернативы, рынки

Цели (критерии)

затраты на рекламу, тыс. ден. ед., f1 доля рынка, %, f2 объем продаж, тыс. ден. ед., f3
А1 7 45 90
А2 5 40 85
А3 9 50 80
А4 6 45 83

 

Значения критериев даны в различных единицах измерения, поэтому согласно формуле (6) приведем их к безразмерному виду:

 

 

Так как критерий f1 минимизируется, то для того, чтобы все критерии стремились к максимуму, умножим безразмерные величины критерия f1 на (-1) и сформируем табл. 4.

Таблица 4.

Преобразованные исходные данные (пример)

Альтернативы

Цели (критерии)

f1 f2 f3
А1 -0,5 0,5 1
А2 0 0 0,5
А3 -1 1 0
А4 -0,25 0,5 0,3

Метод равномерной оптимальности.

В соответствии с (1) имеем:

 

.

 

Альтернативы

Цели (критерии)

Критерий

f1 f2 f3
А1 -0,5 0,5 1 -0,5 + 0,5 + 1 = 1
А2 0 0 0,5 0,5
А3 -1 1 0 0
А4 -0,25 0,5 0,3 -0,25 + 0,5 + 0,3 = 0,55

 

Следовательно, согласно принципу равномерной оптимальности, предприятию выгоднее работать на рынке А1

Метод справедливого компромисса.

Чтобы воспользоваться данным методом, избавимся от отрицательности критерия f1, добавив константу, например 1. Тогда значения первого критерия будут равны:

 

.

 

На основании (2) имеем:

 

 

Альтернативы

Цели (критерии)

Критерий

f1 f2 f3
А1 -0,5 + 1 = 0,5 0,5 1 0,5 * 0,5 *1 = 0,25
А2 0 + 1 = 1 0 0,5 1 * 0 * 0,5 = 0
А3 -1 + 1 = 0 1 0 0
А4 -0,25 + 1 = 0,75 0,5 0,3 0,75 * 0,5 * 0,3 = 0,1125

 

Результат получился аналогичный предыдущему, а именно выгоднее работать на рынке А1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...