Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Другие исследования периферии личности 2 страница
Давайте теперь перейдем от факторно-аналитических исследований к исследованиям конструктной валидности 13 параметров теста "Блэкки". Блум и Хант (Blum and Hunt, 1952) проанализировали множество работ этого направления. Я же сосредоточусь на исследованиях, проверяющих психоаналитические гипотезы, касающиеся периферии личности. В одном из таких исследований Аронсон (Aronson, 1950) сосредоточился на фрейдистской теории паранойи. Он провел исследование тестом "Блэкки" 30 параноидальных и 30 непараноидальных шизофреников, а также 30 здоровых испытуемых из контрольной выборки. Эти три группы были сопоставимы по возрасту, интеллекту, роду занятий, религиозным верованиям, а также статусу солдат-ветеранов. Основанием для различения параноидальных и непараноидальных шизофреников было наличие галлюцинаций (обычных для параноиков). В психоаналитической теории паранойя и шизофрения рассматриваются как результаты "поломок" анального и орального типов личности соответственно. Следовательно, Аронсон предположил, что параноидальные шизофреники проявят большую степень Анальной ретенсивности, Анальной экспульсивности, Орального садизма и Орального эротизма, чем здоровые люди. Далее, параноидальные шизофреники будут иметь большие значения показателей, чем шизофреники непараноидальные, лишь по Анальной ретенсивности и Анальной экспульсивности. Результаты подтвердили его гипотезу по всем показателям, кроме Анальной экспульсивности, оказывая этим значительную поддержку точке зрения Фрейда. Однако Аронсон также обнаружил, что параноидальная группа имеет большие показатели по Мастурбальной вине, осознанным попыткам отрицания лежащего в ее основе сильного Страха кастрации, устойчивой тенденции к женской идентификации; сильным конфликтам с Суперэго, а также по предпочтению Объектов любви нарциссического типа. Многое из этого не мог четко предсказать периферический раздел психоаналитической теории. Имеется также ряд исследований людей с определенными нарушениями психики с помощью теста "Блэкки" (например, Blum and Kaufman, 1952). Но в общем эти исследования менее адекватны нашей цели, чем исследование Аронсона. В самом деле, в качестве явной цели этих исследований часто стоит изложение, а не эмпирическая проверка психоаналитического объяснения рассматриваемого расстройства. Подобные исследования предполагают адекватность теста и валидность теории, не проясняя реально ни то ни другое. Самым серьезным из таких исследований является, вероятно, исследование Линдера (см. Blum and Hunt, 1952) с помощью теста "Блэкки" 67 сексуальных насильников и 67 насильников несексуальных, сопоставимых по возрасту, расе, значению коэффициента интеллекта, образованию, социально-экономическому и семейному положению, срокам заключения и наличию предыдущих судимостей. Анализ полученных данных показал, что сексуальные насильники имели значимо более высокие оценки (большее беспокойство) по 9 из 13 параметров "Блэкки", Хотя это исследование может дать доказательства того, что сексуальные насильники – серьезно больные люди, оно нисколько не проясняет периферический раздел психоаналитической теории. В исследовании, кардинально отличающемся от уже рассмотренных, Свонсон (Swanson, 1958) попытался использовать картинки "Блэкки" для проверки некоторых психоаналитических гипотез относительно межличностного поведения в группах людей. Оценки размерностей теста "Блэкки" были получены для 20 членов каждой из двух групп тренинга в Национальной лаборатории тренинга группового развития в Бетеле, штат Мэн. Целью членов таких групп является более глубокое познание друг друга и самих себя в процессе тренинга. Свонсон предположил, что высокие оценки по Оральному садизму, Анальной экспульсивности, Эдиповой интенсивности, Сиблинг-соперничеству или Чувству вины будут соответствовать большей степени реального участия человека в факультативных группах типа групп Лаборатории тренинга. Свонсон использовал оценки по перечисленным размерностям "Блэкки", чтобы получить обобщенное заключение о вероятности участия в групповом взаимодействии каждого конкретного человека. Затем рассчитывались корреляции этих заключений с несколькими показателями реального участия. В общем в обеих группах были получены положительные корреляции, достаточные для того, чтобы показать, что заключения Свонсона валидны. Однако довольно трудно понять, каким образом это исследование касается валидности психоаналитической теории. Адельсон и Редмонд (Adelson and Redmond, 1958) провели исследование, касающееся анального типа личности, которое имеет непосредственное отношение к нашей теме. Они получили оценки по тесту "Блэкки" для параметров Анальной ретенсивности и Анальной экспульсивности у 61 студентки колледжа. Гипотеза исследования заключалась в том, что анально-ретенсивные субъекты должны иметь большую способность к запоминанию вербального материала, чем субъекты анально-экспульсивные. Основанием этой гипотезы явно является фрейдистская вера в то, что фиксация в анальном периоде происходит позже у ретенсивных, чем у экспульсивных подтипов. Чем позднее происходит анальная фиксация, тем больше упор на "задержании", чем на "отпускании". Из 61 испытуемой 32 были отнесены к экспульсивным, 18 – к ретенсивным и 11 – к нейтральным. Испытуемые читали по два прозаических отрывка, по нескольку сотен слов каждый. Один из фрагментов включал сексуальные и агрессивные темы, в то время как второй был нейтральным. Испытуемых просили воспроизвести фрагменты сразу же после предъявления, а затем неделю спустя. Как вы можете увидеть из табл. 10.4, ретенсивные субъекты во всех случаях демонстрируют большую успешность. Нейтральные субъекты, в общем, имеют средние показатели по сравнению с двумя другими группами. Адельсон и Редмонд представили также доказательства того, что эти различия в воспроизведении вербального материала не могут быть отнесены на счет различий в интеллектуальных способностях. Это четкое и серьезное исследование дает солидные основания для подтверждения конструктной валидности психоаналитического понятия анально-экспульсивного и анально-ретенсивного подтипов анального типа личности. Таблица 10.4 Различия между экспульсивами и ретенсивами
* Средние для беспокоящих фрагментов относятся к смысловым единицам. Сост. по: Adehon J., Redmond J. Personality differences in the capacity for verbal recall // J. Abnorm. Soc. Psychol., 1958. Конечно же, имеются и исследования, относящиеся к периферической части теории Фрейда, которые не используют тест Блэкки. Хоть я и не надеюсь на то, что смогу быть исчерпывающим в их обзоре, попытаюсь быть репрезентативным. Представляя эти исследования, я рассмотрю различные типы личности в порядке их предполагаемого возникновения в развитии. В отношении орального типа личности одним из немногих исследований является работа Голдмана (Goldman, 1948), в которой проводился самоотчет по 19 чертам 115 молодых людей. Список черт включал большинство из тех, что определяются как неотъемлемая часть орального типа личности. За немногими исключениями, предполагаемые оральные черты продемонстрировали эмпирически существующие взаимосвязи. Были выделены 20 испытуемых, отнесенных к положительному полюсу оральности (характеризуемому оптимизмом, доверием и экспансивностью), и 20 испытуемых, отнесенных к отрицательному полюсу оральности (характеризуемому пессимизмом, недоверием и консерватизмом). Критикуя данное исследование, Сирс (Sears, 1950) указывает: "К несчастью, эти довольно значимые результаты не были представлены с достаточной для придания им соответствующей достоверности степенью четкости и с адекватным объяснением применяемой математической обработки". В последовавшем за этим исследовании Голдман (Goldman, 1951) провел эмпирическую валидизацию предположения о том, что такая кластеризация черт представляет собой оральный тип личности. Результаты показали, что испытуемые, попадающие в пессимистический кластер предполагаемых оральных черт, действительно были отняты от груди раньше, чем испытуемые из положительного кластера. Однако эта связь оказалась слабой, а многие другие предсказанные взаимосвязи не подтвердились. Вряд ли можно сказать, что было получено убедительное доказательство эмпирической валидности. Сарнофф (Sarnoff, 1951) провел исследование, касающееся защитного механизма идентификации (или интроекции), являющейся примитивным способом избежания беспокойства и обычно соотносимой с оральной стадией развития. Точнее, он сфокусировался на идентификации с агрессором, понятии, присутствующем исключительно в теории Фрейда. Данная защитная реакция состоит в том, чтобы уподобиться человеку, обижающему тебя с целью избежания тревоги, связанной с угрозой причинения тебе боли и с угрозой твоего собственного деструктивного гнева. Сарнофф утверждал, что антисемитизм среди евреев является доказательством "prima facie" имеющейся идентификации с агрессором, и разработал опросник для ее оценки. Евреи, получившие высокие оценки по данному опроснику, "рассматривались как принявшие в отношении своей собственной национальной группы те же антисемитские взгляды, которые выражают ярые приверженцы группового большинства в нашем обществе" (Sarnoff, 1951). С помощью данного опросника 100 евреев – студентов колледжа были разделены на две группы: 45 – с высоким антисемитизмом и 55 – с низким антисемитизмом. С целью определения личностных различий между двумя группами на этой выборке был проведен ряд личностных тестов. Результаты, показанные в табл. 10.5, были представлены автором в качестве подтверждения гипотез теории Фрейда. Таблица 10.5 Различия между числом испытуемых
* Для переменных, основанных на ТАТ, эти различия представляют собой сравнение между 43 высокими и 54 низкими показателями. Три из 100 протоколов ТАТ были либо утеряны, либо исключены из анализа в связи с тем, что испытуемые не следовали инструкциям. ** Так как все наши специфические предсказания сделаны с опорой на априорную основу, принимавшую во внимание направленность различий, только половина вероятностной кривой используется для определения уровня значимости. Уровень значимости этих результатов был получен с уменьшением в 2 раза вероятности по традиционным таблицам критерия "t", так как эти таблицы основаны на обеих половинах вероятностных кривых. Сост. по: Sarnoff I. Identification with the aggressor; some personality correlates of anti-semitism among Jews // J. Pers., 1951. В данном исследовании евреи-антисемиты (высокие показатели) показали себя неуверенными, хронически боязливыми людьми, грубо отвергаемыми своими родителями. Они имели тенденцию не нравиться себе, испытав неприязнь со стороны родителей. Они ненавидели и своих родителей. Будучи не способными принять самих себя, эти евреи, по-видимому, были вынуждены искать окольные средства повышения своей адекватности и в то же время реализовывали побуждения к самоотрицанию. Процитируем автора еще раз: "Становясь антисемитами, эти евреи, возможно, в порядке замещения усваивали сильную позицию шовинистов группового большинства и одновременно получали средство для увековечивания негативных образов себя и своих родителей". Хотя это исследование дает некоторые доказательства валидности концепта идентификации с агрессором, оно не связывает данную характеристику личности с оральной стадией развития. Существует немного исследований, релевантных оральному типу личности, которые заслуживают упоминания. То тут, то там попадаются исследования защитных реакций, связанных с этим типом (Sarnoff and Katz, 1954; Sarnoff and McClintock, 1956). Так были получены результаты, показывающие, что чем сильнее тенденция к использованию проекции (защитная реакция, считающаяся оральной по своей природе), тем меньше вероятность смены позиции в случае приведения рациональных аргументов в пользу такой перемены. Такие исследования дают некоторую эмпирическую опору для конкретных периферических характеристик, предполагаемых в качестве характеристик орального типа, но, однако, не дают эмпирического подтверждения существованию орального типа личности и его постулируемого развития. Частный вид оральной активности – курение – легко измерим и привлек к себе в последнее время значительное внимание исследователей. Главным образом эти исследования были посвящены определению природы общих различий между курящими и некурящими. Матараццо и Саслоу (Matarazzo and Saslow, 1960) тщательно проанализировали 44 исследования такого рода и пришли к выводу, что, несмотря на многочисленные спекуляции в литературе относительно связей между ранним младенческим опытом и курением, четкий образ типа личности курильщиков пока выявить невозможно. Хотя курильщики кажутся более экстравертированными, что звучит правдоподобно в качестве оральной черты, они также более тревожны, чем некурящие. В довольно объемистом исследовании Шуберт (Schubert, 1959a; 1959b) проверял гипотезы, вытекающие из работ Фрейда и Феничела, касающиеся курения как выражения оральной фиксации, но обнаружил лишь, что курильщики в выборке из 1500 студентов колледжа продемонстрировали такую же выраженность возбуждения или активации, как и принадлежность к оральному типу. Резонным представляется предположение о том, что, если необходимо найти четкие эмпирические подтверждения концепции орального типа личности, их следует искать не в литературе по курению. Переходя к анальному типу личности, мы наталкиваемся на другое исследование Сарноффа (Sarnoff, 1960). Его целью было изучение эмпирической валидности защитного механизма образования реакции, являющейся краеугольным камнем точки зрения Фрейда на анальный тип личности. Сарнофф предполагал, что теплые чувства любви и приятия к другим вызывают чувство тревоги, так как они социально неприемлемы в нашем грубом, ориентированном на рынок обществе. Следовательно, когда подобные теплые чувства возникают, люди, склонные использовать защитный механизм образования реакции, больше проявят циничных, критических чувств к другим. Чтобы проверить эту гипотезу, Сарнофф поставил своих 81 студента-выпускника (мужчин) в одну из двух экспериментальных ситуаций. Одна из этих ситуаций, спроектированная для того, чтобы вызвать сильные чувства приязни, включала просмотр инсценировки пьесы Уильяма Сарояна "Эй, вы, привет". Другая ситуация включала прослушивание той же самой инсценировки в аудиозаписи и предназначалась для побуждения лишь к умеренным чувствам приязни. До прослушивания фрагментов инсценировки все испытуемые заполняли опросники, измеряющие цинизм и склонность к образованию реакции. После пьесы испытуемые снова заполняли опросник для измерения цинизма. Результаты показали, что, вопреки ожиданиям, безотносительно к силе тенденции использовать образование реакции и к степени возбуждения приязни у всех испытуемых цинизм ослаб. На самом деле люди, имеющие тенденцию к образованию реакций, в меньшей степени редуцировали свой цинизм, но это является весьма слабым подтверждением гипотезы. Данное исследование можно критиковать по множеству оснований, не самым малым из которых является теоретически неубедительное предположение о том, что чувство приязни не относится к числу социально одобряемых. Кроме того, измерение защитных тенденций посредством самоотчетов в форме ответов на вопросы едва ли согласуется с фрейдистской традицией. В конце концов не предполагается, что человек осознает свои защитные реакции. Лишь немногие работы анализируют черты, соответствующие фаллическому типу личности. Однако имеется несколько исследований, посвященных одной из защит или черт, присущих этому типу. Это исследования, касающиеся реакции вытеснения, уже рассмотрены в 5-й главе. В общем они довольно убедительны, хотя многие из них можно подвергнуть сильной критике. Из исследований, касающихся единичных черт, релевантными теории Фрейда являются исследования страха кастрации, желания кастрации и зависти к пенису, всего того, что, как предполагается, черпает свою значимость для взрослой личности из событий, происходящих на фаллической стадии развития. Фактически все эти исследования используют показатели фантазий на различные темы, относящиеся к кастрации и зависти. Этот способ измерений является вполне подходящим, так как предполагается, что подобные темы лежат в подсознании. Блум (Blum, 1949) получил значительно больше ответов на тест "Блэкки", указывающих на страх кастрации, от мужчин, чем от женщин, и этот результат, очевидно, поддерживает фрейдистские позиции. Шварц (Schwartz, 1955, 1956) разработал способ оценки страха кастрации по ТАТ и нашел, что мужчины-гомосексуалисты демонстрируют значительно больший страх кастрации, чем мужчины с обычной ориентацией. Кроме того, мужчины получили более высокие оценки по страху кастрации, чем женщины. В единственном исследовании, использовавшем метод самоотчетов, Сарнофф и Корвин (Samoff and Corwin, 1959) применили многоальтернативный опросник определения страха кастрации, показав, что после предъявления им сексуально возбуждающих стимулов мужчины с высокими оценками по страху кастрации демонстрируют значительно более высокий прирост страха смерти, чем мужчины с низкими оценками по соответствующей шкале. Этот результат подтверждает фрейдистскую мысль о том, что сексуально возбуждающие стимулы должны вызывать чувство вины и страха наказания в основном у тех мужчин, которые испытали фиксации на фаллической стадии из-за жестких наказаний за свои сексуальные мысли в отношении матери. Предполагается, что страх кастрации явно соотносится со степенью суровости подобных наказаний. Хотя этот результат является весьма интересным, он потребовал значительных интерпретаций и предположений для того, чтобы быть истолкованным как поддержка фрейдистской позиции. И наконец, Холл и ван де Касл (Hall and van de Castle, 1965) искали доказательства страха кастрации, желания кастрации и зависти к пенису в рассказах о сновидениях. Их исследование было особенно тщательным. Оценочная система для страха кастрации включала в себя такие предметы, как проблемы с пенисом, смену мужского пола на женский, а также угрозу либо реальное повреждение или утрату части тела. Критерии для желания кастрации были теми же самыми, кроме того, что события происходили не с самим субъектом, а с другим человеком из его сна. Оценочная система для зависти к пенису включала в себя превращение женщины в мужчину, восхищение физическими характеристиками мужчин и приобретение мужских вещей. Поскольку оценка снов по таким характеристикам предполагает некоторую интерпретацию, важно показать, что оценочная система может быть использована разными исследователями с адекватной степенью согласованности. Холл и ван де Касл указывают, что по каждой из трех оценочных систем межэкспертная согласованность превышала 95%. Испытуемыми были студенты и студентки колледжа, которые описывали свои недавние сны в качестве классной работы. Результаты этого исследования показывают, что существует больше свидетельств страха кастрации среди мужчин, чем среди женщин, и что женщины проявляют больше зависти к пенису и желания кастрации, чем мужчины. Результаты этого и прочих вышеупомянутых исследований вполне соответствуют фрейдистским идеям относительно фаллического типа личности. Но следует сказать, что нет ничего, что могло бы проверить адекватность точки зрения Фрейда на развитие. Я не знаю, что можно было бы сказать относительно исследований, релевантных генитальному типу личности. Фрейдисты, похоже, сами не проводили таких исследований, возможно, потому, что этот тип представляется им идеальным. Согласно фрейдистам, полностью генитальных людей в реальности не существует. Кроме того, конкретные периферические характеристики генитального типа личности вряд ли специфичны для теории Фрейда, и, следовательно, исследования, касающиеся их, не принесут яркого подтверждения или опровержения этой точки зрения. Персонологи нефрейдистских убеждений, особенно последователи теории актуализации, проводили исследования, имеющие отношение к типам акцентов, которые можно найти в описаниях генитального типа личности. Но результаты их исследований более уместны в других частях данного обозрения и будут описаны там. Теперь мы можем оставить фрейдистские позиции и перейти к концепциям других персонологов. Вам следует помнить, что рассмотренные нами исследования имеют тенденцию подтверждать теорию Фрейда лишь в общем, иногда в недостаточной степени оправдывая наши ожидания относительно своей широты и четкости. Позиция Мюррея Мюррей (Murray, 1938) первым сделал акцент на эмпирическое измерение и валидизацию конкретных периферических характеристик, описанных в соответствующей части теории личности. Он и группа одаренных персонологов собрали огромное количество данных, имеющих отношение к его перечню потребностей (например, в достижении, аффилиации, власти, воспитании, помощи, переменах), на небольшой группе мужчин – студентов колледжа. В течение приблизительно шести месяцев эти исследователи использовали все возможные методы измерения: самоотчеты, проективные методики и оценку поведения – с целью объяснения периферической стороны личности этих молодых людей. Чтение результатов этого экстраординарного предприятия сегодня вызывает смешанное чувство благоговения перед новаторскими усилиями этой группы и определенного ощущения бесхитростности той манеры, в которой происходил процесс измерений. Вместо того чтобы удостовериться в достаточной объективности методик, позволяющей независимо работающим исследователям приходить к согласованным результатам, Мюррей учредил диагностический совет. В этом совете проходило обсуждение того, что же на самом деле наблюдалось у испытуемого, и в конечном итоге к заключению приходили путем голосования. Похвально, что такая процедура демократична, но она не совсем объективна в научном смысле из-за различий в способности людей наблюдать одно и то же независимо друг от друга. Однако мне очень трудно быть критичным, так как я искренне верю в то, что подход Мюррея был наиболее конструктивным из всех возможных в то время. Измерение личности было слишком новым делом, чтобы кто-то успел преуспеть в нем. Исследования Мюррея были смелыми начинаниями, хотя его результаты и не могут считаться демонстрацией эмпирического существования и валидности его концепции. Мерилом его влияния может послужить то, что некоторые методики, разработанные им и его коллегами, такие, как тест тематической апперцепции (Murray, 1943), все еще весьма популярны. Другим показателем его влияния является то, что его взгляды на периферию личности оказали сильнейшее влияние на тех персонологов, которые занимаются в основном разработкой тестов для оценивания личности. Перечень потребностей, по Мюррею являлся готовой отправной точкой для многих исследователей, желавших создать исчерпывающий тест для конкретных периферических характеристик. Хотя этот факт весьма драматичен, следует быть осторожным, чтобы в отсутствие дополнительной информации не прийти к выводу о том, что теория Мюррея гораздо более адекватна реальности, чем теории прочих персонологов. Популярность его списка потребностей, возможно, обусловлена их апелляцией к здравому смыслу, а также вниманием Мюррея к их операциональному определению. Под влиянием идей Мюррея был создан тест индекса активности (Stern, 1958). Этот тест состоит более чем из 300 пунктов, описывающих виды деятельности, в отношении которых испытуемый должен указать свои предпочтения или неприязнь. В этот тест входят 30 потребностей из списка Мюррея, каждая из которых измеряется десятью пунктами. Штерн разработал исходные пункты теста на основе описаний Мюрреем этих потребностей и использовал ряд процедур, включая факторный анализ, чтобы сократить число пунктов по каждой из потребностей до тех из них, которые имеют высокие взаимные корреляции и относительно независимы от пунктов, относящихся к другим потребностям. Итоговые показатели потребностей имеют адекватную внутреннюю согласованность и стабильность. Поэтому можно утверждать, что большинство потребностей, постулированных Мюрреем в периферическом разделе его тории личности, вполне может существовать в реальности. Но этот вывод следует некоторым образом ограничить, во-первых, в связи с несколько смущающим фактом, что показатели некоторых потребностей довольно высоко коррелируют друг с другом. Это может поставить вопрос о том, действительно ли постулированные потребности столь сильно отличаются друг от друга. Второе ограничение касается того факта, что тест Штерна использует лишь самоотчеты в форме ответов на вопросы. Хотя Мюррей и отстаивал возможность применения самоотчетов при измерении потребностей, он настаивал также и на том, что дополнительно следует применять соответствующие проективные и даже поведенческие данные, чтобы получить более точную картину. Решение Штерна использовать только самоотчеты отражает мнение разработчика теста о том, что такая информация является более объективной и лучше поддается количественной обработке, чем фантазии. Если верно предположение Мак-Клелланда о том, что самоотчет выявляет в большей степени схемы, нежели мотивы, мы можем ожидать, что тест Штерна неадекватен, поскольку в действительности он отражает в большей степени культурно усвоенные личностные образцы, чем истинные личные цели человека. Действительно, современная тестологическая литература насыщена доказательствами того, что самоотчет, используемый как метод получения информации о чертах и мотивах, подвержен эффекту, называемому стилем ответов (например, Jackson and Messick, 1958). Самым распространенным стилем ответов, похоже, является тенденция со стороны испытуемого отвечать на вопросы социально одобряемым образом (например, Edwards, 1957). Нет ни малейшей гарантии того, что человек, проходящий тест Штерна, отвечает с позиции своих действительных личных целей, а не исходя из того, какие, как ему кажется, цели прилично и социально желательно иметь. Будь индекс активности единственным эмпирическим доказательством осязаемости измерений потребностей по Мюррею, мы не смогли бы с уверенностью утверждать, что имеется доказательство их эмпирической реальности. Существует, однако, еще один тест, основанный на этих потребностях, который, хотя и использует формат самоотчета, но делает это особым способом, направленным на избежание риска получения социально желательных ответов. Этот тест называется "Каталог личностных предпочтений Эдвардса" (Edwards, 1953). Эдвардс начал с 15 потребностей, взятых из списка Мюррея, и создал наборы вопросов, содержание которых, по-видимому, подходило к каждой из соответствующих потребностей. Сперва он протестировал по этим вопросам группу студентов колледжа в том же виде, как это делал Штерн, а именно посредством описания видов деятельности, которые оценивались как нравящиеся или не нравящиеся. Сознавая наличие проблемы, заключающейся в тенденции отвечать в социально желаемой манере при оценке личностных целей, Эдвардс получил в другой группе испытуемых оценки каждого из вопросов по критерию их социальной желательности. Он получил крайне высокую корреляцию (0,87) между частотой, с которой студенты колледжа указывали на предпочитаемые ими пункты, и оценкой этих пунктов как социально желательных! На основе этого обескураживающего открытия Эдварде применил для предъявления вопросов так называемый формат вынужденного выбора. Другими словами, он предъявлял пункты не поодиночке, а парами, тщательно удостоверившись в том, что каждый пункт в паре сходен с другим по уровню своей социальной желательности. После этого респонденты решали, какой из пунктов каждой пары они предпочитают. Предполагается, что оценка силы потребности, получавшаяся суммированием числа выбранных пунктов, релевантных данной потребности, свободна от влияния социальной желательности ответов. Итоговые оценки потребностей были прокоррелированы с отдельной шкалой, разработанной ранее для измерения тенденции людей отвечать в социально желательной манере. Корреляция между оценками потребностей и социально желательными ответами была достаточно мала, демонстрируя тем самым успешность процедуры Эдвардса. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 228. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |