Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие пропорциональной избирательной системы.




 Суть ее в том, что места в парламенте распределяются между партиями или избирательными блоками пропорционально числу поданных голосов за ту или иную партию или избирательный блок. Избиратели голосуют за партийные списки, а фактически за программу партии или избирательного блока. Условно говоря, если партия получает 10% голосов по стране, она будет иметь около 10% мест в парламенте. Эта система очень точно отражает мнение избирателей в стране.

После того, как избиратели проголосовали, устанавливается, так называемая, избирательная квотаили избирательный метр– это необходимый минимум голосов, который должна собрать та или иная партия для того, чтобы получить депутатский мандат в парламенте. Каждая партия получает по избирательному округу столько мандатов или депутатских мест, сколько у нее избирательных квот. Избирательная квота вычисляется разными способами, но простейший способ состоит в следующем: общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Например, проголосовали
500 тысяч избирателей, а избрать необходимо 50 депутатов. В данном случае квота будет составлять 10 тысяч голосов. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту. Например, партия получила 52 тысячи голосов, следовательно, она получит 5 мест в парламенте. Две тысячи «лишних» голосов передаются другим партиям в соответствии со сложившимися процедурами. Они могут передаваться по принципу «наибольшего остатка», то есть передаются той партии, которая после распределения квот будет иметь наибольший остаток голосов.

В некоторых случаях (достаточно редко) законом может быть установлено единое для всех округов число голосов, которое необходимо для избрания депутата. Это называется «способом единого числа».

О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует тот факт, что во многих странах Европы (особенно с небольшим населением) используется именно эта система. Она позволяет учитывать политические симпатии всего населения, стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности не только крупных, но и небольших политических партий. Однако, в ряде стран для того, чтобы ограничить участие мелких политических партий в формировании парламента, используется так называемый «заградительный барьер» или «заградительный пункт». Сущность его состоит в том, что партии, получившие на выборах менее установленного процента голосов избирателей (обычно менее 3% или 5% голосов избирателей) к распределению депутатских мандатов в представительном органе не допускаются. Такой подход объясняется тем, что за данные партии голосует незначительное число избирателей, и они не могут полноценно представлять мнение избирателей в представительном органе. Кроме того, представительство значительного числа мелких партий в парламенте затрудняет формирование парламентского большинства и, следовательно, может повлиять и на стабильность правительства, если оно формируется парламентом или президентом на основе парламентского большинства.

В пропорциональной системе при определении результатов выборов учитываются голоса избирателей, поданные за всех кандидатов, и на основании суммы всех голосов подводятся общие итоги. Таким образом, пропорциональная избирательная система позволяет учитывать при распределении депутатских мандатов все голоса избирателей и способствует политическим партиям принимать реальное участие в формировании представительных органов.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет и свои недостатки. Она способствует увеличению числа партий. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено множество партий, сложно сформировать правительство, в тех случаях, когда правительство формируется парламентом на основе партийного большинства. Такое правительство также не всегда является стабильным.

Пропорциональная система не дает возможности избирателям оценить личные качества кандидата, поскольку они голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список.

 


Понятие и социальная функция референдума.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 1994 года, вся власть в республике принадлежит народу, референду. Референдум – выражение воли народа,

В результате референдума принимаются нормативные акты, получающие силу закона. Референдум – это голосование, посредством которого принимаются решения республиканского и местного уровня.Юридическая сила референдума в Республике Беларусь, как и во многих зарубежных странах, выше юридической силы законов.

Для проведения референдума закон устанавливает определенные условия. Инициатива на проведение республиканского референдума может исходить от граждан. Республиканские референдумы назначаются по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

II.социальная функция Референдум как непосредственное народное волеизъявление имеет, конечно, преимущество перед представительной демократией, в частности парламентским способом решения общественных и государственных проблем.

Как правило, решение, принимаемое путем референдума, – это прежде всего политическое решение, хотя и облекаемое в определенную юридическую форму. Во-вторых, до референдума оно должно быть обстоятельно разъяснено через средства массовой информации избирателям с указанием желаемых и возможных нежелательных последствий. Только при соблюдении этих условий на референдум можно выносить и довольно сложные законопроекты вплоть до проекта конституции.

И несмотря на положительные черты этого института, выделяют и отрицательные в том что общественное мнение является неустойчивым, на референдум выносятся только общие положения, он не отражает мнение всего народа. Но и без него народ был бы лишен важного средства влияния на политическую жизнь и государственную власть.

Референдум также является способом формирования общественного мнения .Ещё одна социальная функция референдума заключается в том, что в демократическом обществе референдум может быть использован народом как противовес решениям государственных органов и органов местного самоуправления, которые не удовлетворяют интересы граждан.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...