Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовые последствия референдумов в Республике Беларусь.




Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в порядке, установленном для опубликования актов Президента Республики Беларусь.

Решение, принятое референдумом, вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок.

Датой принятия решения референдумом считается день референдума.

Следует особо остановиться на юридической силе решения, принятого республиканским и местным референдумом.

Юридическая сила решения, принятого республиканским референдумом, определяется указом Президента Республики Беларусь о назначении референдума. Юридическая сила решения, принятого местным референдумом, основывается на статье 50 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», согласно которой решение местного референдума по вопросам, отнесенным к ведению местных органов управления и самоуправления, обязательны для соответствующих Советов, исполнительных комитетов и местных администраций, органов территориального общественного самоуправления, всех предприятий, учреждений, объединений и граждан на соответствующей территории.

Согласно статье 77 Конституции решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом. Указанная статья Конституции определяет такую процедуру как для республиканских, так и для местных референдумов. Представляется, что в случае коллизии между решением местного референдума и правовым актом вышестоящего государственного органа (законом, декретом, указом и др.) должны применятся указанные правовые акты, однако, несмотря на это, решение местного референдума будет продолжать действовать.

Если для выполнения решения, принятого референдумом, требуется издание какого-либо правового акта, он должен быть принят в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения, принятого референдумом.

Практически речь идет:

1.О юридической силе акта, принятого путем референдума.

-если речь идет о Конституции, проблем нет - она обладает высшей юридической силой; -если речь идет об обычном законе, принятом парламентом, приоритет должен быть отдан референдуму.

2. О возможности или невозможности изменения либо отмены закона, утвержденного или принятого на референдуме обычным парламентским путем.

-по Венгерскому закону решения, принятые на референдуме, обязательны для Государственного Собрания. Отсюда, закон, принятый Государственным Собранием и вынесенный на референдум, но не прошедший его, вступить в силу не может.

-несовершенство конституционного законодательства дает возможность по конституциям, принятым на референдуме, согласно текстам могут подлежать частичному пересмотру парламентом без обращения к избирателям

Сущность и целесообразность разделения властей.

 В качестве конституционной основы и конституционного принципа осуществления государственной власти практически во всех демократических странах используется принцип разделения властей.

В качестве самостоятельного учения идея разделения властей как составная часть учения о демократическом государстве была связана с революциями ХVII-ХVIII вв. и сформулирована в середине ХVIII в. Д. Локком (Великобритания) и Ш. Монтескье (Франция).

Суть теории разделения властей заключается в том, что государственная власть исходит от народа, едина и неделима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. Вся полнота власти в демократическом государстве принадлежит народу, а он делегирует ее органам государственной власти, которые должны быть самостоятельными и существовать независимо друг от друга.

Разделение властей – это конституционный принцип организации управления государственной жизнью и объективно выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга.

Целесообразность этого заключается в том, чтобы какой-либо государственный орган или должностное лицо не имели возможности сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно пользоваться ею.

Конституционный принцип разделения властей, предполагающий взаимодействие государственных органов и их ограничение друг другом, предписывает создание системы сдержек и противовесов.

Система сдержек и противовесов – эта дополняющая принцип разделения властей система, которая позволяет не только разделить три власти (законодательную, исполнительную и судебную), но и конструктивно их уравновесить.

Существенными элементами системы сдержек и противовесов являются:

1. срочность полномочий должностных лиц различных уровней;

2. несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления;

3. право вето на законопроекты;

4. право роспуска парламента;

5. контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов;

6. конструктивный вотум недоверия правительству со стороны парламента;

7. независимость судейского корпуса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...