Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и назначение института президентства.




 Термин «президент» происходит от лат. «praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующего на собраниях. В современном значении, указывающем на должность главы государства, термин «президент» начал употребляться только в конце XVIII в., когда был учрежден институт президентства в США.

В Республике Беларусь институт президентства имеет чуть более чем десятилетнюю историю, начало которой было положено в 1994 г., с принятием Конституции и проведением первых президентских выборов. Изначально Президент Республики Беларусь являлся «главой государства и исполнительной власти» (ст. 95 Конституции в редакции 15 марта 1994 г.). 14 мая 1995 г. всенародным решением, принятым на референдуме, Президент приобрел право распускать парламент. Итоги второго республиканского референдума 24 ноября 1996 г. привели к замене системы правления в Беларуси с президентской республики на смешанную (президентско-парламентскую) республику с широкими полномочиями Президента. В результате третьего референдума 17 октября 2004 г. было отменено ограничение на количество сроков пребывания на посту Президента одного лица.

В сегодняшней редакции Конституции президентская власть выделена в отдельную главу. Согласно ч.1 ст. 79 Конституции, Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В ч. 2 ст. 79 указано, что Президент:

— олицетворяет единство народа;

— гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики;

— представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями;

— принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности;

—обеспечивает политическую и экономическую стабильность;

— обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними.

Президент Беларуси выведен из системы разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Это позволяет некоторым конституционалистам рассматривать власть Президента в Беларуси как отдельную ветвь власти — «охранительную, арбитражную по своей сути, лидирующую — по своей направленности».

Место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов.

 В иерархии государственных органов Президент Республики Беларусь занимает доминирующее место.

Президент Республики Беларусь не входит ни в одну из ветвей власти. На Президента возлагается обязанность обеспечивать преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществлять посредничество между органами государственной власти в случае спора по поводу их полномочий. Он отвечает за нормальное и бесперебойное функционирование всех государственных органов. Для выполнения этих обязанностей Президент наделен соответствующими конституционными полномочиями. Президент самостоятельно или через Администрацию Президента Республики Беларусь взаимодействует со всеми ветвями власти.

Ст. 79 Конституции возлагает на Президента роль гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. В случае необходимости Президент имеет право принимать все зависящие от него меры по обеспечению верховенства и стабильности Конституции, защите прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет собой единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. По сути дела, Президент является высшим должностным лицом государства, его представителем и лидером.

На Президента возлагается функция принятия соответствующих мер по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечения экономической и политической стабильности.

Согласно ст. 86 Конституции Республики Беларусь Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства. Президент приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.

Порядок избрания Президента Республики Беларусь.

В Конституциях и законах тех стран, где существует институт президентства, избрание на должность Президента осуществляется в основном тремя способами. В парламентских республиках, в которых имеется пост Президента, избрание на должность Президента в большинстве случаев входит в компетенцию парламента (Чехия) или более широкой коллегией выборщиков с участием парламента (Германия). Случаи избрания Президента непосредственно народом в парламентских республиках встречаются редко (Австрия). В президентских и полупрезидентских (смешанных) республиках Президент обычно избирается народом (Франция) или коллегией выборщиков (США). По форме правления Республика Беларусь после внесения в 1996 году изменений и дополнений в Конституцию более близка к полупрезиденской республике.

Конституцией Республики Беларусь предусмотрено, что Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь. Процедура избрания Президента Республики Беларусь рассматривалась ранее.

Срок полномочий Президента - пять лет.

Конституцией и Законом «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 года (в редакции Закона от 7 июля
1997 года) предусмотрено, что полномочия Президента начинаются с момента вступления в должность.

Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания: «Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь: верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. Для участия в церемонии принесения Присяги могут приглашаться также члены Совета Министров Республики Беларусь и другие должностные лица, представители общественных объединений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...